Павел Давыдов
Антоний Оптинский о браке
Преподобный Антоний Оптинский (в миру Александр Иванович Путилов) и по сей день для многих православных христиан является духовным наставником. В его письмах современный человек может получить и утешение, и назидание, и ответы на самые болезненные вопросы. Преподобный Антоний, с юности посвятивший себя Богу, невзирая на крест тяжелой болезни, умел найти для каждого нужные слова. Очень трудно понять, как, превозмогая боль (ноги старца постоянно были покрыты кровоточащими язвами), он оставался жизнерадостным и неустанно молился о всех нас… Это поразительно, но даже сегодня, спустя два столетия после его перехода в мир иной, мы по-прежнему можем получить совет старца! И сегодня мне бы хотелось вспомнить его слова о любви и браке…
«Душевное спокойствие приобретается от совершенной преданности себя воле Божией, без которой ничтоже с нами бысть, еже бысть. И если бы муж Ваш действительно был не хорош, то спросите себя по совести пред Богом: “Да стою ли я, грешная, хорошего и доброго мужа?” И совесть Ваша непременно скажет, что ты совершенно хорошего не стоишь, и тогда во смирении сердца, с покорностью воле Божией будете от души любить его и находить много хорошего, чего доселе не видали. Расторгнуть же брачный союз по легкомыслию и неопытности своей хотя и не трудно в нынешние мудрые времена, но каково будет отвечать на Страшном Суде Божием? Ибо Сам Бог брачным союзом сочетает человека; а посему судите сами, что лучше — терпение или нетерпение!»
Да, это высказывание преподобного имеет к современному мужу или жене самое прямое отношение. Ведь это и есть наша самая глобальная проблема — мы слишком легкомысленно относимся к малой церкви. Впрочем, мы, кажется, вообще забыли, в чем смысл создания супружеских отношений… Самые распространенные причины (прошу заметить, не только среди неверующих людей), по которым люди вступают в брак: родить детей и «оставить после себя след»; удачно устроиться в жизни; заглушить боль одиночества; заполучить в пожизненное пользование «любимого» человека.
На самом деле все это направлено только на удовлетворение собственных желаний и личных интересов. Мало кто из нас сегодня хочет поступаться чем-то ради другого, пусть даже и самого близкого человека. Поэтому неудивительно, что число разводов в мире продолжает расти с каждым днем. Теперь уже не боятся разводиться даже те, кто считает себя верующими (ведь нынче можно «развенчаться»!) Понятие «семья» стало настолько размытым, что подчас жених с невестой могут оказаться одного пола. Нужно признать: мы запутались, потеряли нравственные ориентиры, забыли о том, для чего нам вообще даровано это великое таинство!
В христианском понимании брачный союз мужчины и женщины является не только Божиим замыслом. В начале сотворения мира Господь сказал: не хорошо быть человеку одному (Быт. 2: 18). А позже Христос учил людей, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19: 6).
Преподобный Антоний Оптинский напоминает о том, что, создавая семью, мы должны помнить о ее истинном смысле. Не зря же брак называется малой Церковью. Муж призван быть ее главой и, слушаясь Бога, обязуется вести свой дом по пути спасения. Он призван быть тем, кто, не щадя живота своего, встает на защиту интересов семьи (подобно Христу, отдавшему жизнь за Церковь). Жена, в свою очередь, должна быть его верной соратницей и помощницей.
К сожалению, о такой естественной иерархии сегодня помнят немногие. Ввиду того, что в семьях зачастую один из супругов является неверующим, возникает ряд вопросов: слушаться ли христианке своего мужа, если он запрещает крестить детей? а что делать, если муж православный, но по каким-то причинам настаивает на совершении греха? как мужчине главенствовать над супругой, если она еще не уверовала и не желает подчиняться?
На первые два вопроса мы находим ответ в Священном Писании. Апостол Павел в своем Послании к Коринфянам говорит как раз о ситуации, когда один из супругов принял Христа, а другой нет. В этом случае он настаивает на сохранении семьи, если тот, кто еще не уверовал, согласен жить вместе. Вот повеление апостола на этот случай: Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам (Кор. 7: 14–17).
