Протоиерей Александр Зелененко

Слово «традиция» в переводе c латинского — передача, означает исторически сложившиеся и преемственно передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения и образа жизни. В том числе, передача веры, знаний, умений, жизненных навыков, обычаев семейных, родовых, церковных, и национальных. Из всего этого в нашем народе формировались мировоззрение, профессиональные качества и свой жизненный опыт, в том числе и опыт воспитания в семье. Интересное определение понятию «воспитание» даёт русский философ А. С. Хомяков: «Воспитание есть попечительная деятельность, посредством которой одно поколение приуготавливает следующее за ним к деятельности на историческом поприще отцов».

Есть у школы внутренний распорядок жизни, регламентирующий все виды деятельности в ней (время начала и окончания занятий, время уроков, перемен, трапезы, выходных дней, каникул и различных мероприятий…), но должен быть и свой уклад.

Уклад – это веками установившиеся духовно-нравственные и культурные устои жизни; сложившееся устройство и порядок семейной, школьной и общинной жизни прихода.

Уклад – это когда мы все:
Вместе - это семья.
Сообща - это школа.
Едино - это педагогическая община прихода (состоящая из пастырей, родителей, детей и церковных педагогов).

Вместе, значит всей семьёй во взаимопонимании, единодушии, общаясь, излишне не объясняясь, а уступая, прощая, утешая и помогая друг другу.

Сообща - в единомыслии пастырей, родителей и педагогов, реализуем концепцию и учебно-воспитательную программу в школьном коллективе (не пререкаясь, отдавая свое и отвергаясь себя ради общего дела, делая друг за друга, нося тяготы ближних, ради мира и лада).

Едино – в смирении, терпении, согласии и любви, приходской педагогической общины (не укоряя, не осуждая, а принимая, прощая и поддерживая друг друга во всем по жизни). А смирение, как гласит народная поговорка – Богу угождение, уму просвещение, душе спасение, дому благословение и людям утешение.

Например, традиционный семейный уклад включает в себя ряд компонентов:

• отношения мира, согласия и любви - добросердечные чувствования и настроения друг к другу;

• распорядок (установленный порядок дел в течение) дня, недели, года. В отечественной православной культуре этот распорядок задавался строем благочестивой жизни христианина в церковном богослужебном круге, сезонными изменениями в быту и трудовой деятельности;

• правила благочестия (образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки) доброй и благочестивой жизни;

• традиции (переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно-значимого содержания православной культуры в жизни семьи, школы, прихода).

а) Почитание родителей и старших (предпочитание себе других, а не себя другим);

б) Любовь (Боголюбие, человеколюбие, трудолюбие и сердечное слышание других);

в) Иерархичность – соподчинение младших старшим, младшие благословляются от старших.

Благословением Божиим называется промыслительное действие благодати или силы Божией, которой восполняются, обновляются и направляются ко благу и спасению жизнь, силы и действия человека.
Любое, правильно преподанное в духе Истины и любви благословение – всегда благословение Божие, совершаемое через носителя чина благословляющих – родителей, крёстных, старших наставников, учителей, священников, духовников, старцев, епископов, вплоть до патриарха.
Это хорошо выражено в момент службы, в конце Божественной Литургии, когда священник произносит в адрес молящихся: "Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием всегда ныне и присно и во веки веков".
Действенность благословения зависит от силы слова, а оно зависит от силы жизни, а сила жизни от её качественного духовно-нравственного характера, силы веры и любви.

Каждое доброе дело должно быть начинаемо с благословения Божия - помолясь, благословясь, перекрестясь, как это было испокон века у христиан на Руси.

г) Церковность — это то, что свойственно Церкви, что отличает её от остального мира, стоящего вне церковной ограды и её благодати: церковно то, на чём лежит печать Церкви.

Мы должны называть того человека церковным, который живёт духом Христовой Церкви, освящается её таинствами, любит её постановления и руководствуется ими во всех своих делах и жизни.

