Григорий I Великий, Двоеслов (лат. Gregorius Magnus) (ок. 540-604), папа Римский, отец и учитель Церкви, святитель — последний римский папа античного мира и первый папа средневековья, с именем которого связано происхождение григорианского пения. Великий святой, почитаемый на Западе и Востоке. Скромный монах, последовательный политик и строгий глава Церкви, наставлявший верных и деливший трапезу с нищими.
Память 25 (12) марта.

Святитель Григорий происходил из старинного римского патрицианского рода Анициев, представители которого издавна исповедовали Христианство и из которого вышли Римские папы святой Феликс III (483–492), прямой предок Григория Великого, и святой Агапит I (535–536). К этому роду принадлежали Боэций (ок. 480–524/526), возможно, прп. Венедикт Нурсийский (ок. 480–547). Семья Григория Великого отличалась благочестием: в средние века в Римской Церкви почитали святым его отца Гордиана, и ныне в Римо-католической Церкви святыми почитаются мать Григория Великого святая Сильвия (пам. зап. 3 нояб.) и 2 его тетки, сестры отца – святые Тарсилла (Трасилла; пам. зап. 24 дек.) и Емилиана (пам. зап. 5 янв.). Отец Григория Великого был одним из 7 римских регионариев, управлявших округами, на которые был разделен Рим.

Юность Григория Великого совпала с непродолжительным временем восстановления в Италии римско-византийских культурных традиций, в промежутке между отвоеванием Византией этой территории у готов и очередным нашествием варваров – лангобардов. Это позволило Григорию Великому, с детства предназначенного к политической карьере, получить основательное образование, особенно в области права. Поступив на государственную службу, он около 573 г. стал одним из высших должностных лиц в Риме. Однако после смерти отца решил оставить политическую деятельность и принять монашество.

Основатель монастырей, монах

Святой Григорий основал 6 монастырей в наследственных поместьях на Сицилии и в 574/5 г. превратил свой дом в Риме, находившийся на склоне Скавра Целийского холма близ храма мучеников Иоанна и Павла, в монастырь во имя св. ап. Андрея Первозванного. Распродав оставшееся имущество, Григорий Великий раздал деньги бедным и стал вести строгую подвижническую жизнь в Андреевском монастыре простым монахом в посте, молитве, изучении Священного Писания и святоотеческих творений. Св. Сильвия поселилась в келье недалеко от основанного сыном монастыря. Строгая аскеза ухудшила физическое здоровье Григория Великого, остававшегося слабым всю последующую жизнь.

Диакон, папский представитель в Константинополе

Вскоре Григорий Великий был призван к церковному и общественному служению: в 577/8 г. против его воли он был рукоположен, вероятно, папой Венедиктом I во диакона-регионария, а примерно через год преемником Венедикта I папой Пелагием II был послан в качестве папского представителя, апокрисиария, в Константинополь ко двору визант. имп. Тиверия I с целью заручиться военной поддержкой императора в борьбе римлян против опустошавших Италию лангобардов. В Константинополе Григорий Великий приобрел большой опыт в госуларственных и церковно-административных делах, продолжая вести, насколько было возможно, вместе с приехавшими с ним несколькими насельниками монастыря апостола Андрея монашеский образ жизни. В византийской столице он познакомился с выдающимися людьми своего времени, в частности Антиохийским патриархом свт. Анастасием I Синаитом и св. Леандром, еп. Севильским (старшим братом св. Исидора, еп. Севильского), сблизился с семьей сменившего Тиверия имп. Маврикия, став крестным отцом его сына. По просьбе еп. Леандра Григорий Великий провел в кругу единомышленников цикл духовных бесед на Книгу Иова, составивших впосл. большое экзегетическое соч. «Moralia». Он одержал победу в богословском диспуте с Константинопольским патриархом свт. Евтихием по вопросу о телах святых после воскресения.

