Протоиерей Александр Зелененко

В статье рассказывается о современных проблемах христианского воспитания детей и о причинах, которые их породили. Заинтересованному читателю может быть интересен опыт воцерковления детей дошкольного возраста 4-7 лет в группах семейной поддержки «Лучики» при храме Спаса Нерукотворного Образа (в Парголово) Санкт-Петербургской епархии.

Идея занятий с детьми в группах поддержки в то время, когда в храме идет Литургия, исходила из тех соображений, что маленьким детям-дошкольникам трудно воспринимать и тяжело выстаивать церковную службу в полном объеме, а присмотр за ними отвлекает родителей от участия в богослужении. Поэтому в Спасо-Парголовском храме часть воскресной Литургии дети находятся под наблюдением опытных церковных воспитателей, которые проводят с ними занятия, постепенно подготавливая их к осознанному участию в богослужении, причащении и церковной жизни. Родители, чередуясь, помогают в проведении этих занятий, что позволяет им перенимать опыт подобной работы.

«Все у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях, чтобы воспитывать их в учении и наставлении Господнем» /свт. Иоанн Златоуст/.

О тревожных явлениях в современной жизни и в воспитании детей.

За последние годы в нашей стране произошли глобальные перемены во многих сферах социальной жизни, в том числе, и в сфере воспитания подрастающего поколения. Об этом с большой тревогой в своей книге «Россия: социализация и воспитание на рубеже столетий» пишет президент Российской Академии Образования, академик Н. Д. Никандров: «Произошло нарушение глубинных связей всего нашего взрослого сообщества и детей, отчуждение ребенка от мира взрослых. Ребенок стал чужим, не нужным для массы взрослых, равнодушных к нему. Именно взрослые стали авторами «нового мира» для детей - мира искусственного, виртуального и мертвого, не дающего свободы живому детскому воображению, эдакой новомодной «детской» субкультуры сегодняшнего дня, в которой совесть отступает перед блеском мишуры и остроумия, создаёт парадоксальную картину антимира» [7; с. 34].

Усложнение социальной обстановки затрудняет семейную жизнь и воспитание детей. У родителей, извлеченных из семей на заработки, не хватает времени и душевных сил на воспитание детей. Дети большей частью находятся в самопредоставленности, развращаются потоком впечатлений от безнравственных СМИ, дворовой среды, приходя в разлад и неуправляемое состояние в отношениях со взрослыми. С самого раннего детства дети порабощаются своим страстям и греховным привычкам. В современном мире это доходит до крайней распущенности и вседозволенности.

Острая проблема духовно-педагогического характера.

На сегодняшний день существует серьёзнейшая общецерковная (семейная и социальная) проблема духовно-педагогического характера.
Несмотря на старания родителей, церковных педагогов и пастырей по воцерковлению крещеных детей, огромный их процент (и чем старше, тем больше) так и не прививается к Церкви, увлекаясь водоворотом мирской современной жизни настолько, что часть из них погибает духовно и нравственно, а часть даже физически.
Чтобы не потерять наших детей для Церкви, Отечества и спасения, дело христианского воспитания должно стать для православных людей – родителей (в т. ч. и крестных), педагогов и пастырей – самым важным и первоочередным.
Сейчас на приходском уровне священнослужителям необходимо окормлять и объединять усилия православных воспитателей детских садов, педагогов и родителей, которые по нравственным и профессиональным качествам способны и желают помочь семьям прихожан в полноценном воцерковлении как родителей, так и их детей.
Назрела необходимость создания концепции, программ, методик и практических форм обучающе-воспитательного характера, направленных на воцерковление детей разных возрастов, с учётом психолого-возрастных, семейных, церковноприходских и других условий и возможностей.
Одной из таких программ по духовно-нравственному воспитанию дошкольников хочется познакомить интересующихся.

