"Прииде пост, мати целомудрия". А какое же было время до того дня? Время блуждения. Душа блудила со всем, что ни попадало приятного на глаза, - и с лицами, и с вещами, а полнее с греховными страстями. Всякий имеет свою страсть, которой угождает во всем. Пора конец положить. Уразумей всякий свою Далилу, вяжущую тебя и предающую злым врагам, и покинь ее. И дано будет тебе больше, чем Самсону: не волосы только отрастут - благие помышления, и не сила только воротится - крепость воли, но и очи откроются - ум станет зрящим и увидит Господа, и себя, и что вокруг тебя в надлежащем свете. Се ныне время благоприятно! Се ныне день спасения! Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенскийтель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года.
ЛЕСТВИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА
Понедельник первой седмицы — начало Великого поста.
Длительность святой Четыредесятницы — 40 дней — восходит еще к Ветхому завету. Господь наш Иисус Христос пребывал в пустыне, постясь и размышляя об избранном пути, тоже 40 дней, во время которых его пытался соблазнить дьявол. Вот и последователям Иисуса полагается выдержать внутреннюю битву с сатаной в эти дни — а дьявол, как правило, не пренебрегает случаем потерзать постящихся. Впрочем, если в древности пост отличался совсем уж чрезвычайной строгостью, кое-где не разрешалось временами есть и даже пить воду, то в наши дни вполне можно потерпеть на крупах, овощах и т.д.
Православная Русь свято чтила Великий пост. В этот день разом смолкали все песни, оскудевал только что ломившийся от вкусных и обильных яств стол. Принятый на себя, как подвиг, добровольно, для спасения души пост просветляет душу, дает новые силы и открывает путь на небо, к Богу. Потому так радостно откликается душа на призыв Церкви к покаянию.
На всем протяжении Великого поста по церковному уставу не разрешается вкушение мясной, молочной пищи и яиц. На протяжении поста (за редким исключением) Божественные литургии совершаются лишь по субботам и воскресеньям, а значит, и младенцев (детей до 7 лет) причащают также только по субботам и воскресеньям. По средам и пятницам совершается особое последование - Литургия Преждеосвященных Даров.
На первой неделе Великого поста в понедельник, вторник, среду и четверг на вечернем богослужении читается Великий покаянный канон преп. Андрея Критского. Это торжественное и печальное творение, изумительное по глубине смысла и по красоте пения и слога. По окончании каждого стиха канона читается припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Девять песен канона разделены по дням на четыре раздела и каждая приводит душу в трепет. «Душе моя, душе моя, восстани, что спишь? Конец приближается и будешь смущена. Воспряни от сна, и пощадит тебя Христос Бог, вездесущий и все Собой наполняющий». Канон святого Андрея Критского — яркий пример того, как мало значит перевод богослужения со славянского на русский язык. Для человека, впервые пришедшего в храм и не бравшего в руки Библию, даже самый лучший перевод ничего не даст, потому что там главное не слова — а образы.
1-я Неделя (воскресение) Великого поста. Торжество Православия.
Это празднование было установлено по поводу окончательной победы Святой Церкви над иконоборческой ересью в 843 г., когда был принят догмат о почитании икон. Торжество Православия – это торжество победы Церкви над ересями, искажавшими учение христианской веры. По окончании Литургии в этот день положено совершать особый чин Торжества Православия, на котором Церковь, возглашая главные догматы, ею исповедуемые, молится об обращении заблуждающихся и о сохранении чад своих в истинной вере Христовой. После этих молитв она отлучает (анафемствует) от себя непокорных сынов, зараженных еретическими заблуждениями и возглашает вечную память тем, которые до смерти остались в послушании Церкви, особенно же – святым защитникам Православия. Подробнее читайте здесь.
Суббота 2-й седмицы - поминовение усопших.
В дни покаяния нашего мы не можем не радеть об оставлении грехов и упокоении душ, дорогих нам, поэтому во 2-ю, 3-ю и 4-ю субботу Великого поста Православная Церковь вновь совершает сугубую молитву за усопших. Те, кто уже обладает церковным опытом, конечно, подали в храмах особые записки о поминовении. Они будут вычитываться церковнослужителями во всяком необходимом случае на протяжении всех дней поста. О поминовении усопших во время ВП читайте здесь.