Возвращение в Рим

Григорий Великий не добился у императора военной помощи и в кон. 585 г. или нач. 586 г. был отозван в Рим. Он вновь вернулся в свой монастырь, вероятно тогда став его настоятелем; проводил с братией регулярные беседы на различные книги Священного Писания, благодаря чему число насельников увеличивалось. В это время Григорий Великий являлся одним из ближайших советников Римского папы Пелагия II. Возможно, он принимал непосредственное участие в составлении обширного папского послания к Аквилейскому патриарху Илие и епископам Истрии с целью уврачевания т. н. аквилейской схизмы (см. в ст. Аквилея), заключавшейся в неприятии мн. зап. епископами осуждения «Трех Глав» на V Вселенском Соборе.

На Римской кафедре

7 февраля 590 г. во время эпидемии чумы в Риме, возникшей после сильного наводнения, папа Пелагий II скончался. Духовенство и народ единодушно избрали новым папой Григория Великого, чему он пытался сопротивляться, не желая оставлять уединенную монашескую жизнь. Согласно сообщению Григория Турского, Григорий Великий для избавления Рима от чумы призывал народ к покаянию, организовывал в городе молебны и крестные ходы. По преданию во время одной из процессий, возглавляемой Григорием Великим, над мавзолеем имп. Адриана явился архангел Михаил, что знаменовало окончание эпидемии; впоследствии этот знаменитый рим. мавзолей получил название Замка св. ангела. После утверждения имп. Маврикием избрания Григория Великого папой он 3 сентября 590 г. был рукоположен во епископа и возведен на Римский престол, став первым Римским папой из монашествующих.

Теоретически юрисдикция Римского папы простиралась на территории Италии, Галлии, Испании и Иллирика. Но завоевания лангобардов, церковные смуты VI в. на практике ограничивали власть папы: она распространялась лишь на епископства, соседствующие с Римом, епископства юга Италии и островов Сицилия, Сардиния и Корсика. В этих областях Григорий Великий заботился о каноничности избрания епископов, которые принимали посвящение в Риме, особое внимание обращал на то, чтобы на вакантные кафедры избирались достойные и испытанные люди. Судебные тяжбы епископов разбирались в Риме папой во время ежегодных епископских соборов. С дозволения Григория Великого Сицилийские епископы по причине удаленности их епископств могли приезжать на собор раз в 3 года или даже раз в 5 лет. За пределами этих областей «папская власть была прежде всего нравственным и вероучительным авторитетом.

Политическая ситуация в Италии, переживавшей глубокий кризис, была таковой, что лишь Церковь оставалась действенной адм. структурой, и взошедший на Римский престол Григорий Великий был вынужден взять на себя заботу не только о Римской Церкви, но и о гражданском благосостоянии страны. Он не раз выступал ходатаем перед императором за италийское население, притесняемое гражданской властью, обращался к представителям местной власти, защищая обездоленных.

Ввиду того что имп. экзарх в Италии Роман не мог обеспечить защиту страны от лангобардов, Григорию Великому пришлось заниматься политическими проблемами с целью заключения перемирия с лангобардским вождем Ариульфом, который в 592 г. грозился захватить Рим. Когда в 593 или 594 г. в результате нарушения перемирия экзархом лангобардский король Агилульф подошел к Риму, собираясь разрушить его, Григорий Великий организовал защиту города и вступил с королем в переговоры через его жену христианку Теоделинду. Ему удалось спасти Рим только ценой огромного выкупа и обещания платить ежегодную дань. Действия архипастыря вызвали крайнее неудовольствие имп. Маврикия, назвавшего Григория Великого «изменником и глупцом», однако тот с достоинством и сдержанностью указал императору на его неспособность вести дела на западе империи.

Миролюбивая политика папы принесла империи желаемые результаты: в 599 г. по его инициативе, несмотря на противодействие некоторых визант. чиновников, был заключен мир с лангобардами. При Григории Великом начался постепенный процесс перехода лангобардов, бывших частью арианами, частью язычниками, в Православие. Обнаруживая «абсолютную политическую преданность империи», Григорий Великий, т. о., более, нежели светские власти Италии, выступал проводником имперской политики на Западе. Эти события, по мнению мн. исследователей, возымели далеко идущие последствия. Духовный авторитет, административный и дипломатический талант Григория Великого при слабости императорской власти в итал. владениях фактически делали его правителем на Апеннинах. Это был один из первых шагов в направлении создания будущего Папского государства, когда предстоятели Римской Церкви стали светскими государями не только де-факто, но и де-юре. В связи с этим Григорий Великий по праву считается отцом средневекового папства.

