Четверг Страстной седмицы называется Великим Четвертком или Чистым четвергом. В этот день Церковь вспоминает и проживает событие Тайной Вечери, на которой Иисус Христос установил таинство Евхаристии (Причащения).
Как описывается в Библии, на Вечере Христос взял хлеб, благословил его и подал ученикам со словами "Это есть Тело Мое …", затем, взяв Чашу, благословил ее и сказал: "… это есть Кровь Моя …" и затем добавил: "Сие творите в Мое воспоминание".
Утром Великого Четвертка служится Литургия Василия Великого. Каждый раз, причащаясь, мы вспоминаем Тайную Вечерю, но в этот день мы как бы сами участвуем именно в той Вечери, которую совершил Господь наш Иисус Христос накануне Своих крестных страданий. Вот почему все верующие стараются причаститься в этот день.
На Литургии многократно поется трогательное песнопение «Вечери Твоея тайные днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во царствии Твоем.»
Эту молитву можно перевести на русский язык так: «Сын Божий, сделай меня сегодня участником Твоей Тайной вечери: я врагам Твоим не открою тайны, и не дам Тебе такого поцелуя, как Иуда, но как разбойник (покаявшийся на кресте) верую в Тебя и говорю Тебе: вспомни меня, Господи, в Твоем Царстве.»
В этот день вспоминается также, что перед Тайной Вечерей Иисус Христос омыл ноги Своим ученикам, показав тем самым пример смирения и братской любви. Если службу совершает архиерей, то совершается Чин умовения ног: архиерей, по образу Христа, умывает в храме ноги сидящим священнослужителям и отирает их полотенцем.
Молитва в Гефсиманском саду, предательство Иуды, взятие под стражу Иисуса Христа и суд у первосвященников и прокуратора Иудеи Понтия Пилата – все эти события взаимосвязаны друг с другом и составляют основное содержание богослужения Великого Четверга. С этого дня и до воскресенья во всех православных храмах церковные службы посвящены воспоминанию о земных страданиях Спасителя.
Вечером в Великий Четверток начинается Последование святых страстей - утреня Великой Пятницы, или служба 12-ти Евангелий, во время которой читаются "12 Евангелий", то есть 12 частей из четырех Евангелий, где описываются земные страдания Иисуса Христа. Эти события относятся к ночи с четверга на пятницу и ко дню Великой Пятницы. Во время чтения Евангелий, все стоят с зажженными свечами. В России сохранился обычай не гасить свечи, с которыми стояли во время 12-ти Евангелий, принести огонь домой и сохранить его в лампадах до Пасхи.
В Великий Четверг в Православной Церкви издавна совершается еще и чин мироварения, во время которого лично Патриарх или те епископы, которых Патриарх благословил, варят и благословляют миро – особое благоуханное деревянное масло с красным вином, сваренное из различных смол и благовоний. В православной христианской церкви приготовление святого мира составляет предмет особой важности, так как миро используется при таинстве Миропомазания, которое происходит один раз в жизни православного христианина – после крещения (через помазанье верующим сообщается благодать Святого Духа).
В Великий Четверг также происходит заготовление Запасных Даров для причащения больных. Тело и Кровь Христовы, освященные на Литургии Великого Четверга, сохраняются в особом ковчежце (обычно выполненном в форме храма), который называется дарохранительницей. Дарохранительница стоит на престоле в алтаре и оттуда священники в течение всего года берут Тело и Кровь Христовы и, переложив в меньший ковчежец – дароносицу, причащают ими тех, кто по старости или по немощи не может придти в храм и причаститься в храме.
С Великого Четверга начинаются приготовления к Пасхе. В этот день наши предки совершали омовение, мыли свои дома и украшали их, красили яйца и готовились к пасхальному столу.