Кто преуспел в высшем смирении, тот, слыша укоризны, не смутится душой от того, что бесчестят его словами, поскольку сам он себя сознает еще более достойным унижения.

Свт. Василий Великий

Мысль о себе, что дошел до высоты смирения, служит поводом к возношению.

Свт. Василий Великий

Смиренномудрие состоит в том, чтобы всех почитать превосходнейшими себя.

Свт. Василий Великий

Смиренномудр не тот, кто о себе говорит мало, при немногих и редко, и не тот, кто униженно обращается с низшими себя, но тот, кто скромно говорит о Боге, кто знает, что сказать, о чем помолчать, в чем признать свое неведение, кто уступает слово имеющему власть говорить и соглашается, что есть люди, которые его духовнее и более преуспели в умозрении.

Свт. Григорий Богослов

Будь готов при всяком обличительном слове, которое слышишь, говорить: «Прости мне», — потому что такое смирение расстраивает все козни врага.

Прп. Антоний Великий

Смиренный никогда не падает, да и куда ему падать, если он ниже всех? Смиренный сердцем — из силачей силач.

Прп. Марк Подвижник

Людям смиренным Сам Бог открывает грехи их, чтобы они познали их и покаялись.

Прп. Исайя Отшельник

Смирение состоит в том, когда человек считает себя грешником, не сделавшим ничего доброго перед Богом.

Прп. Исайя Отшельник

Тот мужественнее, кто свою волю подчиняет воле брата, нежели тот, кто бывает упорным в защищении и удержании своих мнений. 

Прп. Иоанн Кассиан

Надобно стяжать истинное смирение сердца, которое состоит не в притворстве наружном и на словах, а в искреннем уничижении духа. Оно проявляется в ясных признаках терпения не тогда, когда сам будет тщеславиться своими пороками, невероятными для других, но когда не оскорбится, если припишут ему другие, и с кротостью сердца и благодушием перенесет обиды, причиняемые другими.

Прп. Иоанн Кассиан

Более чистый взгляд большее и замечает, неукоризненная жизнь порождает большую скорбь самоукорения, исправление нравов и ревность к добродетелям умножают стенания и воздыхания. Ибо никто не может быть доволен той степенью совершенства, до какой преуспел, и кто чем чище будет духом, тем более видит себя нечистым, более находит причины к смирению. И чем скорее стремится к высоте, тем более видит, что ему больше остается, куда стремиться.

Прп. Иоанн Кассиан

Смиренный не упрямится и не ленится, хотя бы и в полночь позвали его на дело.

Прп. Ефрем Сирин

Кто не хочет добровольно смирять себя по благочестию, тот будет смирен поневоле (Иов. 12, 16—21).

Прп. Ефрем Сирин

Смиренному, если и согрешит, легко принести покаяние, а гордый, если и праведен, легко делается грешником.

Прп. Ефрем Сирин

Смиряющиеся грешники и без добрых дел оправдываются, а праведные за гордыню губят множество трудов своих.

Прп. Ефрем Сирин

Смиряй душу свою до праха, чтобы прах твой воскрес и восстал.

Прп. Ефрем Сирин

Демоны нередко наводят на смиренномудрых унижение и поношение, чтобы, не стерпя незаслуженного презрения, оставили они смиренномудрие. Но кто в смирении мужественно переносит бесчестие, тот этим самым возносится на высоту смиренномудрия.

Прп. Нил Синайский

Если ты носишь в совести великое бремя грехов и при этом признаешь себя последним из всех, то ты будешь иметь великое дерзновение перед Богом, хотя нет еще смиренномудрия в том, чтобы грешник считал себя грешником. Смиренномудрие состоит в том, чтобы, сознавая за собой множество великого, ничего великого о себе не думать. 

Свт. Иоанн Златоуст

Есть много видов смирения. Иногда приобретается смирение путем скорбей, несчастий и притеснений от людей. Но истинное смирение бывает тогда, когда мы обращаемся от грехов своих.

Свт. Иоанн Златоуст

Смиренный не уловляется никакой страстью. Его не может возмутить ни гнев, ни любовь к славе, ни зависть, ни ревность. А что может быть выше души, чуждой этих страстей?

Свт. Иоанн Златоуст

Если необходимость заставляет смиряться против воли, то это не дело ума и воли, а необходимости. Смиренномудрие же потому так называется, что оно есть усмирение мысли.

Свт. Иоанн Златоуст

Как многие тщеславятся тем, что они не тщеславны, так превозносится и смирение (неискреннее) по высокомерию. 