Источником научения богоугодной жизни для всех христиан служит святая Церковь, как школа жизни и училище благочестия. «Глубина ведения Церкви заведомо превышает силы отдельного человека, как бы он ни был одарен. Но он должен поверять себя по Церкви, учиться у Церкви, вопрошать Церковь, искать в ней, а не в себе самом истины. Для него церковность есть критерий истинности его мнений, у него не должно быть другой заботы или другого желания, как быть церковным, находиться во внутреннем согласии с Церковью, и всякое самочиние, своемыслие должны быть ему чужды». Однако такое послушание Церкви не есть внешнее, пассивное, но внутреннее, творческое, – послушание не раба, но сына, не страха ради, но любви. У любящего нет большей заботы, как быть в согласии с любимым. У сына же – быть в единении с Небесным Отцом и Матерью-Церковью. Но это единение тогда только полно и возможно, когда оно является искренним, сознательным и свободным.

Традиционная для России система школьного образования была крепка православным укладом, который имел большой духовно-созидательный и воспитательный потенциал. Отсюда родители учились смотреть на детей, как на дар Божий Его достояние. Отсюда дети учились с почтением относиться к своим родителям, педагогам пастырям и ко всем старшим. Отсюда нравственный авторитет педагога и доверие родителей к школе. Традиционное воспитание делает человека патриотом, любящим свой народ и Отечество.

Церковь, семья и школа, помогая друг другу, решали самую трудную на земле задачу - правильного воспитания (благовоспитанности) детей и молодежи. Церковь учила детей чтить отца и матерь, а в школе обучением умножать таланты, данные от Бога. Семья воспитывала чувство благоговения к Церкви, ко всякой святыне и чувство ответственности перед школой, дающей знания, умения и навыки к дальнейшей богоугодной жизни. А школа, в свою очередь, давая детям религиозно-нравственное воспитание, помогала и семье, и государству воспитывать молодое поколение граждан России добрыми сынами и дочерьми Церкви и Отечества.

Человеку надо возвратить понятия об истинной цели и смысла жизни, которым должно быть подчинено всё в нашей жизни, в т.ч. и воспитание детей. Важно не допускать детей до самопредоставленности, разгула страстей, всевозможных развлечений и жизни в свое удовольствие, а предзанять их души и сознание христианскими ценностями и интересами, давая им знание Божиих заповедей, Символа веры, Священной Истории, прививая им правила благочестия и вкус к доброделанию.

Святитель Феофан Затворник пишет: «Приучайте детей делать добро в заботе о спасении души. При этом нужен добрый пример родителей и благочестивые знакомства. Милостыня, сострадание, милосердие, уступчивость, терпение – эти добродетели легко воспринять детям. По вкусу сердца будут назначаться и вечные обители. Церковность прививает вкус к вещам Божественным, а не к жажде плотских и чувственных наслаждений».

Лучшее наследство, которое родители могут и должны дать своим детям - это доброе воспитание. Оно имеет высокую ценность, чем все материальные богатства мира. «Воспитать ребенка, писал И.А. Ильин, значит заложить в нем основу духовной жизни, сформировать характер и довести его до верного самоопределения в жизни и способности самовоспитания. Подготовить его к вполне самостоятельному существованию в сложном современном мире, принятию правильных решений в любых неожиданных ситуациях. Воспитать ребенка – значит, поставить его на стезю самоотверженного и радостного служения своим ближним, своему Отечеству, своему Господу».

Лучшее образование, которое может дать детям и молодежи православная школа - это образование в них христианского мировоззрения, доброго нрава, преданности родителям, Церкви и Отечеству, в духе жертвенной любви к страждущим и нуждающимся людям.

Хочется пожелать, чтобы возвращение наших семей, школ, детей и народа к Богу, Церкви, православному укладу и христианскому образу жизни было подлинным, искренним и необратимым. Чтобы народ наш зажил православной верой, христианскими ценностями и личностными отношениями с Богом и ближними (почитания, доверия, верности и любви…), как главным содержанием жизни своей. Тогда это принесёт истинное благо каждому верующему человеку, семьям, школам и всему нашему Отечеству.

Слово на педагогическом совете духовника Воскресной школы (27.08.20).