Святитель Феофан Затворник
В день, посвященный Архангелу Божию Михаилу и прочим безплотным Силам, о чем нам больше и рассуждать, как не об Ангелах? К чему же именно направить нам слово свое?
Давайте укорять себя. За что? За то, что есть еще у нас грехи, заблуждения, ошибки, горести и беды, ибо всему этому не следовало бы быть между нами, когда окружает нас сонм безплотных и есть у каждого Ангел Хранитель.
Ангелы Божии – сами – попустят ли быть чему такому среди нас? Нет, если попускают, то, верно, по вине нашей или потому, что делаем себя недостойными Ангельского руководства и помощи, или потому, что своим противодействием и противонастроением уничтожаем и отвращаем все усилия Ангелов содействовать нам в добре.
Как же теперь быть? Надо себя так настроить, чтобы не отвращать, а привлекать Ангельское содействие. А это как делать? Вот как!
Надо помнить, что есть у нас Ангел Хранитель, и иметь к нему умное и сердечное обращение, – и в обычном ходе жизни нашей, и тем паче когда она чем-либо возмущается; когда нет такого обращения, то Ангелу нет способа вразумить нас.
Когда идет кто к трясине или пропасти, или реке, заткнув уши и закрыв глаза, что ты ему сделаешь и как поможешь? Кричать бы – у него уши заткнуты; знаком бы показать опасность – у него закрыты глаза. Так, когда нет у нас умного и сердечного обращения к Ангелу, это то же, что мы, обратясь к нему задом, идем в опасность. Он и дает нам предосторожность, но ум не видит и сердце не ощущает того. Вот и впадаем в беду или грех и заблуждение.
Скажешь: пусть за руку возьмет и наведет на путь правый. Верно, он так и готов делать, и ищет у тебя руки, чтоб взять за нее и руководить тебя. Но есть ли рука-то такая у тебя? Ведь не за эту телесную руку возьмет он, хоть и сие бывает в особенных случаях, но за руку душевную, не телесную, как и сам безплотен. Душевная же рука есть деятельная сила, направленная ко спасению и ревнующая о нем. Когда есть в душе ревность о спасении, непременно Ангел Господень возьмет тебя за нее и будет руководить, а когда нет, за что ему взять тебя? Нет у тебя места для соприкосновения ему с тобою. Ибо сам он есть из числа духов, посылаемых за хотящим наследовать спасение. Когда нет сего хотения, или ревнования о спасении, как он к тебе подступит, как воздействует на тебя, когда в тебе ничего нет соответствующего назначению его при тебе пребывания и его собственным усилиям?
Опять скажешь: пусть самое желание спасения возбудит. И это он делает, и делает прежде всего и усерднее всего, ибо тут корень жизни духовной. У тех, кои имеют сие желание спасения, он его поддерживает и укрепляет, а у кого нет, всячески возбудить заботится. Но редко успевает по причине большого нестроения, качествующего в нерадивой душе. В такой душе все в смятении – и мысли, и чувства, и намерения, – безпорядочный шум, как на базаре. Этот недостаток внутреннего мира и собранности, в какой мере есть у нас, в такой есть он – враг Ангельскому на нас действию. Как внушит что-либо доброе Ангел, когда внимания нет? Как услышит сие внушение душа, когда в ней шум и смятение? Вот усилие Ангела Господня и остается в нас безплодным!
Итак, хочешь ли пользоваться Ангельским руководством и содействием – укроти ты свою внутреннюю безпорядочность, собери ты свое внимание внутрь и стань у сердца своего. Ангел Господень тотчас заметит сие, подойдет и начнет влагать тебе помышления, клонящиеся к возбуждению желания спасения. Склонись на сие внушение и возьмись ревновать о спасении, тогда Ангел Господень не только за руку тебя возьмет, а на свои руки тебя подымет, и не поведет только, а понесет по пути спасительному. Только и ты постоянное уже имей к нему умное и сердечное обращение, и в ревности не ослабевай, и внимание храни. Он учить тебя будет всему, что, когда и в какой мере делать и чего не делать, а когда нужно, и внешнее знамение подаст в руководство. И все, которые спасались, так спасались.
Прочитай или послушай жития святых! Если мы не видим на себе такого осязательного Ангельского нам содействия – некого винить: сами виноваты. Сами не даемся в руки Ангелам и тщетными делаем все их о нас попечения. Побьется с нами Ангел Божий, побьется – и отступит. Опять приступит – и опять отступит. И так все, пока умрем. А когда умрем, Ангел представит Господу книгу жизни нашей и скажет: все сделал, чтоб вразумить – ничему не внимала душа сия. И положено будет на книге жизни надписание осуждения нашего, которое непременно исполнится на Страшном суде.
Ангелы Божии, пока живы мы, суть наши хранители, защитники и руководители, по смерти же нашей – на Страшном суде – будут неумолимыми исполнителями праведного о нас определения Божия. Слышали, что читалось в нынешнем Евангелии?! Послет Сын человеческий Ангелы Своя, и соберут от Царствия Его вся соблазны, и творящих беззаконие, и ввергнут их в пещь огненную; ту будет плач и скрежет зубом (Мф. 13, 41–42). И конец всему! Печать правды Божией належится; кто снимет ее?!
Правда, будет там и другая половина, о коей говорится: тогда праведницы просветятся яко солнце, в царствии Отца их (Там же, 43) Но попадем ли мы в число сих блаженных?! Обетование всем дано, но надо исполнять условия. Исполняющий их есть бодренный ревнитель. Почему, если мы будем больше походить на тех, о коих говорится в нынешней притче: спящим человеком, прииде враг, и всея плевелы посреде пшеницы (Там же, 25), – чего доброго от нас ожидать?! Когда спим, то есть не радеем о спасении и мятемся во всякой суете, тогда Ангелу доступа к нам нет, а врагу-то все и сподручно. Подходит он смело и влагает всякие дурные мысли и желания и научает всякому злу. Нерадивая душа принимает сии внушения, соглашается на них и при удобном случае приводит в исполнение. Чем дальше, тем хуже. А там и весь человек стал, как плевел посреди пшеницы, которого конец – пожжение.
Вот вам краткое указание на то, как держать себя в отношении к Ангелам.
Да не оскорбится душа ваша, что в светлый Ангельский праздник навожу на такие мрачные мысли. Делаю сие затем, чтоб отвратить вас от мрака греха и обратить к свету Ангелоподобного жития, чтоб здесь в общении с Ангелами поживши, все вы сподобились Ангельского и на небе сопребывания и соблаженствования в Царствии Отца нашего Небесного. Аминь.
8 ноября 1864 года.