ГЛАВА 2.

Сказки - кладезь народной мудрости.

Русские народные сказки - наша культура, ценнейшие архивные материалы для изучения национальных традиций и правил домостроя. Да и как герои общаются между собой в сказках: - Голубь ты мой сизокрылый. Любушка моя, Ладушка. Свет ты мой, радость моя.
- Матушка, батюшка, братец названный, голубица, свет очей моих, радость несказанная... Как нам в нашей повседневной жизни не хватает этой дивной красоты. Для простого примера приведу рассказ одного педагога, к которому на собеседование была вызвана родительница со своим сыном:
Выслушав "правду" о своем ребенке, гневная мама обратилась к своему чаду, который в этот момент сидел, низко опустив голову:
- Что ты башку-то свою опустил? Нет, ты харю-то свою подними, да в морду-то учителю бельмами-то своими погляди!
И смех и слезы...
Да, мамы с детьми заниматься не успевают, бабушки бегают по "тусовкам", папы зачастую пьют горькую или зарабатывают деньги на чужбине. И сидят в подъездах и дворах обделенные дети с пустыми и нахальными "мордами", дети, которых не целуют перед сном, не берут на руки, которым не читают на ночь сказки и которым никогда не говорят:
- Радость ты моя, свет в окне, зайчик ты мой, котеночек ласковый, надежда моя, заступник мой и помощник, утешение мое.
Мы почему-то стыдимся быть нежными и слабыми, боимся проявлять свои чувства, боимся любить, прячемся за маску суровой строгости и столько теряем... Над моим столом висит икона Спасителя. Он держит открытую книгу, где написано:
- Заповедь новую даю вам, да любите друг друга.

Оля 1:2:3

1.

Оле три года. У нее светло-русые волосы. Крупные карие глаза. Взгляд удивленный, восторженный. Может часами играть у себя в комнате. Разговаривает с игрушками, поет им песни. Просит, чтобы мы ей не мешали. Но временами она становится воинственной. Носится по комнатам, разбрасывает игрушки, кричит и даже нападает на нас. Обычно уговоры не помогают. Стараюсь переключить на что-нибудь ее внимание. Или вынимаю рукоделие, и мы учимся пришивать пуговицы. Или достаю краски. И тогда мы рисуем осень, дождь и грязь, а еще траву. Потом долго отмываем руки. Иногда помогает интересная книжка. Но лучше всего успокаивает сказка, придуманная тут же, на ходу. Дети лучше взрослых понимают глубинный смысл притчи. Их чувства богаче, чем у нас, взрослых. Их эмоции ярче, душа ближе. Они настолько мудры, что иногда просто становится не по себе. Откуда в них это?
В последний раз, когда Оля "разошлась" и не хотела спать, я сказала:
- А мы и не будем спать. Мы будем слушать сказку. Ты любишь сказки? Ну, тогда садись и слушай. Это очень печальная сказка.

...Жила - была девочка. Умная девочка, красивая. Были у девочки и мама, и папа, и бабушка. Все ее очень любили. И она всех тоже очень любила. Она была очень аккуратной девочкой. Игрушки у нее лежали на своих местах, одежду она вешала на стулик, и всегда слушала взрослых. Но вот однажды с девочкой стало происходить что-то не то. Попросит мама ее убрать игрушки, а девочка не хочет. Мама зовет девочку помыть посуду, а она убежит играть. Девочка перестала слушать свою маму, обидела бабушку, поссорилась с папой. Она стала злой, некрасивой. Ее характер портился с каждым днем. Она перестала петь веселые песенки. Она разучилась танцевать веселые танцы. Ее нежный голос стал хриплым, взгляд - колючим. А еще она ударила соседскую девочку. И вот, когда она перестала любить других, случилось самое страшное. В девочку вошел злой дух. Это был очень противный дух. Он заставлял девочку обманывать взрослых, бить посуду, красть из шкафа конфеты, обижать слабых. Но самое страшное, что он хотел погубить девочку. Девочка уже не была властна над собой. Она вовсе не хотела делать злые дела, но получалось все наоборот. Захочет она улыбнуться маме, а вместо этого у нее как-то сам собою высунется язык. Подойдет к ней на улице котенок. Захочет девочка погладить его, но рука, против ее воли, ударит котенка. Вот тут-то девочка испугалась по-настоящему. Она поняла, что с нею творится что-то неладное. Она побежала к маме, бросилась к ней на шею, заплакала и все-все рассказала ей. Она говорила, что не хочет быть плохой девочкой, что снова хочет всех любить, но уже не может, у нее не получается. Злой дух не дает ей делать добрые дела. И тогда мама девочки пошла к Царице Небесной и попросила Ее выгнать злого духа из девочки. Царица Небесная сжалилась над девочкой и прогнала из нее злого духа. И тогда девочка снова стала прежней. Она прибрала все свои игрушки, вымыла посуду, принесла папе тапочки и пообещала быть послушной и аккуратной. Она вспомнила свои прежние песенки и танцы, помирилась с соседской девочкой.
Вот и все.
Оля вздохнула, зашмыгала носом.
- Я тебе сейчас рассказала очень поучительную сказку. Ты поняла, о чем она?
- Поняла.
- О чем же?
- О Боге.
- А как ты это поняла? ( Я была озадачена ответом.)
- Я поняла это сердцем.
И Оля выразительно прижала руки к груди. Потом она молча легла, натянула на себя одеяло и через пять минут уже засопела.
А я долго не могла уснуть.

