Наступает последний день Страстной седмицы - Великая Суббота. Тьма, покрывавшая мир в страшную минуту смерти Спасителя на кресте, начинает мало-помалу расходится. Среди печальных погребальных песен в богослужении этого дня встречаются и такие, в которых слышится надежда и радость грядущего Воскресения.

Литургию Великой Субботы можно сравнить с зарей перед восходящим солнцем Светлого Воскресения. Так, в каждой из 15 паремий*, читаемых перед плащаницей, посреди церкви, заключается ветхозаветное пророчество о воскресении Господа, распятого и погребенного.

Хорошенько вслушайтесь в эти паремии: что за картины, одна другой величественнее, развертываются перед нами!

Вот картина исхода израильтян из Египта... Ночь. Предшествуемые огненным столбом, бегут вырвавшиеся из векового рабства евреи в Обетованную землю. Вдруг позади себя беглецы слышат погоню, а перед собой видят бушующее море. Беспредельной черной равниной раскинулись морские волны. Точно полоса расплавленного золота и серебра блестит, переливается в черных волнах остановившийся над морем, среди неба, огненный столб - этот чудесный вождь, который указывал среди ночной тьмы путь израильтянам. Вот Моисей поднял свой жезл, крестообразно распростер его над морем: вдруг разверзлась вода, двумя стенами встали волны, открыв дно, и - о радость! "Яко посуху пешешествует Израиль по бездне стопами".

Вслед за ними ринулось египетское войско - водные стены сдвинулись и скрыли под собою навсегда гонителя фараона... Чтец восклицает: "Коня и всадника вверже в море - поим Господеви!" Вы слышите эту песнь спасенных евреев, и вам видятся мужи, жены, старцы, перешедшие бездну моря посуху, которые стоят на берегу с воздетыми к небу руками и славят Творящего чудеса... При этом каждый присутствующий в церкви радостно чувствует, что завтра "славно прославится" Обвитый плащаницей, Лежащий во гробе.

За картиной перехода израильтян через море следует жертвоприношение Исаака, воскрешение пророками Илией и Елисеем мертвых отроков. Повестью о чудесном спасении трех отроков от огненной смерти в печи халдейской, посреди пламени, воспевших Бога отцов своих, завершается ряд паремий. "Господа пойте дела и превозносите Его во веки", - раздается уже праздничная песнь на клиросе.

Вслед за прочтением Апостола, три певца поют перед плащаницей: "Воскресни, Боже, суди земли". Торжественна эта минута! С этой минуты кончается пост и сетование: церковь внезапно снимает с себя все погребальные одежды и покровы; облачения черные, печальные сменяются на белые, блестящие.

"На Великий День само солнышко играет на небе, радуясь воскресению Господа!" Так говорят, верят и думают у нас в России. И никгда во всем мире Светлое Христово Воскресение с таким трепетом не ожидается, с такой радостью не встречается и так светло не празднуется, как у нас!

По материалам книги: Родина. Сборник для классного чтения в 3 частях. Сост. А.Радонежский. СПб., 1909.

* Пареми́я, или парими́я (от греч. παροιμία притча) - чтение во время богослужения отрывка из Ветхого завета. Пареми́и содержат в себе пророчества о празднуемом событии или хвалу святому, память которого совершается.


Еще о Великой Субботе читайте здесь.