Протоиерей Александр Зелененко
Слово на начало 20-21 учебного года
у гробницы о. Иоанна Кронштадтского
Мы вновь стоим на пороге нового учебного года и предстоящих трудов воспитателей и воспитуемых, учащих и учащихся, всех тех тружеников и благотворителей, кто помогает нам в этом многотрудном, но благородном школьном деле.
Господь собрал нас здесь у гробницы дорогого батюшки отца Иоанна Кронштадтского, покровителя нашего города и нашей школы, для соборной молитвы, в которой мы испросим его благословения и молитв за нас пред Господом и Матерью Божией, на предстоящие совместные труды в течение нового учебного года.
Дело воспитания и обучения детей, по убеждению отца Иоанна, дело «великое, благородное и многотрудное», оно именуется искусством из искусств, требует мудрой рассудительности, любви, чуткости, такта, большой самоотдачи, напряжения душевных и физических сил, терпения и творческой инициативы. Для этого всем нам нужна не только человеческая помощь со стороны земных лиц - родителей, педагогов, пастырей, врачей, но ещё более благодатная помощь свыше, от Лиц Небесных - Спасителя, Матери Божией, Небесных бесплотных сил и наших святых, особенно дорогого батюшки о. Иоанна Кронштадтского, у гробницы которого мы собрались. А благодать, по слову святых отцов там, где её призывают… Поэтому помолимся, чтобы Господь даровал всем нам всё потребное для предстоящих трудов на Его ниве.
В прочитанном Евангелии от Марка мы слышали, как Господь вознегодовал на учеников, препятствовавших матерям приносить к Нему детей, сказав: «пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10:14). В этом кратком Евангельском отрывке Господь открывает Свою волю в отношении направленности воспитания, указывая, куда и к Кому должно вести детей.
Иоанн Кронштадтский, как и многие святые, совершали путь ко Христу и жизнь во Христе через Церковь – место нашего духовного рождения, прозрения, богообщения, преображения и спасения души.
Наших детей мы называем воспитанниками школы. Воспитание - это процесс создания нравственной и духовной основы жизни человека. А сама земная жизнь - воспитательное поприще из двух слагаемых – воспитание (до 20 лет) и самовоспитание (до конца дней).
«Христианское воспитание есть передовая борьбы за спасение детских душ, это самое святое дело из всех святых дел, которому должно быть уделено самое первостепенное место и значение в наших ценностях и нашей жизни».
«Христианское воспитание – судьбоносно, это бесценное, не земное сокровище, лучшее наследство, которое могут и должны дать родители своим детям при участии пастырей и педагогов».
О христианском и целостном воспитании очень хорошо сказал философ Иван Ильин: «Воспитать ребенка значит:
- заложить в нем основу духовной жизни, сформировать характер и довести его до верного самоопределения в жизни и способности самовоспитания;
- подготовить его к вполне самостоятельному существованию в сложном современном мире, принятию правильных решений в любых неожиданных ситуациях;
- поставить его на стезю самоотверженного и радостного служения своим ближним, своему Отечеству, своему Господу».
Отец Иоанн Кронштадтский считал, что «за христианское воспитание, обучение, образование и мировоззрение воспитанников мы должны бороться, чтобы они вели благочестивую жизнь, преодолевая все невзгоды и трудности на пути спасения ведущему к жизни вечной».
«Все стихийные знания, касающиеся здешнего мира, нужны только здесь на земле: с разрушением же стихий мира они прекратятся и за пределами гроба нашего нам будут не нужны; что познание веры и заповедей Божиих, уклонение от греха и добрая жизнь необходимы каждому человеку и здесь, и для будущей жизни»…
Поэтому, будем учить детей так, чтобы они любили всей душой и всем сердцем Господа и друг друга, святую Церковь и своё Отечество и не забыли, как ныне многие забывают, или отвергают, что:
- за пределами времени находится вечность,
- за пределами видимого мира — мир невидимый, прекраснейший здешнего,
- и за пределами смерти — бессмертие души и жизнь вечная.
И после честных трудов земных, после доброй христианской жизни — вечноблаженная жизнь в Небесном Царстве, превыше которого нет ничего. Это и есть для христиан высшая ценность и желанная цель жизни, к которой призывает всех нас Господь.