Григорий Великий всемерно укреплял церковную дисциплину, боролся с симонией, расширял благотворительность. Он внушал клиру заботиться о вдовах, сиротах и бедных. Оставаясь монахом, святитель вел скромную, воздержанную жизнь, избегая светской роскоши, чрезвычайно благоволил монастырям, основывал новые храмы (напр., храм во имя св. Агафии, мц. Палермской, в Риме в 592). Он высказал несогласие с эдиктом имп. Маврикия, запрещавшим принятие монашества военным и гос. служащим.

Григорй Великий не оставлял без внимания огромного хозяйства Римской Церкви. Он ужесточил контроль над использованием папских земельных владений, включавших территории в Италии, на Сицилии, Корсике, Сардинии, в Сев. Африке и Иллирике. Доходы шли на различные церковные и общественные нужды: помощь неимущим, основание монастырей, выкуп пленных, дань лангобардам и др. Папа ввел правило назначать управляющими каждой из частей папских владений не мирян, как было раньше, но только священнослужителей. При этом он сам испытывал кандидатов и старался предотвращать возможные злоупотребления. Стремление Григория Великого осмыслить цель и назначение своего архипастырского служения побудило его к написанию в первые годы понтификата сочинения «Пастырское правило».

Под бременем многочисленных архипастырских трудов Григорий Великий, как это видно из его сочинений, жалел о вынужденном оставлении монастырского образа жизни, болезненно переживая конфликт «жизни деятельной» и «жизни созерцательной»: «Теперь душа моя скорбит оттого, что неприятности лежащих на мне дел вызывают в ней воспоминания о прежней моей монастырской жизни... когда она умела управляться со всеми случайностями, возвышаться над всем скоропреходящим, потому что мысль ее была постоянно устремлена к небесному... А теперь, по долгу пастырского служения, я должен заниматься делами мирскими и, оставив прежнюю прекрасную и безмятежную жизнь, осквернять свою душу тиною земных попечений»; «я хотел бы с Марией сидеть у ног Господа, слушать слова уст Его, и вот с Марфой приходится заниматься внешними делами и заботиться о многом».

В июле 595 г. под председательством Григория Великого состоялся большой поместный Собор Римской Церкви, на котором были приняты документы, касавшиеся церковной дисциплины и богослужения. В результате реформы был установлен твердый порядок богослужения. Реформа монашества состояла в том, что Григорий Великий поставил его в тесную связь с церковной организацией и особенно с папой, к которому монахи могли апеллировать в сложных вопросах. Он издал особые документы (privilegia), регламентирующие возможность освобождения монастырей из-под контроля местного епископа; увеличил срок послушничества до 2 лет по сравнению с Уставом прп. Венедикта Нурсийского, определявшим 1 год испытания для новоначальных, возраст для аббатис установил не менее 60 лет (ср.: 1 Тим 5. 9).

Григорй Великий проявлял попечение о всех зап. Церквах, вел обширную переписку с представителями вост. Церквей. Пристальное внимание уделял Равеннской, Медиоланской и Аквилейской митрополиям, продолжая уже в качестве архипастыря заниматься исцелением «аквилейской схизмы»: ему удалось вернуть неск. епископов-раскольников в лоно Церкви, хотя полностью раскол был прекращен уже после смерти Григория Великого. В стремлении подчинить рим. влиянию Африканскую Церковь Григорий Великий согласился с требованием епископов Нумидии о сохранении там местных церковных обычаев и настоял только на том, чтобы в примасы не были посвящаемы обратившиеся из донатистского раскола. В письмах к североафриканским епископам по поводу обуздания беспокойных донатистов папа призывал архипастырей к соборным деяниям и оказанию помощи гражданским властям.

