Слово «христианин» означает «маленький Христос», а имя «Христос» значит «помазанник». В Назаретской синагоге Иисус, разъясняя слова Исайи (см. Лк 4, 18; Ис 61, 1), утверждает, что принял помазание Духа:

«Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня
 благовествоватъ нищим... Ныне исполнилось
писание сие, слышанное вами».

Уже в Ветхом Завете мы читаем об обычае помазывать лоб посвящаемого елеем, который всегда использовали иудеи, а потом и христиане, считая его знаком Духа Божия. Святой елей христиан, освященный епископом в Страстной Четверг, называют "Святым миром," или "хризмой," по-гречески, - словом, однокоренным имени Христа. Миро используется при крещении, миропомазании и рукоположении. Все предметы, необходимые для совершения Евхаристии, - тоже освящаются через помазание этим святым елеем.

Почему же выбрали именно масло?

В Палестине оливковое масло считалось знаком Божественного благословения. Земля обетованная - это страна, где текут мед, молоко и елей [1]. В этой местности, где обильно растут оливковые деревья, оливковое масло было всегда чуть ли не главным богатством. Во многих ветхозаветных текстах упоминается о «елее радости», что веселит и смягчает сердце и является знаком плодородия, словно оливковое дерево таинственным образом преображает сам солнечный свет в золотистую масляную жидкость.

Попробуйте взять флакон с оливковым маслом и посмотреть через него на свет: оно заискрится, как если бы солнце вселилось в бутылку. Вот почему оливковое дерево священно. Долговечное, обладающее прекрасной древесиной, оно требует от человека неустанной заботы и ухода.

В жизни народов Средиземноморья оливковое масло незаменимо как продукт питания: оно содержит необходимые для организма питательные вещества, легко хранится и даже способствует сохранению других продуктов, то есть позволяет делать запасы. Но жителям Средиземноморья известно, что урожайность оливкового дерева в разные годы различна - бывают годы изобилия и годы бесплодия, годы веселья и годы уныния.

Во времена нищеты и бедствий пророк Илья, а за ним - Елисей, умножают последние кувшины с маслом у двух вдов: в первый раз - чтобы спасти от голода, во второй - чтобы выкупить из рабства семью. Дарованное в изобилии масло первой женщине возвращает надежду (см. 3 Царств. 17, 8-16), а второй - свободу, достоинство и состояние (см. 4 Царств. 4, 1-7).

Большой семисвечник в Иерусалимском храме содержал семь масляных лампад, маслом также кропили приносимую жертву. Священники и священное имущество храма тоже должны были быть освящены помазанием.

Масло - символ света, энергии, силы жизни. На еврейском языке одно из слов, обозначающих его, происходит от того же корня, что и глагол «светиться, сиять», потому что в древности масло было единственным способом освещения, единственным энергетическим средством, которое можно было переносить. Всегда находившееся под рукой, оно казалось чем-то вроде концентрированного света. Вечерами все жилища освещались только масляными светильниками.

Еще одна важная особенность масла - способность проникать повсюду, просачиваться даже в «плоть» камня (см. Пс 109, 18). Древние прекрасно знали об этом и, чтобы избежать порчи каменных украшений от холода, смазывали их маслом, которое, проникая внутрь камня, мешало проникновению влаги, грозившей его разорвать.

Кроме того, масло - это лекарство. Его смягчающие и успокаивающие свойства были известны людям с самого начала истории человечества.

При разного рода поражениях кожи и мышечных болях масло снимает раздражение и зуд и успокаивает боль (см. Иез 16, 9), причем это касается не только поверхностных поражений, но и самых глубоких - именно благодаря способности масла проникать внутрь тканей при втирании и массаже. Оливковое масло содержит много витаминов, снижает уровень холестерина и помогает при болях в пищеварительном тракте, поэтому его часто принимают как внутреннее лекарство. Во все времена олеотерапия была важной отраслью медицины.

И, наконец, масло используют в борьбе. Античные борцы и атлеты перед поединком намазывали им все тело: так легче было избежать захвата противником и разрывов кожи; каждому оставалось рассчитывать только на свою силу, ловкость и искусство. Кроме того, оно питало кожу и расслабляло мышцы. Еще и сегодня кремы для спортсменов готовят на основе натуральных масел.

Теперь становится ясно, почему елей для больных считается знаком благодати, которую дает Дух Святой для борьбы с болезнью и смягчения ожесточенной души. Как обычное масло исцеляет тело, так священный елей - отчаявшиеся души. Слово «агония» означает «последняя битва», но любая болезнь, даже если она не ведет к смерти, - это битва за жизнь. Уже Сам Христос посылал апостолов помазывать елеем больных (см. Мк 6, 13), а апостол Иаков передал этот обычай своим преемникам (см. Иак. 5, 14).

