Андрей Сигутин

В святоотеческой литературе много говорится о смирении и кротости. Но, к сожалению, мало кто из мирян понимает, что это такое. И одна из причин данного непонимания состоит в том, что смирение (как и кротость) есть опытное (а не теоретическое) сверхъестественное внутреннее устроение человека, которое, в принципе, невозможно передать словами. К примеру, в Евангелии Христос учит как власть имеющий и, вместе с тем, Он обладает наивысшим смирением… В общем, такое ангельское свойство души нужно вымаливать.

Посему проще и правильнее сказать: смирение – дар Божий, стяжаемый через великие труды подвижничества. А значит, вряд ли его можно достичь только своими собственными усилиями. Смирение – это полная отдача себя в руки Божии, т.е. внутренняя нищета духа, согласно первой из заповедей блаженства. Каковы же основные признаки сей добродетели? Во-первых, смирение – это усмирение себя в своем сердце, а не игра в самоуничижение. «Истинное смирение рождается от видения Божией святости, мы же часто пытаемся заставить себя почувствовать смирение, искусственно умаляя себя… Таким образом, смирение вовсе не заключается в постоянном усилии принизить себя и отвергнуть человеческое достоинство, которым Бог наделил нас, которого он требует от нас, потому что мы Ему дети, а не рабы» (Митр. Антоний Сурожский). Во-вторых, смирение – венец мужества. Нельзя свою трусость оправдывать смирением. Как говорил митрополит Антоний Сурожский: «Смирение – одна из самых мужественных евангельских добродетелей, мы же умудрились превратить его в жалкое свойство раба».

Перейдем теперь к рассмотрению кротости. Это, по сути, божественное, качество заключается в том, чтобы никого не раздражать и самому не раздражаться. (Или, как писал свт. Николай Сербский: «…никого не обижать и терпеливо сносить обиды»). Иначе говоря, если у человека нет кротости, то в душе у него всегда присутствуют беспокойство, раздражительность и недовольство, то есть на личность воздвигается бесовская брань через помыслы. Ведь без смирения и кротости к верующему не может приблизиться благодать, потому что Бог – Кроткий и Смиренный!

Как прекрасно сказал преп. Иоанн Лествичник: «Кротость есть неизменное устроение ума, который и в чести и в бесчестии пребывает одинаковым… Кротость есть скала, возвышающаяся над морем раздражительности, о которую разбиваются все волны, к ней приражающиеся. А сама она не колеблется». В этом смысле понятие «кротость» в какой-то степени раскрывает изречение Апостола: «Великое приобретение - быть благочестивым и довольным» (1 Тим. 6).

Однако, нельзя забывать: цель приобретения смирения и кротости – достижение евангельской любви, посредством стяжания благодати Божией. Ибо именно эти добродетели дают возможность ничем невозмутимой, непоколебимой, как скала, душе стать вместилищем Духа Святого. А в этом, по словам преп. Серафима Саровского, и заключается смысл христианской жизни.