Митрополит Антоний Сурожский
Сегодня мы вспоминаем рассказ о Закхее, о богатом, знатном человеке, жившем в малом городке, где все его знали. Он тоже хотел увидеть Христа, и у него глаза были, только он был так мал ростом, что в толпе ему было невозможно Христа увидеть даже издали. И тогда он сделал нечто, что является просто героизмом: перед лицом всех своих сограждан, которые его знали, которые его почитали, которые, порой, может быть, трепетали перед ним, он вдруг, как мальчишка, взлез на дерево, чтобы только увидеть Христа. Нужда в этой встрече была в нем такова, что он победил в себе тщеславие, то есть желание, чтобы люди к нему относились с уважением, с почтением. Ему вдруг стало безразлично: пусть смеются надо мной, пусть освистывают меня, но без того, чтобы увидеть Христа, я дальше жить не могу. Что его привело к этому - нам не сказано, но нам сказано, что Христос, Который сердцеведец, Который знает, чту в каждом человеке, остановился, его призвал и пришел к нему в дом.
И тогда случилось именно то, чего не ожидал, может быть, даже Закхей. Христос, став перед ним, проявив Свою любовь и милосердие, так потряс его душу, что Закхей Ему сказал: я был неправедным человеком, а теперь я хочу выправить всю свою жизнь; я отдам четверицей тем, кого я ограбил, обездолил... И Христос ему сказал: спасение пришло в твой дом.
Здесь две вещи нам надо вспомнить. Во-первых, есть ли в нас такое желание встретить Христа? Или мы только надеемся, что, да, встретим, когда придет время, а пока как-нибудь и без Него обойдется... Я думаю, что многие из нас в течение долгих лет жизни так живут.
И второе: готов ли я ради встречи со Христом, ради того, чтобы стать Его учеником, оказаться предметом насмешки, чтобы люди надо мной глумились, чтобы отвернулись от меня те, которые меня уважали или кто трепетал передо мной?
И вот тут нам надо собрать много сил, потому что Бога мы только на словах боимся. Мы надеемся на Его милосердие, на прощение, надеемся, что придет время, когда всё между нами станет в порядке. Но тщеславие нас держит, тщеславие делает нас рабами людей, которые нас окружают: что они о нас подумают, что они сделают, кем я для них буду после того, как я стану верующим или просто порядочным человеком?! Когда вдруг люди увидят по разнице в моей жизни, что я был недостойным гражданином, недостойным христианином, недостойным мужем, недостойной женой, недостойным братом, недостойным другом! По разнице поведения вдруг меня обвинят; готов ли я на это?
Мы, может быть, на словах скажем: да, готов; а на самом деле, как страшно, когда вокруг тебя становится пусто и раздается смех: так вот какой он!
Подумаем над этим: каждый из нас несет в себе слепоту, безнадежность, отчаяние, крик к Богу, и потом усталость: «стоит ли кричать?» «Бог всё равно не отзывается». Нет, до конца надо взывать, и придет Христос.
И мы должны также помнить, что мы должны победить в себе всякую долю тщеславия, что не люди нам судьи, а совесть наша. Кто я перед моей совестью? Достоин ли я или недостоин того, что обо мне думают люди? Есть место у святителя Тихона, Задонского, он пишет молодому священнику, который ему говорит: не знаю, что делать! Я сознаю, что я недостоин - а меня люди хвалят; я им говорю о себе, и они только больше хвалят, говорят, какой я смиренный, чуть ли не святой... И Тихон ему отвечает: не делай этого, принимай все их похвалы и попробуй стать тем человеком, которого они в тебе видят. От их похвал не отрекайся, потому что к тем добродетелям, которых у тебя всё равно нет, они прибавят еще смирение, о котором ты и понятия не имеешь...
Подумаем об этом, и научимся из этих двух случаев тому, как начать наш путь в сторону Великого Поста. На будущей неделе будем поминать мытаря и фарисея, дальше - блудного сына, и от каждого из них мы должны научиться чему-то, чтобы, когда придет Страстная седмица, нам в нее войти, уже не думая о себе, а думая только о том, как Христос совершает Свой крестный путь, куда Он идет, и ради чего, - нет! - ради кого: меня грешного. Аминь.