Что касается елея, которым помазывают при крещении, то он помогает избежать власти лукавого и врачует раны будущего христианина, неизбежные в борьбе с грехом и сатаной.

В конечном счете священное миро, душистое масло из редких и ценных веществ, означает дар Самого Святого Духа, ибо Он есть Свет, Божественная Энергия, которая все животворит и освящает, пронизывая своими лучами; исцеляет любой душевный недуг и проникает даже в самое черствое сердце.

В притче о мудрых и неразумных девах раскрывается глубина значения масла (см. Мф 25, 1-13).

Чтобы выйти навстречу Христу, Супругу душ, нужно его иметь в запасе. Все девы, ожидающие Его, отважны и хороши собой, но одни позаботились, чтобы сохранить масло в светильниках для встречи с Супругом, а другие все растратили.

Это масло - энергия, сила, дыхание жизни. Святой Дух дает его всем, но только одни из нас расточают его по своей прихоти, другие же собирают день за днем и хранят, как драгоценность, вслушиваясь всем существом в голос Духа в молитве и отдавая по капле свою жизнь. Все, что не отдано Богу, потеряно, и не с чем выйти Ему навстречу; то же, что потеряно ради Него, становится запасом света для вечной жизни.

Все девы засыпают, то есть умирают, и каждая остается с тем, что ей удалось накопить при свете дня, каждая предстает такой, какой она сумела стать в течение жизни, пока была возможность открыться преобразующему действию Духа света. И когда посреди ночи раздается крик: «Вот, жених идет!», все просыпаются и каждая видит ясно, сколько у нее масла в светильнике, то есть добродетелей; каждая видит, что она сделала со своей жизнью [2]. Это час воскресения, и никто не может помочь другому - каждый есть то, что он есть. Никакой «продающий» не в силах вернуть растраченного на преходящие удовольствия: жизнь не имеет цены. Поэтому Жених видит только души, несущие свет, озаренные Духом, Который они приняли и сберегли; прочие пребывают в потемках, растратив попусту свое существование; они не способны светиться любовью, излучать ее, потому что потеряли сам вкус любви, не познали за всю жизнь ничего иного, кроме любви к себе. Поэтому Жених их действительно не знает, они с Ним не встречались.


Через таинства Церковь беспрестанно питает нас елеем жизни - Духом, Которого в изобилии излил Христос. Перед арестом Христос молится у подножия Масличной горы, в Гефсиманском саду - это название в переводе с еврейского означает "пресс для приготовления оливкового масла." Иисус, плод вечной любви, добровольно прошел через жернова страдания, был смят беспощадным прессом, и тогда потекли струи «елея радости», Духа любви.

Пока еще есть время, верующий может наполнить елеем сосуды, стать учеником Духа, научиться любить. В своей душе он имеет Источник силы и света, полученный им в крещении и миропомазании. Святое миро символизирует красоту христианского призвания: в ежедневной и постоянной борьбе верующий может открыться действию Духа, Который преобразит его и сделает сияющим источником жизни и любви. Такова цель жизни: стать сынами и носителями Света, излучать Бога.

«Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Бо-жия» (св. Серафим Саровский, XIX в.).


1 Масло (елей) как символ плодородия часто связывают с пшеницей и вином (Втор. 7, 13; 28,51 Иер. 31, 12) или же с медом (Сир. 39, 32; Втор. 8, 8; Втор. 32, 13; Притч. 21, 20; Пс. 23, 5; Пс. 44, 8; 54, 22; Ис. 61, 3). В русском тексте книги Исайи (Ис. 5,1) используется выражение "утучненная гора," то есть плодородная, для перевода еврейского: "склон - сын елея"; Пс 44, 8 говорит о "елее радости."

2 Слово "добродетель" означает "сила", "энергия". Богословские добродетели - вера, надежда, любовь - это источники духовной энергии, которой Бог наделяет каждого в той мере, в какой человек способен их воспринять. Это сила, о которой следует беспрестанно просить. Главные добродетели - благоразумие, справедливость, мужество и воздержанность - помогают сохранить энергию жизни, не расходовать ее понапрасну. От каждого из нас зависит, будем ли мы с помощью Святого Духа развивать их в себе, или не будем.


Пьер Дюмулен


Из книги: Пьер Дюмулен. ИСТОЧНИК ЖИЗНИ. ТАИНСТВА. Перевод с французского: Юлия Куркина

http://www.agnuz.info/tl_files/library/books/dumulen_isto4nik_jizni/index.htm