О причинах, затрудняющих христианское воспитание детей в семье, детском саду, школе, обществе и на церковном приходе.
В ХХ веке Российскому обществу был нанесён колоссальный урон в сфере духовно-нравственной жизни трёх поколений. Последствия идеологической борьбы с Церковью ощутимы до сих пор. Вот ряд причин, затрудняющих христианское воспитание нынешних детей в семье, школе и социуме.

В семье: За 70-ти летний период гонений на Церковь в 20 веке в России произошел массовый отход от традиционных устоев православной семьи: а) во-многом был утрачен церковный уклад семейной жизни, христианский образ мышления, мировоззрения и воспитания.

• Это повлекло за собой не только потерю преемства христианского опыта воспитания в семье, но и утрату понимания сущности того, что есть христианское воспитание, в чём его ценность и как его осуществлять.
• Произошла утрата понимания семейного воспитания как добровольного "крестоношения", жертвенной родительской любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми;
• отсутствие у большинства сегодняшних родителей собственного христианского воспитания, должной меры церковности и навыка воспитания детей в православном духе;
• отсутствие у родителей духовного образования, церковно-педагогического опыта и грамотности в воцерковлении и воспитании детей;
• супружество и воспитание детей стали восприниматься как тяжкое, нежелательное бремя и потому - большой процент семейных разводов, появление неполных семей с комплексом духовно-нравственных и педагогических проблем.
• неоднородность семейно-родовой среды по религиозному признаку, отношению к Церкви и расхождение домочадцев во взглядах на семейную жизнь и воспитание детей;
• отсутствие или явный недостаток обучающих семейному укладу и христианскому воспитанию в православном духе специалистов, курсов, лекций, семинаров, практических занятий, печатных материалов, программ и методических пособий;
• невольно передающийся детям стереотип нехристианского воспитания, каким образом были воспитаны родители, так они воспитывают и своих детей;
• утрата родителями традиционных нравственных ориентиров и неспособность удержать детей от захватывающего их порока; многие родители не занимаются духовно-нравственным воспитанием детей, "откупаются" от личного живого общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой;

В детском саду и школе: государственные программы имеют светский (безрелигиозный) характер гуманистической направленности в отрыве от Церкви, отечественных традиций Православия. Они во-многом отказались от воспитательной функции, выдвигая идеал всесторонне развитой, самореализующейся личности, стремясь к формированию научного, а не христианского мировоззрения и духовно-нравственного образа жизни.

• В обществе: до сих пор сказывается долгий период массового отхода российского общества (советский период XX века) от христианских ценностей Православия: веры, церковного уклада, воспитания, образования и духовной жизни;
• мощное противодействие христианской жизни и воспитанию подрастающего поколения оказывает социо и субкультурная среда современного общества (политика, реклама, СМИ, игромания, алкоголизация, наркомания и другие, сохраняющиеся в избытке формы развлечений и нравственного растления);

На церковном приходе:
• Отсутствие у большинства взрослых религиозного детства, недостаточный уровень религиозного образования, опыта общинной жизни и христианского воспитания;
• Таинство Крещения совершалось ранее без предварительной подготовки (оглашения) взрослого населения, поэтому родители и восприемники детей не получали должной мотивации на важность воцерковления, жизни в церковном укладе и христианского воспитания детей;
• отсутствие (или явная недостаточность) образовательных курсов, родительских семинаров по вопросам культуры семейных отношений, принципов христианского воспитания и этапов воцерковления семьи и в семье;
• недостаток форм занятий со взрослыми, направленных на преемство веры, духовной жизни, православных традиций, церковного уклада;
• отсутствие или недостаточность творческих, всесторонне развивающих форм занятий с детьми на приходе (краеведческих, спортивно и военно-патриотических, музыкально-хоровых, изобразительного и ремесленного характера);
• утрата современными детьми уважения и почитания старших, неприятие авторитета взрослых, непослушанием и игнорирование мнения родителей и педагогов;