В 589 г. в Испании III Толедский Собор принял обращение вестготов-ариан в Православие. Григорий Великий послал паллиум одному из вдохновителей этого обращения, своему другу еп. Севильскому Леандру. Однако отношения Рима с Испанией осложнялись национальной обособленностью вестготов и византийским присутствием в Юж. Испании. Испанская Церковь всячески подчеркивала свою независимость от Римского престола. Не было у Рима постоянных административных связей и с галльской Церковью, но и здесь Григорий Великий упрочивал рим. влияние. В 593 г. он назначил архиепископа Арелата (совр. Арль, Франция), одной из древних галльских митрополий, св. Виргилия своим викарием, восстановив существовавшую ранее традицию; заложил основу будущего союза папства с Франкским государством, установив контакты с франкским королем Хильдебертом II; нейтрализовал иконоборческую деятельность Марсельского еп. Серена, приказавшего убрать из храмов и уничтожить св. иконы. В обосновании иконопочитания у Григория Великого выходит на передний план не догматические предпосылки, а дидактический аспект: иконы для неграмотных суть то же, что Свящ. Писание для грамотных, они напоминают о Христе.

В центре внимания Григория Великого была также миссионерская деятельность. Немало усилий он прилагал к обращению в Православие лангобардов. У св. Беды Достопочтенного и в житии св. Вильфрида приводится рассказ о том, как, еще будучи простым монахом, Григорий Великий предпринял попытку отправиться для проповеди Евангелия на Британские о-ва, завоеванные язычниками-англосаксами, которые во многом уничтожили там древнюю христ. церковную организацию кельтов и прервали ее контакты с римским миром. Но граждане Рима не захотели тогда отпустить Григория Великого.

Миссия в Англию была организована в 595/596 г. Она состояла из 40 монахов римского монастыря ап. Андрея во главе с его настоятелем св. Августином, ставшим впосл. епископом Кентерберийским, примасом Англии. Григорий Великий деятельно участвовал в подготовке миссии, рассылая рекомендательные письма к разным лицам на пути следования миссионеров с просьбами оказания им всемерной помощи, позже дополнительно направлял священнослужителей из Рима, посылал Августину предписания о иерархической организации Церкви англов, об отношениях епископа и клира, о правильном распределении церковных доходов и т. д.

Возможно, что к отправке миссионеров Григория Великого побудили сами англосаксы. По прибытии на Британские о-ва миссия была благосклонно принята кентским королём Этельбертом I и поддержана его женой христианкой королевой Бертой. Римская миссия преследовала цель не только распространения христианства среди язычников, но и весьма жесткой интеграции кельтской Церкви в рим. церковную структуру. Первоначально миссионеры имели успех лишь в королевстве Кент, за его пределами они столкнулись с сопротивлением кельтской Церкви, не желавшей отказываться от своих церковных обычаев и входить в подчинение Риму. Относительное единение кельтской и Римской Церквей в Британии было достигнуто только в 664 г. По мнению св. Беды, Григория Великого справедливо называть апостолом англов.

Отношения Григория Великого с Константинопольским Патриархатом были довольно сложными. Так, в 595 г. он получил апелляцию от 2 пресвитеров, осужденных в Константинополе, и, основываясь на расширительном понимании 4-го и 5-го правил Сардикийского Собора (343), аннулировал это решение. Кроме того, у Григория Великого вызвало протест использование Константинопольским патриархом свт. Иоанном IV Постником титула «вселенский», неверно понятого папой как претензия патриарха на всемирные епископские полномочия. Считается, что протест Григория Великого выразился в том, что он, выказывая смирение, первым из епископов Рима стал именовать себя «рабом рабов Божиих» (servus servorum Dei), хотя для этого утверждения нет достаточных оснований. Формулировка servus servorum Dei позже закрепилась в титулатуре Римских пап.

В последние годы жизни Григорий Великий тяжело болел, почти не вставал с постели.

Скончался в Риме 12 марта 604 года, в тот же день был погребен в портике базилики св. ап. Петра в Риме. По сообщению св. Беды Достопочтенного, на раке с мощами Григория Великого была выгравирована эпитафия, в которой он назван «консулом Божиим» (consul Dei).

