Отвечает священник Михаил Воробьев, настоятель храма в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска
Вряд ли «гаишники», которых Вы так не любите, и чиновники-головотяпы являются такими уж врагами Отечества. Вполне возможно, что и они искренне любят свою страну и свой народ, просто при этом, как и мы с Вами, не могут отказаться от некоторых пристрастий и слабостей.
Оптимальное отношение к недостойному человеку Православная Церковь основывает на святоотеческом принципе: ненавидь грех, но люби грешника. Действительно, грех, который отдаляет человека от Бога, приводит его к духовной, а затем и физической гибели, достоин всякого осуждения. Однако сам грешник – это тяжелобольной человек, который зачастую сам не ощущает своей болезни и может быть исцелен действием Божественной благодати.
История Церкви знает множество примеров, когда самый, казалось бы, отпетый грешник становился подвижником благочестия. История жизни равноапостольной Марии Магдалины, преподобной Марии Египетской, блаженного Августина и многих других святых доказывают чудодейственную силу покаяния.
Замечательный русский писатель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в романе «Господа Головлевы» описывает отъявленного негодяя, который в погоне за мелкой наживой губит всех своих родственников, сживая со свету даже родную мать. Самая сильная заключительная сцена романа разворачивается в церкви в Великий Четверг во время чтения Двенадцати Евангелий. Привычно скучающий за длинным богослужением, отмечающий каждое прочитанное Евангелие восковым шариком, прилепленным к свечке, Иудушка Головлев впервые в жизни вслушивается в смысл прочитанного текста. И в евангельском слове ему внезапно открывается вся мерзость и пустота его жизни. Слезы душат раскаявшегося грешника. Он выбегает из храма и поздним вечером, уже ночью, под пронизывающим ветром пробирается к кладбищу, где умирает на могиле матери.
Образ Божий в человеческом сердце неуничтожим. Об этом свидетельствует, например, евангельская притча о блудном сыне (Лк. 15, 11–24). Совесть, которая является голосом Божиим, звучащим в человеческом сердце, способна возродить самого падшего человека. Поэтому, осуждая грех, Церковь призывает к покаянию грешника, молится о прощении его грехов, просит Бога вразумить и исправить человека, делающего зло и себе и своим ближним.
Веруя в благодатную силу покаяния, Церковь, в принципе, отрицательно относится к смертной казни, считая, что несовершенный и немилосердный человеческий суд лишает преступника возможности покаяться, если не сейчас, то в будущем. Вместе с тем, существуют такие страшные преступления, совершенные безумно озлобленными людьми, которые заставляют Церковь отказаться молиться за грешника, попирающего основные законы человеческой нравственности. Однако и в этом случае, остается, хотя и маловероятная, возможность покаяния. Анафема, отлучение, которому Церковь подвергает такого преступника, не означает проклятия, молитвы об осуждении, но является отказом молиться о его прощении, передачей его судьбы целиком и полностью на суд Божий.
Господь Иисус Христос заповедовал прощать своих врагов. Однако христианин обязан прощать только своих личных врагов, но не врагов другого человека. Я обязан простить того, кто совершает преступление против меня, но не имею никакого права прощать того, кто совершает преступление против моего ближнего.
Поэтому, с точки зрения Православной Церкви, судья, который приговаривает преступника к тюремному заключению или даже к смертной казни, поступает по-христиански, поскольку принимает на себя ответственность, изолируя или уничтожая преступника и ограждая тем самым множество людей от непоправимых бед.
Источник:
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_questions&task=view_quest&q_id=815