Еще в начале XX века протопресвитер Василий Зеньковский говорил: «Городская жизнь настолько интересна и разнообразна, так влечет к себе, что, чтобы удержать ребенка не только в Церкви, но и в семье, нужно наполнить её очень богатой и интересной внутренней жизнью» [1; с. 24].
Чтобы приостановить этот процесс и не потерять наших детей для Церкви, Отечества и спасения, дело христианского воспитания с младенчества должно стать самым важным и первоочередным.
Утрата преемства отечественных традиций духовно-нравственного, а по существу, христианского воспитания в семье, школе и гражданском обществе, ещё более негативно может отразиться на нём. «Общество растленно именно от недостатка воспитания христианского» [4; 28], замечал в свое время святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Поэтому именно христианским воспитанием, с его испытанными ценностями и средствами, по слову свт. Феофана Затворника, мы должны предзанять души детей от всего чуждого и пагубного» [9; с. 47].

5. Один из путей преодоления обозначенных проблем 

Чтобы приобщить детей дошкольного возраста к церковной жизни, надо, в первую очередь, дать им возможность оставаться детьми. Дать им возможность побегать, поиграть, развлечься (разумеется, не в церкви), пообщаться со сверстниками, по-детски познавать окружающий мир.
Нужно определить им разумную меру внешней церковности, а все внимание обратить на воспитание благоговейного чувства к Богу, чтобы посещение храма было для них светлым праздником, а не вынужденной пыткой.
Важно, чтобы дети во время храмового богослужения не были в самопредоставленности и бесконтрольности, а находились под присмотром родителей или под руководством православных воспитателей, занимаясь тем, что послужит их вхождению в церковную жизнь.
Занятия с ними должны носить обучающе-воспитательный характер, чтобы они приобретали не только церковное знание, но ещё более навыки благовоспитанного поведения, любовь к учащим, учащимся и к занятиям. Только тогда возможно будет им привить любовь к храму, к Господу, Церкви, святым, друг-другу и своему Отечеству.
Поэтому представляется целесообразным во время Литургии заниматься с детьми в отдельном помещении, и с учётом их возраста и степени восприятия богослужения, приводить в храм незадолго до начала Таинства Святого Причащения (старшую группу – раньше младшей), предварительно настроив детей на принятие святых Тайн.

6. Почему важны занятия с дошкольниками по ходу богослужения.
О пользе подобной практики пишет опытнейший церковный педагог С. С. Куломзина: «Можно допустить, что для маленьких детей, которым трудно, утомительно и даже невозможно выстаивать долгие богослужения, имеет смысл заниматься с ними, соответственно их возрасту, в другом помещении и приводить их в церковь к какому-то определенному моменту, постепенно воспитывая в них понимание и интерес к службе. Но всякое религиозное обучение должно быть введением в жизнь Церкви, а не заменой ее».
Важно, чтобы дети во время храмового богослужения не были в самопредоставленности и бесконтрольности, а находились под руководством православных воспитателей, занимаясь тем, что послужит их пользе и вхождению в жизнь Церкви – их поэтапному воцерковлению.
Существует целый ряд объективных причин, по которым дошкольники испытывают трудности в восприятии и пребывании за богослужением в храме:
• церковное богослужение своим языком, структурой, содержанием, символикой и продолжительностью не рассчитано на восприятие детей дошкольников;
• детям трудно сосредоточиться длительное время на непонятном для них богослужении и не передвигаясь стоять на одном месте;
• дети, не понимая происходящего, изнывают от продолжительности церковных служб, капризничают, порой плачут, мешают родителям и молящимся в храме;
• истомленные продолжительностью службы дети мало осознают происходящее, их пребывание в храме становится формальным и тягостным, формируя стереотип неблагоговейного отношения к храму, богослужению и к святому Причащению;
Мало кто из родителей может доступно комментировать дошкольникам происходящее в храме за богослужением. Ошибочно считать, что присутствие детей на непонятном и долгом для них богослужении принесет воспитательный эффект. Ведь нельзя всю религиозную жизнь и христианское воспитание сводить к хождению в храм, необходимо многранное, благотворно-комплексное воспитание.
Острой необходимостью сейчас является создание концепции, программ, методик и практических форм обучающе-воспитательного характера, направленных на воцерковление детей разных возрастов, с учётом психолого-возрастных, семейных, школьно-приходских и других особенностей.

