Монах Моисей Святогорец
Монах Моисей Святогорец подвизается на Святой Горе Афон около тридцати пяти лет. Он является иконописцем, поэтом, критиком и писателем. Издал 52 книги и написал более 1000 статей. Его труды переведены и изданы во многих странах мира. Занимал должность старшего секретаря в Священном Киноте Святой Горы. Около двадцати пяти лет является старцем каливы святителя Иоанна Златоуста скита святого великомученика Пантелеимона от монастыря Кутлумуш. Предлагаем вашему вниманию слово старца, посвященное Великому посту.
Предшествующий Святой Пасхе период Великого Поста вызывает (или по крайней мере, должен вызывать) у нас особые чувства и эмоции. Прекрасные и умилительные песнопения, многочисленные продолжительные богослужения, воздержание в пище – призваны помочь нам собраться с силами. Заглянуть внутрь себя, задуматься, осознать свои прегрешения – и принести искреннее покаяние.
Большая часть человечества не желает приблизиться к пониманию поста, продолжает свою монотонную жизнь.
Люди говорят, что серое существование им наскучило, но не готовы сделать и маленького шага, чтобы что-то изменить.
Многие садятся на суровую диету, но о посте слышать не хотят.
Ходят к психологу, часами смотрят телевизор, но в церковь пойти и исповедаться им некогда.
Современный человек не готов что-то дать окружающим. Он стремится только получать, не затрачивая при этом никакого труда и ничем не жертвуя. Он боится заглянуть внутрь себя и мучается из-за пустоты, разрушающей его душу изнутри.
Великий пост действует как рентген, как фотоаппарат, как зеркало. Мы, в некоторой степени, боимся его, так как он открывает наше истинное неприглядное духовное состояние.
Дух потребления, поиска удобств и самолюбия не даёт человеку освободиться от многочисленных излишеств, которыми он наполнил свою жизнь. Великий пост – это шанс на духовное преображение. Молитва Ефрема Сирина, которая пятьсот раз звучит на великопостных богослужениях, призывает нас оставить дух праздности, уныния, любоначалия, празднословия и стяжать целомудрие, смиренномудрие, терпение и любовь. Эта прекрасная и наполненная великим смыслом Покаянная молитва заканчивается прошением к Богу: «Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Таким образом, мы должны оставить сплетни, перестать делать друг другу замечания, прекратить критиковать и осуждать своих ближних. Обратить своё внимание на собственные недостатки и посвятить себя их исправлению.
Великий пост призван помочь нам сосредоточиться и прийти в себя. Призван помочь нам исцелиться от духовных заболеваний, которые помрачают наш ум, усложняют и наполняют нашу жизнь скорбями.
Если мы сможем хоть в некоторой степени заглянуть внутрь себя, осознать свои прегрешения и принести Богу покаяние – Великий пост станет для нас не унылым и бесплодным временем, а важной ступенью, которая приблизит нас к боголюбию и братолюбию. Тогда пост умягчит наше окаменевшее сердце, а не станет временем, наполненным формальными и навязчивыми обязательствами.
Рационалистический дух тяжёлых времён, которые мы переживаем, стремится внушить нам отвержение всего сверхъестественного, таинственного, мистического, исихастского, священного. Результаты отхода от Бога видны невооружённым взглядом. Повсюду царит уныние, меланхолия и отчаяние. Печать печали лежит на сердцах многих людей. Пришло время принести искреннее покаяние в оставлении Бога и вернуться в колыбель Нашей Церкви и Божественной любви.
В период поста часто случаются искушения, испытания, конфликты и падения.
Они происходят не случайно, а для того, чтобы мы стали более зрелыми духовно, пришли в равновесие и смирились. Не будем забывать, что жизнь каждого христианина – это крестный путь на Голгофу. Без распятия не бывает и Воскресения.
Великий Пост это прекрасная возможность подготовиться и встать на светлый путь восхождения. Великий пост стоит на двух ногах: молитве и воздержании. Но молитва и пост без смирения и любви не принесут никакого плода. Поэтому будем молиться и воздерживаться от пищи не для того чтобы возгордиться, а чтобы смириться, умерив своё самолюбие.
Не будем терять шанса, который даёт нам пост. «Се время благоприятно, се время покаяния…»
В Святой Церкви может быть найдено решение всех наших проблем. За ледяной зимой придёт весна духовного возрождения. Тучи никогда не скрывают от нас солнце навечно.