Анна Плещенкова

«…сегодня, в день 145 годовщины со дня рождения Царя-Страстотерпца Николая II, мы вспоминаем с благодарностью и благоговением Его имя и имя Его Семьи, видя в них пример исповедничества веры, подобно тому, как исповедовал веру в Господа, не смотря на жизненные страдания, тот, в день памяти которого Государь родился - святой Иов Многострадальный.

Эти примеры учат нас тому, что преданность Богу, хранение веры и верности являются величайшими ценностями. Вера и верность Богу всегда соединялись с любовью к Отечеству, заботой о своем народе и о своей стране. Вот почему православная вера всегда - на примере святых угодников и Царственных Страстотерпцев - учит людей любви к своей стране и к своему народу, верности Господу верности Его промыслу, преданности Ему даже до смерти.

Мы станем действительно великой страной при соблюдении одного только условия: если мы сохраним верность Богу и любовь к своему Отечеству. Тогда никакие соблазны, никакие посулы, никакие обещания красивой жизни не соблазнят нас, если в обмен за это от нас потребуется отречение от Бога, от Церкви и предание принципиальных, глубинных интересов Отечества и народа.

…Будем доверять тому, чему нас учит Сам Христос, как доверял Господу до последнего дыхания Царь Страстотерпец Николай II. И верим, что силой веры пробудится окончательно наше национальное самосознание.»

Из проповеди Патриарха Кирилла в Неделю жен-мироносиц 19 мая 2013г.


Итак, пример жития, жизнеопределяющий, ставящий точки над «и» в духовном самоопределении русского человека, милостью Божией, по молитвам Царя обретающего истинное и действенное национальное самосознание.

Вечером 18.05. обо всем этом мы слушали и размышляли, размышляли и слушали, ощущая присутствие Государя-Мученика и Страстотерпца среди нас, ведь Святые всегда с теми и там, где их с молитвенной любовью воспоминают.



Любая духовная победа несет в себе мученичество, скрытое или явное, любая духовная грань есть кровопролитие в прямом или переносном смысле, и есть положение души за други своя - крепко молясь за них или оставаясь в военной честной могиле. Не случайно близко к 19 мая - дню рождения Царя-9 мая день Победы. В этот вечер с нами в воскресной школе праздновали три богатыря - Антоний Галицкий, он же и ведущий, Вячеслав Капорин, наш друг из Москвы, и Сергей Дятлов. Истинно братски каждый из них представлял и себя, и другого.



Открывающим оказался Антоний Галицкий, начавший концерт песнями о войне: «Я тебя узнаю…» на слова Юрия Визбора и музыку московского барда Игоря Потапкина - о живущем подвижнике воинского долга, «Цена жизни (Этот город называется Полоцк)» Юрия Визбора – о воинском положении души и «Победоносец Георгий» на слова Татьяны Егоровой и музыку Алексея Кириллова (Саратов).



На этой торжествующей ноте закончили тему великой Победы и перешли к той, грядущей, о которой говорит Святейший Патриарх. Антоний, как обычно, приготовил краткую, емкую и выразительную историческую презентацию. Он представил ее вопросом - и точным ответом: «С чего все началось? Как у православных, все началось с покаяния». Мы обозрели на этой презентации сердцевину начала: покаяние после Смуты, принятие скорбного Царского креста Михаилом Романовым и до скончания века - присягу русского народа этому роду…ведь мы даже не знаем существующий и, при желании, доступный текст Уложенной грамоты Земско-Поместного собора, где это закреплено. Надо полагать, многие из нас впервые в жизни обратили на это внимание.

Это о покаянии русского народа и милости Господней к нему; а о его венце - святости православного христианина, святости самодержавной Царской власти, святости Руси и святости его последнего Царя Антоний пел проникающую в самую глубину души песню «Перед иконой Святого Царя» на стихи современной поэтессы, дворянки Екатерины Шантгай:

«Плачет, плачет святая икона,
Покаяния общего ждет…»

Каждый раз, когда звучит эта песня, хочется со слезами каяться и молиться. Поет ее Антоний без аккомпанемента, и это еще больше увеличивает ее молитвенность, а ее красота напоминает о том, что мы потеряли, а сила, глубина и чистота веры Антония Галицкого дают нам надежу на то, что Господь помилует нас и даст то возрождение, которое сродни воскресению.

Духовная жизнь – особым образом ответственная жизнь. Окрыленные памятью о победе, вдохновленные Шантгаевскими размышлениями о покаянии и Родине, мы должны были вникнуть в то, чем жизненно проявляется эта покаянная ответственность.



Вторым выступающим был наш друг и московский гость Вячеслов Капорин, - и об этом - об этой ответственности и нашем отношении к ней - были слова, которыми он предварил первую свою песню: «Мы все лишены чувства, что Государь - человек, который перед Богом несет ответственность за свой народ.» Этой первой песней был его опус «Царь» на стихи Сергея Бехтеева - «Царского гусляра» - как главная песнь его сердца и дара:

«Глядя в прошедшее наше сурово,
Каясь, как прадеды встарь,
Шепчем мы жадно заветное слово,
Слово желанное - Царь!»