У дошкольников имеется явный недостаток:
• знаний по Закону Божиему, необходимых для адекватного восприятия слышимого, видимого и происходящего в храме;
• верных представлений о вере, о Боге, о Церкви, о храме, о человеке, об окружающем мире;
• знания, понимания и опыта проживания событий церковного годового календаря (с его постами, праздниками, традициями, проповедями, иконописными изображениями и житиями святых);
• понимания важности и смысла церковной жизни, молитв, богослужения, подготовки к сознательному участию в таинстве Исповеди и святого Причащения;
• общения со сверстниками и старшими, духовно-опытными людьми;
• навыков для успешного обучения (внимания, умения слушать, правильно воспринимать, общаться, запоминать, задавать вопросы, быть усидчивыми, дисциплинированными и аккуратными).
Все это требует доходчивого им пояснения на специальных занятиях.

Воцерковляющейся семье необходима церковно-педагогическая поддержка и сопровождение.
Большинство сегодняшних православных родителей воспитывались в не церковных, безукладных советских семьях, начав свое воцерковление в зрелом возрасте, через чтение книг, общение с верующими людьми, посещение храмов, монастырей и через «взрослое» осмысление жизни.
Отсутствие у них ясных систематических представлений о традиционном христианском воспитании и особенностях воцерковления детей, приводит к необходимости проведение с ними индивидуальных бесед, консультаций по вопросам семьи и воспитания детей.
Не имея опыта собственного церковного детства, они и детей своих хотят воцерковить подобным образом, как маленьких взрослых, допуская при этом множество разного рода ошибок и упущений. Отрицательный опыт даётся нам неспроста, чтобы, претыкаясь, мы вновь и вновь трудились над распознанием ошибок, овладевали искусством воспитания и воцерковления наших детей.
Успех в этом деле на приходах пока очень мал. В церковном строю остаются считанные единицы, и то скорее чудом Божиим, чем заботами и попечением человеческим. На приходском уровне мы упускаем много возможностей и теряем детей, находясь в бездействии по принципу «моя хата с краю…».
Всё это приводит к мысли о необходимости оказания семье церковно-педагогической поддержки и сопровождения силами церковного прихода. Эта помощь комплексного характера: духовническая, со стороны священнослужителей прихода, педагогическая, в лице церковных педагогов, психологическая, медицинская и всевозможная другая со стороны членов приходской общины.

О цели и задачах занятий с дошкольниками.
Обобщая ответы родителей в анкетах, можно понять, что, в основном, они видят конечную цель занятий с детьми в знакомстве и воцерковлении семьи. Для достижения этой цели проводятся занятия с родителями. Наша группа так и называется: «группа семейной поддержки». Важно познакомить родителей между собой. Очень важно, чтобы за дошкольный период детства дети обрели друзей в церковной среде. Необходимо сформировать правила отношений в детской церковной среде еще до начала их формирования в среде светской школы.
Очень полезно начать дружить семьями, участвуя с детьми в праздниках, паломнических поездках, общих занятиях и трудовых делах.
Важно, чтобы у ребенка сформировались отношения с церковным педагогом и с другими церковными детьми. Это немаловажно детям, не посещающим дошкольные учреждения что поможет социально адаптироваться в коллективе, получив опыт общения со сверстниками, с педагогами.