Церковный народ почтил его именованием «великого».

Имя «Двоеслов»

В православной традиции святитель Григорий известен под именем Двоеслова. Необычное прозвище происходит от названия одного из самых популярных произведений папы Григория — «Собеседований о жизни италийских отцов». В книге, описывающей жития италийских святых, фигурируют два собеседника — вопрошающий диакон Петр и отвечающий Григорий. В оригинале название книги звучит как «Dialogus» (греч. Διάλογος), «Диалог», а в буквальном переложении на русский язык - «Двоеслов». В Средние века эта книга получила очень большое распространение, в VIII веке ее перевели на греческий, а в IX веке — на славянский. В связи с популярностью этого произведения среди современников, почетный титул «Двоеслов» стал вторым именем святителя Григория для всех последующих поколений православных христиан.

Образ Григория Великого в Синайском патерике

О смирении как главной черте святого Григория на всем протяжении его жизни говорится в Синайском патерике («Луг духовный», «Лимонарь») Иоанна Мосха:

«Когда мы прибыли в Келлии к авве Иоанну персидскому, он рассказывал нам о блаженнейшем епископе Римском Григории Великом. Я ходил в Рим на поклонение гробам свв. апостолов Петра и Павла. Однажды я стоял в городе и увидал, что идет папа Григорий, и что ему придется проходить мимо меня. Я решился поклониться ему. Заметив мое намерение, каждый из его свиты, один перед другим, говорили мне: «Авва, не кланяйся!» Но я не понимал, почему это, и считал вовсе неприличным не поклониться папе. Когда папа приблизился ко мне, заметив мое намерение поклониться ему – говорю, – как перед Богом, братия! – Папа первый бросился предо мною на землю и не прежде встал, как я первый стал на ноги. И облобызав меня с великим смиренномудрием, из своих рук дал мне три номисмы и приказал дать мне еще кусуллий и все нужное. Я прославил Бога, даровавшего ему такое смирение, милосердие и любовь ко всем». [Иоанн Мосх, «Луг духовный», Свято–Введенская Оптина Пустынь, 1991 г.]

Молитва об императоре Траяне

В житии Григория Двоеслова встречается интересный факт, когда по молитве Святителя было даровано спасение от адских мук душе римского императора Траяна (53 г. – 117 г.), одного из жестоких, по закону, гонителей христиан, и в то же время – лучших по своей справедливости и заботе о бедных правителей Римской империи.

Вот как повествуется об этом в одном из ранних житий святого:

«Некоторые наши люди также рассказывают историю, поведанную римлянами, о том, как душа императора Трояна была освежена и даже крещена слезами св. Григория, историю дивную и для рассказчика и для слушателей. Пусть никто не удивляется, когда мы говорим, что он был крещен, ибо без крещения никто не узрит Бога, а третий вид крещения – это крещение слезами. Однажды, пересекая Форум, великолепное творение, которое, как говорят, было воздвигнуто Трояном, он обнаружил, тщательно изучая его, что, будучи язычником, Троян все же сотворил дело столь великого милосердия, что оно казалось делом больше христианина, а не язычника. Ибо рассказывают, что когда он во главе армии поспешно выступал против врага, его разжалобили слова одной вдовы и император всего мира остановился. Она сказала: „Господин Троян, вот люди, которые убили моего сына и не хотят платить мне возмещение“. Он ответил: „Скажи мне об этом, когда я вернусь, и я заставлю их дать тебе возмещение“. Но она ответила: „Господин, если ты никогда не вернешься, мне не будет помощи“. Тогда, стоя во всем своем вооружении, он заставил ответчиков тотчас в его присутствии заплатить возмещение, которое они были должны. Когда Григорий узнал об этой истории, он познал, что это то, о чем читаем в Писании: „Защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда приидите, и рассудим, говорит Господь…“ (Ис. 1, 17,18). Поскольку Григорий не знал, что делать, чтобы утешить душу этого человека, который напомнил ему эти слова, он пошел в церковь св. Петра и проливал потоки слез, как было у него в обычае, пока, наконец, не получил через Божественное откровение уверение, что его молитвы услышаны, видя, что он никогда не брался просить это ни за какого другого язычника». [Раннее житие Григория Великого, составленное ок. 700 г. неизвестным монахом английского монастыря Уитби, цитируется по: иеромонах Серафим (Роуз), «Душа после смерти», Спб, изд. «Царское дело», 1995 г.]

