ГЛАВА 4.

Сказкотерапия.

В четыре с половиной года моя дочь все еще не умела рисовать. Но самое неприятное для меня было то, что она и не хотела рисовать. Что только я не делала. Купила ей карандаши, краски, фломастеры, кисточки. Я подолгу сидела с нею и рисовала сама. Но нет. Ей быстро все надоедало. Оля говорила, что у нее ничего не получится, и убегала играть. А я вспоминала то, как сама любила рисовать в детстве. И мне было непонятно Олино упрямство.
Время шло. Оля пошла в детский сад. И я видела, что на фоне других детей Оля явно проигрывает, ее рисунки - просто "каляки - маляки". И тогда я написала для Оли сказку "Волшебные краски". Я даже начитала ее на магнитофон. Оля прослушала ее несколько раз подряд с большим удовольствием. Потом мы с Олей нарисовали Витину радугу.
Больше я не уговаривала Олю рисовать. Сейчас она сама берет бумагу, краски и рисует, рисует подолгу и с удовольствием. Сама хохочет над своими лягушатами и поросятами, рожицами смешных человечков.
Что с нею произошло? Не знаю. Может быть, это была та "сказкотерапия", которая помогла Оле избавиться от некоего "блока", мешающего ей перейти от созерцания к творчеству. Или просто она, проживая события сказки вместе с героем, так же, как он, поверила в свои силы и способности. Сложно сказать наверняка. Но важен результат. И ведь помогло. Что, как и где - непонятно. Но сработало. Если ваш ребенок боится рисовать красками, попробуйте прочесть ему нашу сказку:

ВОШЕБНЫЕ КРАСКИ

В одном большом доме у одних родителей жил мальчик, очень хороший и добрый мальчик. У него было много игрушек, у него были красивые книжки с яркими картинками. Он ходил в детский сад. И звали мальчика Витя. И все было бы хорошо у этого мальчика. Если бы... Но буду рассказывать все по порядку...
Однажды Витя пришел из садика очень расстроенный. Он не стал играть в свои игрушки, он не стал рассматривать свои книжки. Он подошел к маме, обнял ее и тихо сказал:
- Я, наверное, больше не пойду в садик. Уж лучше я буду целый день сидеть один дома.
- Это почему же? Что-то случилось, Витя? И почему ты такой расстроенный? Тебя кто-то обидел?
- Мальчишки дразнятся. Витя - Неумитя, Витя - Неумитя...
- А почему же они тебя дразнят?
- Потому, что я не умею рисовать. Они умеют, а я не умею. Они уже рисуют и машины, и дома, и самолеты. А у меня ничего не получается. Наверное я какой-то не такой.
И Витя обиженно зашмыгал носом.
- Почему не такой? Ты такой! Ты такой же, как все. А для меня ты самый хороший маль-чик на свете. А рисовать мы с тобою научимся. Вот я закончу готовить ужин, и мы сядем с тобою рядышком и будем рисовать. Хорошо?
- Нет. Я уже сто раз пробовал. Наверно в детстве я упал с балкона и стукнулся головой. Очень сильно стукнулся.
- С чего ты это взял? Ни с какого балкона ты не падал. И кто тебе сказал такую чушь?
- Папа сказал.
- Ну это он пошутил. А я с ним вечером серьезно поговорю, не падал ли он сам откуда-нибудь в детстве.
Вечером мама достала карандаши, бумагу, фломастеры.
- Вот смотри, Витя, это - трава, это - деревья, это - домик в лесу. Вот солнышко, тучка. А это - птицы летят по небу.
- На юг?
- На юг. На, попробуй сам.
- Нет, я даже пробовать не буду. У меня никогда так не получится. Я только все испорчу.
И Витя отодвинул бумагу.
- Что же нам делать? Положение действительно серьезное.
Мама убрала рисунки, но потом заговорнически проговорила:
Я знаю, что нам делать. Нужно найти волшебный магазин и купить там волшебные краски.
- А разве бывает волшебный магазин?
- Конечно, бывает. Где, ты думаешь, можно купить шапку - невидимку или ковер - самолет? Конечно же в волшебном магазине.
- А может, и нам тогда уж лучше сразу купить шапку-невидимку?
- Ну, нет, Витя. На шапку-невидимку у меня денег не хватит. Она о-го-го сколько стоит! А вот волшебные краски, я думаю, осилю.
- А когда ты мне их купишь?
- Как только узнаю, где у нас в городе волшебный магазин, так и куплю.
И вот однажды мама объявила Вите:
- Я достала настоящие волшебные краски. У меня даже хватило денег на небольшую волшебную кисточку. Витя, затаив дыхание, следил за тем, как мама доставала из сумки заветную коробочку. Он, не веря в свое счастье, дрожащими от волнения руками принял эту коробочку, прижал ее к груди и прошептал:
- А они в самом деле волшебные?
- Конечно. На них так и написано: "Медовые краски СКАЗОЧНЫЕ". И знаешь, кто мне их продал? Самый настоящий волшебник. В большой шляпе, в розовых перчатках и синем плаще.
- Мама, а можно мне открыть коробочку?
- Конечно же. Давай, поглядим.
Витя открыл коробочку. В ней было семь красок: красная, оранжевая, желтая, зеленая, белая, синяя и фиолетовая.
- Какие красивые. Хочешь, Витя, мы прямо сейчас их проверим?
- Нет, только не сейчас. Потом.
- А когда же потом? Когда захотим нарисовать что-нибудь замечательное? Что-нибудь необычное?
И Витя убрал свои волшебные краски на полку, где у него лежали самые дорогие вещи - речные камешки, ракушка и сломанные солдатики.
И вот однажды... Витя сидел дома. Не потому, что заболел, просто было воскресенье. Папа ушел в гараж, мама пекла пироги на кухне. А за окном шел дождь. Но не простой грустный дождь. А веселый летний дождь.
Под окном Витиного дома была замечательная большая лужа. У нее-то и затеяли возню соседские мальчишки. Они кидали в лужу камни и хохотали. Дождь загнал мальчишек в подъезд, но они все равно выпрыгивали под дождь и, добежав до лужи и бросив в нее камень, стрелой мчались под навес входной двери.
Витя вышел на балкон, чтобы лучше видеть то, что происходит во дворе. Вот дождь кончился. Небо очистилось, и ослепительное солнце залило все кругом радостным чистым светом.
Витя смотрел вслед улетающей туче на сочную зелень травы, на ласточек, взмывающих высоко в небо, на мальчишек у большой замечательной лужи во дворе. А мама хлопотала на кухне над пирогами. Да нет-нет поглядывала, что делает Витя на балконе. Ведь еще ребенок. Она поставила пироги в духовку. Тесто сегодня получилось воздушное, даже попискивало, когда она его раскатывала.
- Мама! Мама! Радуга! Беги скорее сюда! Смотри, какая радуга!
Мама вышла к Вите на балкон и вместе с ним замерла в немом изумлении. Огромная разноцветная радуга пролегла через все небо от леса к реке.
- Какое чудо, Витя! Какая красота! Но она скоро растает. Вот если бы ее нарисовать! А где наши волшебные краски?
Мама принесла бумагу, краски, баночку с водой, разложила все это на табурете перед Витей.
Витя присел на корточки.
- А у меня получится?
- Получится. Рисуй. Начни с красного.
Витя взял в руки кисточку, макнул ее в воду, потом в красную краску и провел через лист красную дугообразную полосу.
- А теперь возьми оранжевую краску.
- Как апельсин?
- Как апельсин.
И Витя провел рядышком оранжевую дугу.
- А теперь?
- А теперь желтая.
- Желтая, как цыпленочек?
- Желтая, как цыпленочек.
И на бумаге легла третья, желтая полоса.
- Следующая - зеленая.
- Зеленая, как травка?
- Зеленая, как травка.
- А теперь какую?
- А теперь голубая. Но жаль, у нас нет голубой. Ну, что ж, давай возьмем синюю.
Синяя полоса легла рядом с зеленой.
- Ну и последняя фиолетовая. Вот, смотри, Витя, что у тебя получилось. Настоящая радуга. Как живая. И ты сам ее нарисовал.
- Мама, так что же это выходит? Что ли я теперь значит, сам умею рисовать? Сам умею?
- Конечно, умеешь. Ведь ты сам нарисовал радугу. Такую красивую.
- Так, значит, я теперь смогу нарисовать и машины, и самолеты, и птичек, и цветы?
- Конечно, сумеешь. Ведь у тебя теперь есть волшебные краски. У тебя все получится, Витя. - Все получится? Как здорово, мама!
С тех пор Витя больше никогда не приходил из детского сада расстроенным.