Целью занятий с дошкольниками, а опосредовано и их родителями является - начальное воцерковление семьи и христианское воспитание детей.
При этом ставятся следующие задачи:
— Воспитывать понимание необходимости церковной жизни.
— Воспитывать благоговейное отношение к богослужению и святыне.
— Познакомить детей с отдельными историями (сюжетами) Ветхого и Нового завета.
— Воспитывать интерес к житиям святых, способствовать желанию подражать их благочестивой жизни.
— Разъяснять смысл церковных таинств и подготовка к сознательному участию в них.
— Подвести детей к необходимости молитвы, приобщить к совместной молитве.
— Формировать христианские понятия и представления об окружающем мире, многообразии природы и о человеке.
— Воспитывать нравственные чувства: сострадание, милосердие, честность, правдивость, послушание, сочувствие.
— Способствовать социальной адаптации детей в коллективе (умение взаимодействовать и общаться со сверстниками и взрослыми), для детей, не посещающих дошкольные учреждения.
— Формировать элементарные навыки рукоделия как основы воспитания трудолюбия.

Воцерковление семьи и обучающие родительские семинары – как условие педагогической грамотности родителей и создания воспитующей среды.
Приходская помощь воцерковляющейся семье с детьми дошкольного возраста не ограничивается только занятиями с детьми, а распространяется и на родителей. Группа не случайно называется родительской поддержки: воспитатели начинают и ведут занятия, а родители подхватывают и продолжают эту важную деятельность. Только совместными усилиями мы сможем достичь ожидаемых добрых плодов.
С этой целью организован постоянно действующий родительский семинар «Школа православной семьи», где происходит как обучение основам духовной жизни семьи, так и совместные обсуждения трудных вопросов по воспитанию детей и семейному воцерковлению. Этот процесс очень трудоёмкий, но и самый важный, требующий больших усилий в работе над собой всех членов семьи.
Эти занятия носят комплексный характер и проходят в удобное для родителей - вечернее время, раз в две недели. После общей краткой молитвы делается 20-ти минутное сообщение с учётом заранее составленной программы занятий на весь учебный год.
Преподаватель ведущий занятие, задает вопросы родителям по поднимаемой теме, а они по очереди высказывают своё мнение. Выслушав мнения всех выступающих, преподаватель реагирует на неточные ответы людей, поясняет и уточняет их правильность или неправильность. И таким образом, при соборном обсуждении различных вопросов с православных позиций, люди обретают наиболее верное представление по тому или иному интересующему их вопросу.
Иногда обсуждения происходят после показанного видеосюжета на тему семейной жизни или после беседы опытного в этом священника, психолога, педагога, родителя или врача.
Данные занятия могут проводиться по-разному. В виде лекции, беседы, семинара, просмотра видеосюжета или фильма с последующим обсуждением.

Хорошим пособием по устроению семейной жизни в традиционном православном духе являются:
- фильмы-призёры с ежегодного конкурса «Семья России» с 2004 по 2015 годы;
- циклы видео и аудиолекций монахини Нины Скрыгиной, священников Ильи Шугаева, Павла Гумерова по вопросам семейной жизни и воцерковлению семьи.
Возможна подготовка и обсуждение видеосюжетов «Духовно-нравственные традиции воспитания».
Издание листка для семейного чтения «Традиции семейного воспитания».
Семейные гостиные (по обмену опытом между православными семьями, (в т.ч. священнослужителей), имеющими опыт воцерковления и молодыми семьями только начинающими церковную жизнь)
Может быть проведён цикл встреч по обмену опытом «Мамина школа», где с начинающими воспитывать детей мамами, могут поделиться своими знаниями и умениями по разным вопросам, более опытные мамы или специалисты

Занятия с детьми прихода (в группах семейной поддержки) - одна из форм сохранения детей в Церкви
Отсутствие или скудость у родителей опыта воспитания детей в церковном духе, побуждает священнослужителей приходов объединять усилия православных воспитателей детских садов, педагогов и родителей, помогать семьям прихожан в полноценном воцерковлении их, и их детей.
Чтобы избежать самопредоставленности дошкольников во время богослужения, необходимо организовать с ними систематические занятия комплексного характера, способствующие их духовно-нравственному воспитанию и воцерковлению.
Организация систематических занятий, пастырских бесед, праздников, интересных по содержанию школьных мероприятий, во время которых родители при сопровождении педагогов обретают новый церковный опыт общения с детьми.
Эта задача решаема лишь при совместных усилиях настоятеля, духовенства, церковных педагогов воскресной школы и родителей детей.