2.

"Будьте просты, как дети, и мудры, как змеи".

Ужасно болела голова. Как говорят, "не тряхнуть". Но Оле наскучили игрушки и она начала канючить:
- Мама, покажи диафильмы.
- Оленька, мама устала, мама болеет. Поиграй одна.
- Нет, я не хочу. Ну покажи мне диафильмы. Хоть про дядю Федора.
И Оля начала потихоньку подвывать. Я чувствовала, что это подвывание с минуты на ми-нуту перейдет в рев.
- А ты знаешь, что было с одной девочкой, которая не жалела свою маму?
- Не знаю. С какой девочкой?
- У одной девочки была мама, которая очень болела. Но девочка не любила свою маму, не жалела ее, даже пить ей не давала. И тогда ее мама ушла на небо.
Оля притихла, вытерла нос. Испытующе и очень серьезно посмотрела на меня:
- А ты что ли пить хочешь?
- Нет, я не хочу пить. Я уже пила чай.
- А ты не уйдешь от меня на небо?
- Нет, ну что ты. Конечно, не уйду.
Оля прильнула ко мне. Крепко обняла меня за шею и затихла. Теперь заплакала я.
Оля прошептала:
- Никогда, никогда?
- Никогда, никогда.
- Тогда покажи мне диафильмы.

3.

Прочла Оле сказку "Умная Эльза". Поучительная сказка такая. В ней говорится о том, как надумал один парень жениться. Прослышал он, что живет в одном селе очень умная девушка, ее звали все "Умная Эльза". Пришел он свататься. Ну, родители и братья встретили его приветливо. Накрыли стол. А Эльзу послали в подвал за пивом. Спустилась Эльза в подвал, подошла к бочке с пивом, хотела открыть кран. Но смотрит, а над бочкой висит мотыга. И представила Эльза, Умная Эльза, как выйдет она замуж, родится у них сын, вырастет, и пошлют они его в подвал за пивом, а мотыга упадет на него и убьет. Села Эльза, Умная Эльза на лавку и горько-горько заплакала. Послали в подвал мать Эльзы, узнать, почему та так долго не несет пиво. Рассказала Эльза, Умная Эльза, матери о своих страшных догадках, и мать тоже расплакалась. Послали в подвал отца, узнать, что там случилось. Рассказала и ему Эльза о том, что ждет их впереди. И отец разрыдался. Спустились в подвал братья. И им Эльза, Умная Эльза рассказала о своей беде. Последним в подвал спустился жених. Он спросил, почему все плачут, что случилось? Умная Эльза и ему все рассказала. Ничего не ответил жених. Снял мотыгу, положил ее на пол и ушел.

Я спросила у Оли:
- А ты у нас умная девочка?
- Да, умная.
- А, хочешь, мы сейчас это проверим?
- Хочу.
-Тогда отгадай мои загадки: "Висит груша, нельзя скушать".
- Лампочка.
- Правильно. "Сидит девица в темнице, а коса на улице".
- Морковь.
- А вот эту загадку попробуй-ка отгадать: "Без чего человеку жить нельзя?"
- Без жены.
Я смеялась до слез несколько минут. И только потом сквозь слезы и смех смогла проговорить:
- Да, умная Ольга...