Шуршит золотой листвой сентябрь. Осенний ветер пускает золотые кораблики в невские волны, роняет цветные конфетти на гладь городских прудов и озёр. Полны шири, движения, жизни петербургские дворы. Но для многих петербуржцев начало осени омрачается тревожным стуком сердца, будто вновь звучит из репродуктора метронома. Будто вновь начинается долгий страшный путь через войну, через Блокаду…

Сколько их еще в живых – ленинградцев, выживших в те страшные годы? Да, блокадники уходят, но мы пока остаёмся. И не хотим стать Иванами, не помнящими родства!

Учащиеся 4 класса УКЦ «Родник» первый свой выход в осень посвятили не красоте природы, а отправились на 80 лет назад, в блокадный Ленинград. «С мечтой о хлебе» – так называлась экскурсия в Музее хлеба, которая состоялась 23 сентября 2021 года.

В небольшом уютном особнячке на улице Михайлова, дом 2, нас встретила руководитель проекта.

Краткое знакомство с основами хлебопечения. Удивление: оказывается, до войны в нашем городе работало 16 хлебозаводов, а теперь только 7!

В самые суровые блокадные месяцы их поддерживали круглосуточно 6 пекарных производств. Ахнули, увидев довоенные ковриги весом 3 с лишним килограмма! (А нынче – то 350-400 граммов!) Огромные румяные булки, будто игрушечные баранки…

И вот мы в комнате, где застаёт нас весть о том, что вокруг города сомкнулось вражеское кольцо.

Делимся на группы: необходимо собрать вещмешок добровольцу, идущему защищать город. Не забыть необходимого, не положить лишнего: каждый грамм для солдата в походе на счету.

Обсуждаем, без чего не обойтись, узнаём, какая, оказывается, удивительная вещь – солдатский котелок. Он может стать и ковшом, и кастрюлей, и чайником, и сковородкой, и тарелкой… узнаём. Как необходимы солдату в походе сухари! Ими можно заправить бульон, заварить кашу, погрызть вприкуску с чаем или просто с кипятком…

Другая комната. На стендах подлинные хлебные карточки с номерами разных месяцев блокады, рядом с кусками чёрного хлеба, такого чужого, страшного, непривычного…

Руководитель группы выбирает продавца, несколько детей – покупатели. Продавец должен отпустить хлеб по карточной норме, не перепутать – за ноябрь, за декабрь… Карточка иждивенца, рабочего, ребёнка…

А вот и радость: по льду Ладожского озера прошла Дорога Жизни.

Выясняем, почему грузовики назывались полуторки. Рядом два водителя. Они сосредоточенно отбирают грузы: берут только самое необходимое. Слушаем стук метронома: размеренный, как удары спокойного сердца, и учащённый, извещающий об очередном налёте вражеской авиации.

Узнаём рецептуру блокадного хлеба. Ура! Прибавка нормы! А вот и долгожданные семена с Большой земли. Все, кто может, стараются вырастить овощи в скверах, на площадях, газонах. Документальным свидетельством этому служат фотографии тех лет. Наши взгляды останавливаются на непривычных видах блокадного Ленинаграда. Ура! Конец войне! Победа! Ленинградцы вернулись к довоенному ритму жизни спустя три года. А пока продолжали получать хлеб по карточкам.

Переходим в следующий зал: конец 50-х годов. Буфет советского времени снова полон румяных булок, калачей, баранок, вафель… Глаза разбегаются.

В один из моментов нашего удивительного путешествия в прошлое детям предлагают написать письмо к ветеранам. Сосредоточены, серьёзны лица. Даже озорные непоседы прячут чувства друг от друга. Пишут тем, кто ещё может услышать слова благодарности. Пишут тем, кто дал нам возможность родиться и жить в нашем прекрасном городе Ленинграде – Петербурге.

Сложены письма фронтовым треугольником. Молча, серьёзно подходят ребята один за другим к почтовому ящику. Полевая почта сохранит их для ветеранов. К концу нашей экскурсии, будто в ответ, военный почтальон достанет из полевой сумки и вручит на память каждому экскурсанту открытку с изображением того самого блокадного, спасительного хлеба, и рецепт его изготовления.

Думается: «Господи, не дай никому забыть страшные осени, зимы и вёсны блокады! Пусть живое душистое слово «хлеб» ни для кого никогда не будет только мечтой»!

Анна Николаевна Якушенко