О начальном воцерковлении дошкольников в группах семейной поддержки «Лучики»
В основе учебно-воспитательной программы заложен календарный принцип с двунадесятыми праздниками, доступными евангельскими и богослужебными текстами, житиями святых. Занятия выстроены систематично и последовательно, что позволяет сформировать знания, умения и навыки в определенном порядке, где каждый новый элемент учебного материала логически связывается с последующим, что очень важно для детей дошкольного возраста. Через поучительные рассказы, сказки, притчи, истории, кукольные сценки, видеосюжеты, тематические диалоги, календарные игры, дети знакомятся с основами православной веры, культурой и традициями нашего народа. Вместе с родителями и педагогами малыши принимают участие в подготовке и проведении церковных праздников, разучивают стихи, песни, делают тематические рисунки, поделки и предметы рукоделия.
Занятия с ними носят обучающе - воспитательный характер, чтобы они приобретали не только церковное знание, но ещё более навыки благовоспитанного поведения, любовь к учащим, учащимся и к занятиям. Только тогда возможно будет им прививать любовь к храму, к Господу, Церкви, святым и своему Отечеству.

Кто может проводить занятия с дошкольниками.
Проводить занятия с дошкольниками могут образованные и благочестивые миряне, имеющие опыт педагогической деятельности и церковной жизни, способные на проявление бескорыстной и самоотверженной любви к детям, доброжелательные и уравновешенные в общении, всецело отдающие себя детям, с возможностью сделаться не только их наставниками и воспитателями, но и ближайшими друзьями, сродниться с их интересами и запросами. Православные педагоги и родители на приходе должны уметь окружить детей мудрой заботой, вниманием: когда надо – лаской и нежностью, а когда надо – увещеванием и взыскательностью. Дети оценят заботу и внимание, если только «все у вас будет с любовью» (1Кор.16:14). В качестве помощников можно привлекать православную молодежь с педагогическим образованием и подростков из числа старших братьев и сестер дошкольников, при условии, если они воспитаны по-христиански и ведут себя благочестиво. Подростки могут помогать малышам в рукоделии, рассказать сказку, спеть песню, присмотреть за самыми маленькими детьми.
Да поможет Господь Бог всем радеющим о деле духовно-нравственного воспитания, воцерковления и обучения наших детей, чтобы возрастали они во славу Божию, на благо Церкви, на утешение родителям, на пользу людям и нашему Отечеству!

Использованная литература
1. Зеньковский В. В. прот., «Педагогика»; - М.; 1996; 154 с.
2. Зеньковский В., прот., Психология детства. – Екатеринбург: «Деловая книга», 1995. – 344 с.
3. Златоуст Иоанн, свт. «Уроки о воспитании»; Псково-Печерский монастырь; Паломник; 1994; с.4.
4. Кронштадтский Иоанн, св. праведный. «Мысли христианина»; М. 2004; с. 202).
5. Куломзина С.С. Участие детей в богослужении. Православная беседа. 1993. N 1.
6. Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети. – М., 2007. – 192 с.
7. Никандров Н. Д., академик, президент РАО. Кн. «Россия: социализация и воспитание на рубеже столетий» М. 2006. 168 с.
8. Пестов Н.Е. Путь к совершенной радости. Воспитание детей. – М., 1994.
9. Феофан Затворник, свт. «Православие и наука»; - М. 2005; с. 513.
10. Шполянский М., свящ., Куломзина С. С. Христианское воспитание детей в современном мире. - М. 2004. 206с.