Трогая душу строгой простотой и молитвенной выразительностью текста, глубоко и неожиданно сердечно усиленного и подчёркнутого музыкой и пением Вячеслава Капорина, прозвучали песни «Фиалковый воин» на стихи инока Всеволода (Филипьева) - ныне монаха Селафиила, «Иеруса-Екатеринбург» на стихи протоиерея Андрея Логвинова и «По ромашковому полю» на стихи Льва Рыжова.

Во всем концерте Царская тема прозвучала не историографично, а молитвенно-литургично, и одновременно - в глубочайшем смысле народно, национально-жизнеобразующе.

Естественен после этого был переход к третьему исполнителю, с его совершенной, в том числе и творческой, православностью - Сергею Дятлову. Дятлов - явление универсальное. Он и поэт, он и бард, он и профессор - но дело не в этом. Он удивительно самостоятелен в своей дисциплинированности. На его стихи есть, и еще будут песни, он пишет только на свои. И в его песнях всегда есть открытый императив строгой церковности и православной патриотичности. Достаточно сказать, что песня «Царь грядет», давшая имя концерту, принадлежит ему. Это была напряженная квинтэссенция всего вечера:

«Да возродится сею жертвою из пепла
Держава Русская, Российская земля!»



Оттеняя гимном Санкт-Петербургу – царственному городу имени Святого первоверховного апостола Петра, хранящему в себе смиренный и твердый пророческий дух живой надежды на милость Господню к своему предназначению, своему призванию. Стольный град Святаго Петра - и Царство Боже внутри нас, не созидающееся, если мы разрушаем его, священное - и Святая Русь, Удел Божией Матери - высшее духовное пристанище Царской власти. Без духовной брани внутри себя нечего надеяться на существенное изменение к лучшему вовне:

«Страдаю и распинаюсь
За Третий Священный Рим…»

Дятлов непременно вглядывается в мистическую суть вещей - не случайно прежде выступления он адресовал нас к Апокалипсису. Его Царские песни, конечно, итожили концерт – снова остается благодарить А.Галицкого, распределившего выступления.



Да, хорошо, что Дятлов напомнил нам о пророчестве, что именно Святая Русь будет являть миру святых в последние времена, ведь нигде нет такого сердечного отторжения зла, как у нас. И песня «Святая Русь - конец времен» со строкой:
«Твоя победа – Крест Христов» - возвращала сознание к Чествуемым.

Вершиной всего концерта, его главным сердечным аккордом в конце, подобно тому как «Перед иконой Царя» в начале, стала одна из самых проникновенных песен «Достижение любви», прозвучавшая в раскрытие слов - пророческих слов Государя о том, что не зло победит зло, а только любовь:

«Мы, кроме любви, ничего не должны…»

Находя высшую вечную точку развития в последней песне концерта о молитве Иисусовой, потому что любовь немыслима без благодати, я смотрела на наших прихожан и вспоминала дневник Цветаевой времен революции: «Я сейчас крещусь на храмы, как отдаю честь». Здесь, отдавая честь - аплодировали.



Разность наших гостей дорогого стоила. Все трое, они явили удивительно гармоничное сочетание, не заслоняя друг друга, не тушуясь, а дополняя то, что выдохнул другой. Что о них сказать, кроме уже сказанного?

Делатель призвания Антоний Галицкий: живой ум, чуткая, видящая и лучшее, и возможное; милосердная, смиренная и послушливая душа, являющая себя радостной отзывчивостью; иногда эта радость искрится, и неразделима с мужеством; спокойная стойкость, и горячая вера – категорически не напоказ, а вдохновение едино с христианским рассуждением и быстрым разумением - редкой красоты достоинство.

Соратник православных поэтов Вячеслав Капорин: основательность, невозмутимость и непоколебимая уверенность в правоте и истине того, что он говорит и поет; отсутствие кичения своим профессиональным уровнем и умение услышать тех, кто перед тобой; уверенная, убежденная крепость.

Служитель призывов Божиих Сергей Дятлов: сдерживаемый огонь, обуздываемый благоговением и послушанием; разум, сердце и воля, проникнутые мужеством несения страшной ответственности открывшегося знания, вместе с чистотою детской этого ума и сердца; простота души и взгляда, с которой он говорит и поет то, что ему не дает утаить пронзительно-чуткая христианская совесть - по слову Государыни: «Основа благородного характера - абсолютная искренность».

А что же мы? Кроме радости праздника и утешения о красоте, мы встречали свою совесть, и измеряли ее мерой доверия истине и любви. Наши гости, наши друзья не просто пели. Мы переживали все то, что и говорилось, и пелось, истинно почтив Государя, на многое взглянув под другим углом:

«Даль - тридевятая земля –
Россия, родина моя!»
(Марина Цветаева)

Дай Господь уберечь.

Низкий поклон дорогим гостям!