Свт. Иоанн Златоуст

Поистине тот больше всего знает себя, кто считает себя за ничто. Ничто так не любезно Богу, как считать себя в числе последних. 

Свт. Иоанн Златоуст

Смиренномудрие — порождение души высокой и парящей к небу, а гордость — души низкой и весьма худой.

Прп. Исидор Пелусиот

Не тот показывает смиренномудрие, кто осуждает себя, но тот, кто, будучи укорен другим, не уменьшает к нему любви.

Прп. Иоанн Лествичник

Кто ненавидит бесчестие - ненавидит смирение, и кто избегает огорчающих его, тот убегает кротости.

Преп. Иоанн Лествичник

Когда начнет в нас процветать священный грозд смирения, тогда мы, хотя и с трудом, возненавидим всякую славу человеческую, отгоняя от себя раздражительность

Прп. Иоанн Лествичник

В том, кто соединяется со смирением, не бывает ни следа ненависти, ни вида прекословия, ни воли непокорства, разве только там, где дело идет о вере.

Прп. Иоанн Лествичник

Если помысл наш уже не хвалится природными дарованиями, то это знак начинающегося здравия.

Прп. Иоанн Лествичник

Тогда ты достоверно узнаешь, что святое существо смиренномудрия есть в тебе, когда будешь исполнен неизреченного света и несказанной любви к молитве.

Прп. Иоанн Лествичник

Глубочайшего смиренномудрия признак, когда человек ради уничижения в некоторых случаях принимает на себя такие вины, каких в нем нет.

Прп. Иоанн Лествичник

Кто просит от Бога меньше того, чего он достоин, тот, конечно, получит более, нежели чего стоит.

Прп. Иоанн Лествичник

Смиренномудрый всегда гнушается воли своей, как погрешительной, даже и в прошениях своих к Господу.

Прп. Иоанн Лествичник

В смирении от исполнения заповедей бывает некоторая привычка к смирению, и нельзя выразить это словами.

Авва Дорофей

Телесные труды приводят к смирению. Каким образом? — Душа как бы состраждет телу и сочувствует во всем, что делается с телом. Труд смиряет тело, а когда тело смиряется, смиряется и душа.

Авва Дорофей

Каждый молящийся Богу: «Господи, дай мне смирение» — должен знать, что он просит Бога, дабы Он послал ему кого-нибудь оскорбить его. Итак, когда кто-либо оскорбляет его, то он и сам должен досадить себе и уничижить себя мысленно, чтобы в то время, когда другой смиряет его извне, он сам смирил себя внутренне.

Авва Дорофей

Смиренномудрый постоянно охраняет себя от всего многого, и тогда оказывается, что во всякое время он в тишине, в покое, в мире, в скромности, в благоговении.

Прп. Исаак Сирин

Без оскорблений ум не может пребыть в смирении.

Прп. Исаак Сирин

Пусть лучше предполагают тебя необразованным за скудость в тебе умения прекословить, нежели одним из мудрых за бесстыдство.

Прп. Исаак Сирин

Если хочешь узнать, смиренномудр ли ты, то испытай себя, не приходишь ли ты в смятение, когда тебя обвиняют.

Прп. Исаак Сирин

Молитва смиренномудрого как бы прямо из уст — в уши Господа.

Прп. Исаак Сирин

Человек, достигший того, чтобы познать меру своей немощи, достиг совершенства смирения.

Прп. Исаак Сирин

Не смиренномудр тот, кто не мирен, и немирный не смиренномудр.

Прп. Исаак Сирин

Приходит смиренномудрие к причастнику святого ведения двумя способами: когда подвижник благочестия находится в середине духовного преуспеяния, тогда смиреннейшее о себе мудрование держится у него или ради немощи телесной, или ради неприятности со стороны враждующих неревнителей о праведной жизни, или ради лукавых помыслов. Когда же ум в полном чувстве и удостоверительно озарится святой благодатью, тогда душа начнет иметь смиренномудрие как бы естественным своим расположением. Ибо, будучи насыщаема благодатью, не может она уже надмеваться и насыщаться славолюбием. Хотя непрестанно исполняет заповеди, но почитает себя ничтожнейшей паче всех. То смиренномудрие сопровождается, большей частью, печалью и упадком духа, а это — радостью со стыдением всемудрым. Доходит же подвижник до последнего не иначе, как прошедши через первое, ибо благодать не дает нам богатства второго, если наперед не умягчит произволения нашего испытанием через поприще приражения страстей.

