Сегодня, в преддверии новогодних утренников, как нельзя кстати придётся рассказ о русском традиционном костюме.
А, значит, мы на несколько минут заглянем на урок изобразительного искусства в 4 «а» класс.
Позади остался интересный и близкий сердцу раздел «Русское деревянное зодчество. Древне-русский город и горожане», а впереди знакомство с историей возникновения сарафана, причиной появления охабня, секретом рукавов Лягушки-Царевны. А ещё: тайна обережной вышивки, диалектика слов «пуговица», «калиги», «козырять», отличие кафтана и сюртука, и много-много интересного.
Урок начался с сюрпризного внесения и серебристого веера из карточек, который пока нельзя переворачивать! Руки учеников, конечно же, так и потянулось к нему, но…
Но кузовок с моделями головных уборов допетровской Руси — бестселлерами многочисленных сказочных спектаклей нашего «Родника» переключил внимание ребят на себя.
Какой фурор вызвали эти незатейливые вещицы! С каким воодушевлением ребята стали примерять их и разглядывать друг друга!
Причём мальчики не уступали девочкам в азарте!
Ребятам так понравились головные уборы, что испросив разрешения и получив его, ученики продолжили урок, не снимая их с головы. Этот мостик в историю костюма соединил прошлое и настоящее, значительно упростил процесс запоминания незнакомых слов, которые с легкостью были записаны в тетрадь моими учениками по памяти. В тетрадях появилась и тема урока, которую ученики без труда сформулировали самостоятельно: «Путешествие в историю русского традиционного костюма».
Путешествие продолжилось. Мы узнали, что одежда Руси была щедро украшена вышивкой — своеобразным посланием, где каждый элемент узора имел своё значение, в целом, оберегал своего хозяина, либо помогал искоренять какие-то недостатки характера.
Узнали, что традиционный костюм славился своей функциональностью. Крестьяне носили одежду из простых, прочных, натуральных волокон. В ней легче выполнять сельского-хозяйственные работы, она долговечна и не теряет красоту после многочисленных стирок. Обязательный атрибут крестьянского костюма — пояс — показатель готовности человека к труду. Подпоясан — значит, готов служить! И тут случилось открытие: нам стал понятен фразеологизм «расплясался»!
Знатные люди носили одежду из дорогих тканей, щедро украшали ее драгоценными каменьями-самоцветами, кичились своим положением, демонстрировали праздность.
Вот почему появляются роскошные платья-летники, одеваемые под зиму, невообразимые для простого человека ферязи и опашни, с длинными до земли рукавами, которые и нужны-то, чтобы запахнуть себя сзади и продемонстрировать всем своеобразное кредо знати Допетровской Руси — бытие «спустя рукава». Но не всегда рукава были частью костюма. Вы удивитесь, но это — факт. Существовал отдельный элемент костюма с идентичным названием. Это короткая кофточка, подобие современного топика, с богатыми, из покупной ткани рукавами, щедро украшенными жемчугом, бисером и вышивкой. «Рукава» считались изыском праздничного женского наряда, их одевали поверх сорочки-рубахи, под сарафан или епанечку, сестричку душегрейки.
Платье-покосница, прообраз современного платья, стало замечательным примером, который наглядно показал ученикам отношение крестьянки к труду. Женщины одевали этот наряд перед началом жатвы или покоса: длинные рукава уберегут от палящего зноя, укусов и порезов, лямки не станут мешать, домотканый низ платья практичен, его можно легко заменить, когда износится, а вот покупная ткань верха платья — роскошь! Она покажет особое отношение крестьянки к земле-матушке, к кормилице — Макошь — одному из главных славянских символов. Крылатое выражение «на работу, как на праздник» возникло именно в этой связи.
Узнали, что одежда была многослойна. Так, русские женщины носили не одну, а 5-10 юбок одновременно! Честно говоря, и не юбки это были — поневы и подолы.
А знатный боярин не выходил со двора пока не нарядится в две-три шубы одновременно! Иначе, не ровен час, и незнатным прослывешь, засмеют.
Мы поработали с лексикой незнакомых слов, наглядный материал — информационные карты здесь очень пригодились!
Времени урока хватило и на эскиз. Ученики 4 «а» класса с удовольствием взялись за карандаш, придумать образ человека в русском костюме после такого путешествия не составило труда никому.
Но на парте остались серебристые веера, которые нельзя было переворачивать в течение урока. Чем же они послужили в нашем путешествии?!
Они пригодились для рефлексии. А было это так: «Сейчас Вы перевернёте карточки серебристого веера, прочитаете слова, написанные на них, и отложите вправо те, значение которых вы знаете, а влево — те, которые не можете обьяснить!»
После систематизации карточек ребята продолжили работу над эскизом, а я имела возможность «поэкзаменовать» каждого ученика. Приятно было отметить, что большинство слов дети усвоили. А отложенные влево карточки — материал для работы на следующий урок!