2-я Неделя Великого поста
Вторая седмица Великого поста называется седмицей "Светотворных постов". Во вторую неделю поста Церковь вспоминает архиепископа Фесалонийского Григория Паламу, жившего в XIV веке, при жизни удостоенного Божественных Откровений и дара исцеления. Он оставил церковное учение о несотворенном божественном свете (Фаворский свет), который свидетельствует о присутствии Бога в мире. Созерцание этого света можно достичь глубокой, безмолвной молитвой. Читайте о святителе Григории Паламе здесь.
3-я Неделя Великого поста, Крестопоклонная.
В субботу третьей седмицы во время утрени на середину храма для поклонения верующим выносится Животворящий крест Господень, поэтому эта неделя и следующая седмица называется Крестопоклонной. Крест находится посреди храма до пятницы 4-й седмицы.
Раз в четыре года на этой седмице в мироваренной палате в течение трех дней при непрерывном чтении Евангелия Патриарх Московский и всея Руси готовит святое миро, в состав которого входят масла, благовонные травы, вино и ароматические вещества. Подробнее о Крестопоклонной читайте здесь.
4-я Неделя Великого поста.
На четвертой неделе Великого поста Церковь вспоминает высокий пример постнической жизни подвижника VI века преподобного Иоанна Лествичника - автора книги "Лествица", в которой духовный путь подвижника сравнивается с восхождением по крутым ступеням. Преподобный Иоанн писал для монахов-пустынников, но его видение жизни как дороги, ведущей по ступеням ввысь, относится к каждому христианину. Именно поэтому Церковь молится Моанну Лествичнику в дни поста, который призывает всех стремиться к духовным высотам.
Четверг 5-й седмицы - Стояние Марии Египетской.
Накануне, в среду вечером читается Великий Покаянный канон преподобного Андрея Критского (полностью) и житие преподобной Марии Египетской.
Суббота 5-й седмицы - Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота акафиста).
Эта удивительно красивая служба, совершаемая раз в году, установлена в Греции в благодарность Божией Матери за неоднократное избавление Ею Царьграда от врагов. У нас акафист "Похвала Богородице" читается для утверждения верующих в надежде на Небесную Заступницу, Которая, избавляя от врагов видимых, тем более готова помочь в борьбе с врагами невидимыми. Подробнее читайте здесь.
Неделя 5-я Великого поста. Преподобной Марии Египетской.
Проведя юность во грехах, через глубочайшее многолетнее покаяние Мария пришла к великой святости. На примере Марии Египетской Церковь дает нам образец истинного покаяния и, для ободрения духовно труждающихся, показывает на ней пример неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам и напоминает верующим, что никогда не следует отчаиваться в милосердии Божием, как низко кто не падал. Подробнее читайте здесь.
6-я седмица
посвящена приготовлению постящихся к достойной встрече Господа с ветвями добродетелей. В субботу на Утрени и Литургии вспоминается воскрешении Иисусом Христом праведного Лазаря - она так и называется "Лазаревой субботой".
6-я Неделя, ваий (ветвей) или Цветоносная (Вербное воскресенье)
Неделя посвящена воспоминанию торжественного Входа Господня в Иерусалим, куда Он добровольно шел для страданий и Крестной смерти. В этот двунадесятый праздник все верующие в подражание той далекой торжественной встречи Господа стоят в храме с зажженными свечами и веточками вербы, единственной распустившейся в наших широтах к этому времени. Эту вербу освящают на Всенощной и хранят дома как святыню.
Подробнее читайте здесь.
Страстная седмица
На этом заканчивается святая Четыредесятница. И наступает последняя неделя перед Пасхой - Страстная, посвященная воспоминаниям последних дней земной жизни Иисуса Христа, его страданиям (страстям), смерти и погребению. Это самое святое время Церковного года, который, можно сказать, является как бы подготовительным к седмице Страстей Христовых и Пасхи.
О Страстной седмице читайте здесь.