Блж. Диадох

Что бы ни потерпел смиренный или ни услышал, он берет от сего повод к тому, чтобы себя самого похулить и уничижить.

Авва Зосима

Смирение освобождает человека от всякого греха, потому что оно отсекает страсти душевные и телесные.

Прп. Максим Исповедник

Смиренномудрие рождается от чистой молитвы, со слезами и болезнованием. Ибо она, призывая всегда на помощь Бога, не попускает безумно полагаться на свою силу и мудрость и превозноситься над другими.

Прп. Максим Исповедник

Всем чувством почитай себя муравьем и червем, чтобы сделаться человеком богосозидаемым. Ибо если не будет того прежде, не последует и это. Сколько спустишься вниз в чувстве о себе, столько поднимешься вверх в действительности.

Прп. Феогност

Странное скажу тебе слово, но не дивись. Если и не достигнешь бесстрастия по причине, может быть, тиранских предрасположений, но, находясь во время исхода в глубоких чувствах смирения, ничем не меньше бесстрастного, вознесешься на облаках. Ибо стяжавшему смирение оно доставляет не только умилостивление перед Богом, но и вход вместе с избранными в брачный чертог Царствия Его.

Прп. Феогност

Степень самопознания и боговедения определяется степенью смирения и кротости.

Прп. Симеон Новый Богослов

Когда будешь иметь смиренномудрие и будешь в таких упражняться помыслах в уме своем, то тотчас придет к тебе Господь, обымет тебя и облобызает, дарует Дух правый в сердце твое, Дух избавления и прощения грехов твоих, увенчает тебя дарами Своими. Тогда всякий навет врага против души останется безуспешным. Все греховные страсти исчезнут в ней и умножатся плоды Духа Святого. За сим потом следует Божественное ведение, премудрость, слава, бездна сокровенных помышлений и тайн Христовых. Кто достигает до такого состояния и качествует так, тот изменяется благим изменением и бывает земным Ангелом. Телом сообщается он с людьми в мире сем, а духом ходит на небесах и сообщается с Ангелами и от неизреченной радости распространяется в любви Божией, к которой никто никогда не может приблизиться, если прежде не очистит сердца своего покаянием и многими слезами и не достигнет глубины смиренномудрия, чтобы принять в душу свою Святого Духа.

Прп. Симеон Новый Богослов

Чем больше кто нисходит в глубину смирения и осуждает себя самого, как недостойного спасения, тем более плачет и изводит источники слез. По мере слез и плача источается в сердце его духовная радость, а вместе с ней соисточается и совозрастает надежда и дает вернейшее удостоверение во спасении.

Прп. Симеон Новый Богослов

Смирение успокаивает нервы, укрощает движение крови, уничтожает мечтательность, умерщвляет жизнь падения, оживляет жизнь о Христе Иисусе.

Свт. Игнатий Брянчанинов

В противоположность тщеславию, которое разносит помыслы человека по вселенной, смирение сосредотачивает их в духе, приводит к многоплодному и глубокому самовоззрению, к мысленному безмолвию.

Свт. Игнатий Брянчанинов

Смирение не видит себя смиренным, напротив того, оно видит в себе множество гордости.

Свт. Игнатий Брянчанинов

Из совершенного смирения и совершенной покорности воле Божией рождается чистейшая святая молитва.

Свт. Игнатий Брянчанинов

Смириться — значит осознать свое падение, свою греховность, по причине которых человек сделался существом отверженным, лишенным всякого достоинства.

Свт. Игнатий Брянчанинов

Лучший или единственный путь к смирению есть послушание и отречение от своей воли. Без отречения от своей воли можно развить в себе сатанинскую гордыню, смиренничая в слове и положении тела.

Свт. Феофан Затворник

Как не смиряйте себя в мыслях, без смирительных дел не придет смирение.

Свт. Феофан Затворник

Простота есть неразлучная черта смирения, потому, когда нет простоты, нет и смирения.

Свт. Феофан Затворник

Однажды некий, имея при себе человека, одержимого бесом, пришел в Фиваиду к некоторому старцу, чтобы он исцелил его. Старец сказал демону: «Изыди из творения Божия!» Демон ответил старцу: «Выхожу, но спрошу у тебя одно слово, скажи мне, кто суть козлища в Евангелии, а кто агнцы?» Старец сказал: «Козлище — это я, а агнцев знает Бог». Демон, услышав это, возопил: «Вот я и выхожу по твоему смирению», — и вышел тотчас.

Древний патерик