На примере данного случая из жития Григория Двоеслова, а также некоторых иных эпизодов из житий христиан первых веков идея о возможности избавления по молитвам святых душ умерших людей, проводивших праведный образ жизни, но не принявших по различным причинам крещение, от вечных мучений в аду становится частью святоотеческого учения.

Комментируя эпизод об изменении посмертной участи императора Траяна по молитве папы Григория, иеромонах Серафим (Роуз) пишет:

«Поскольку Церковь не приносит общественных молитв за умерших неверующих, ясно, что это избавление от ада было плодом личной молитвы св. Григория. Хотя это и редкий случай, но он дает надежду тем, чьи близкие умерли вне веры». [Иеромонах Серафим (Роуз), «Душа после смерти», Спб, изд. «Царское дело», 1995 г., комментарий 7.8 к Приложению №1.2]

Труды

Сочинения Григорий Великий был одним из немногих Римских пап, оставивших обширное лит. наследие. Экзегет, проповедник и моралист, он в своих творениях явил то единство теории и практики, которое вообще представляет отличительную особенность лучших произведений святоотеческой письменности.

Самую большую группу его сочинений составляют экзегетические труды. Также он написал замечательные нравственно-аскетические тексты, среди которых особо отметим «Пастырское правило» («Regula pastoralis»), один из лучших святоотеческих трактатов по пастырскому богословию и «Диалоги о жизни и чудесах италийских отцов и о бессмертии души» («Dialogi de vita et miraculis patrum Italicorum et de aeternitate animarum»), написанные в простой, доступной форме для широкуой аудитории.

Кроме того, святитель Григорий писал богослужебные тексты. В православной традиции начиная с XVI в. Григорию Великому приписывается составление литургии Преждеосвященных Даров.

Тропарь святителя Григория Двоеслова, глас 4

И́же от Бо́га свы́ше Боже́ственную благода́ть восприе́мь,/ сла́вне Григо́рие,/ и Того́ си́лою укрепля́емь,/ ева́нгельски ше́ствовати изво́лил еси́./ Отону́дуже у Христа́ возме́здие трудо́в прия́л еси́, всеблаже́нне,/ Его́же моли́,// да спасе́т ду́ши на́ша.

Перевод: Восприняв от Бога свыше Божественную благодать, славный Григорий, и Его силой укрепляем, ты жил в соответствии с Евангелием. Поэтому у Христа получил награду за труды, всеблаженный, Его же моли о спасении душ наших.

Кондак святителя Григория Двоеслова, глас 3

Подобонача́льник показа́лся еси́ Нача́льника па́стырем Христа́,/ и́ноков чреды́, о́тче Григо́рие,/ ко огра́де Небе́сней наставля́я,/ и отту́ду научи́л еси́ ста́до Христо́во за́поведем Его́,// ны́не же с ни́ми ра́дуешися и лику́еши в Небе́сных кро́вех.

Перевод: В своем руководстве ты стал подобен Начальнику пастырей Христу, рядам монахов, отец Григорий, указывая путь к ограде Небесной, и потому ты научил стадо Христово заповедям Его, сейчас же вместе с ними радуешься и поешь в небесных селениях.

Использованные материалы:

1. Статья XII т. «Православной энциклопедии»
http://sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=41249&p_comment=belief
2. Диакон Николай Солодов, «Григорий Двоеслов: православный папа Римский», журнал «Нескучный сад» №3 (38), 2009 г.
http://www.nsad.ru/articles/grigorij-dvoeslov-pravoslavnyj-p...kij
3. Иеромонах Серафим (Роуз), «Душа после смерти», Спб, изд. «Царское дело», 1995 г.