Еще апостол Павел говорит: Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог. (1 Кор. 11: 3) Таким образом, слушаться мужа (верующего или не верующего — не имеет значения) необходимо до тех пор, пока он не начал препятствовать в вере, а его решения и поступки не противоречат Божиим заповедям. Что же касается последнего вопроса, то здесь все немного сложнее. Да, действительно, бывают случаи, когда мужчина стал христианином, а его жена не хочет признавать иерархию в семье, хотя оба они любят друг друга. Что тут скажешь? Всему виной современная пропагада гендерного равенства. Газеты, журналы, радио, телевидение… Со всех сторон женщину призывают бороться за «свои права». На самом же деле ей навязывают непосильный груз ответственности, учат подавлять супруга, заставляют забыть о том, что она создана быть помощницей (см. Быт. 2: 18). Конечно, если уверовавший муж сумеет разрушить стереотипы и открыть жене красоту библейского уклада семьи, это будет настоящим чудом. Впрочем, я знаю, что и это возможно…
Но, возвращаясь к словам апостола Павла, нужно вспомнить об историческом контексте Послания к Коринфянам. Дело в том, что он обращается к людям, которые прежде не слышали о Христе. Это очень важно помнить! То есть сначала был заключен брак, а потом уже кто-то из супругов уверовал. Сегодня же ситуация другая. Порой православные, отчаявшись найти спутника жизни среди «своих», решаются заключить союз с человеком, который хотя бы не против Бога. И это уже совсем другая история. История, которая в большинстве случаев обречена, потому что все тот же апостол Павел говорил, что семью нужно создавать только с братьями и сестрами во Христе (об этом говорится в седьмой главе 1-го Послания к Коринфянам)…
Семья и финансовый достаток
«Когда у мужа с женою лад, то не нужен им будет и клад». В этом изречении святого преподобного Антония Оптинского содержится мудрость, открытая далеко не каждой семье. Ситуация в современном мире сложилась таким образом, что над нами стало довлеть слово «должен». Но на самом деле никто никому ничего не должен, кроме взаимной любви!
Деньги, разумеется, играют огромную роль в жизни человека, но на любовь они повлиять не могут. Если в семье есть лад, о котором говорит старец, то финансовые проблемы просто не могут сказаться на отношениях. К сожалению, многие супруги сталкиваются с одной и той же проблемой: муж не в состоянии заработать столько, сколько необходимо по расчетам жены. Начинаются ссоры и скандалы. Жена плачет: «Нам не хватает на содержание ребенка, а он не хочет идти на вторую работу или менять ее!» Муж при этом раздражен до предела: «Я вкалываю как ишак, а ей все мало! Хочет, чтобы еще по ночам работал!» Кто прав и кто виноват в сложившейся ситуации, не имеет значения. Важно лишь то, что деньги каким-то образом повлияли на отношения. Это говорит лишь о том, что прочный фундамент любви не был заложен изначально. Вступая в брак, супруги думали в первую очередь о себе.
Давайте для наглядности немного изменим описанную выше картину. Итак, тяжелые военные годы. Разруха и голод. Все та же семья. Только теперь они в еще более худших условиях, чем прежде. Разве придет кому-то из них в голову ссориться из-за отсутствия продуктов? Конечно, нет! Наоборот, каждый станет уступать другому последний кусочек черствого хлеба… Так почему же в одном случае отсутствие денег становится причиной ссоры, а в другом побуждает даже на подвиги?! Ответ очевиден: дело вообще не в деньгах. Дело в любви. Либо каждый член семьи пытается ее проявлять, забыв о своем «я», либо нет.
Если женщина начнет думать не только о своих потребностях (или потребностях детей), но и о состоянии мужа, тон ее мгновенно изменится. Он перестанет быть требовательным. Так же и с мужем. Думал бы он в первую очередь о других, вопрос смены работы не вызвал бы у него раздражения. Каждый будет стараться ради своей второй половинки — и какой-то выход обязательно найдется!