Преп. Паисий Святогорец
Почему подчас так трудно радоваться жизни? Как радоваться духовно и по-житейски? Что рождает в нас радость? Как можно радоваться в осознании своей греховности? Как мы теряем радость? Как ее приобрести в боли и несчастии?
- Геронда, иногда у меня не получается радоваться, и тогда я думаю, что, может быть, радость не для меня.
- Ты что говоришь? Радость не для тебя? А для кого? Для тангалашки? Ты что? Радость для человека! Бог принёс не печаль, принёс только радость.
- Но почему, геронда, я не всегда ощущаю в сердце радость?
- Если твой ум не в Боге, то как ты почувствуешь радость Божию? Ты забываешь Христа, твой ум постоянно занят работой и останавливается твой духовный мотор. Включи молитву и тихое песнопение, и полетишь вперед, и будешь обращаться вокруг Христа, словно звезда.
Только во Христе человек обретает подлинную, настоящую радость, потому что только Христос дает радость и утешение. Где Христос - там истинная радость и райское ликование, Находящиеся далеко от Христа не имеют истинной радости. Они могут предаваться мечтаниям: "Сделаю то-то и то-то, съезжу туда, съезжу сюда", им могут оказывать почести, они могут предаваться развлечениям и оттого испытывать радость, но эта радость не насытит их душу. Эта радость вещественная, мирская, а мирская радость не насыщает душу, и человек остаётся с пустотой в сердце. Знаешь, что говорит Соломон? "Я построил дома, посадил виноградники, разбил сады, собрал золото, приобрел все, чего желало моё сердце, но в конце понял, что всё это суетно".
Мирская радость даёт нечто временное, что приятно только в данный момент, не даёт того, что даёт радость духовная. Духовная радость - это райская жизнь. Те, кто прошли Крест и воскресли духовно, живут в пасхальной радости. "Пасха, Господня Пасха"! А потом приходит Пятидесятница! А когда человек дойдет до Пятидесятницы и на него сойдёт огненный язык, Святой Дух, тогда всё заканчивается...
Духовная радость приходит в результате духовного делания.
- Геронда, расскажите нам о небесной радости.
- Существует и в этой жизни небесная радость и небесные наслаждения, и человек задаётся вопросом, есть ли в другой жизни что-то выше того, что он переживает здесь. Эту радость нельзя выразить словами, её можно только пережить.
- Как можно достигнуть такого состояния?
- Чтобы прийти в такое состояние, когда ты не можешь вместить переполняющую тебя радость и не можешь её выразить языком, нужно обратить внимание на две вещи: вести себя просто, не смотреть на других, творить молитву. Если будешь это делать, то придёт время, когда ты почувствуешь такую радость, что будешь мне говорить: "Геронда, я сошла с ума! Может, я не в себе? Что такое я чувствую?" Такая у тебя будет безумная радость!
- Геронда, чтобы человек ощущал духовную радость, он должен находиться в добром расположении?
- Как ты считаешь, когда человек испытывает духовную радость? Когда у него внутри беспорядок? Внутренняя радость приходит после того, как будет наведён порядок внутри. Она даёт душе крылья. Пока душа не согрета внутренним деланием, она похожа на машину с непрогретым двигателем, нужно толкать, чтобы она сдвинулась с места. Внутреннее делание - трезвение, внимание, поучение и молитва - согревает душу, двигатель заводится, и машина бежит вперёд. Тогда человек перестаёт обращать внимание на внешнее и идёт в духовной жизни вперёд гигантскими шагами.
- И тогда неблагоприятная окружающая обстановка уже не влияет на человека?
Нет, не влияет, потому что он живёт в другом мире, вне этой среды. И так как он живёт в другом мире, то этот мир не причиняет ему беспокойства. Люди вокруг него словно говорят на другом языке, которою человек не знает, поэтому и не понимает, что они говорят. И хорошо, что не понимает, потому что если бы он что-нибудь понимал, даже немного, то его внимание отвлекалось бы на эти слова. А теперь он полностью поглощён языком, который он знает. Так начинается внутреннее воспарение. Знаете, что такое внутреннее воспарение ? Какой ангельский чин имеет крылья? Херувимы или Серафимы ? "Шесть крил", о которых говорит пророк Исайя, какой чин имеет?
- Серафимы, геронда.
- Знаете, что делают Серафимы? Взмахивают крыльями в такт... Точно так же бьётся и сердце, когда есть внутреннее воспарение. Тогда жизнь - ликование. Но вы пока привязаны к себе не освободились от своего "я", потому сердце не свободно и не может прийти в состояние, когда оно трепещет от радости. Вкусите прежде этой радости, а потом приходите, поговорим!
Божественная радость приходит, когда ты себя отдаешь.
- Геронда, каждый человек, который живёт по Богу, испытывает духовную радость?
- Естественно! Чтобы человек имел истинную радость, духовную, он должен любить, а чтобы любить, должен верить. Люди не верят, поэтому и не любят, не жертвуют собой и не имеют радости. Если бы верили,то любили бы, жертвовали бы собой ради других и тог да имели бы радость. Из жертвенности происходит наибольшая радость.
- Человек радуется, когда любит?
Нет, наоборот! Когда любит, радуется. А когда любовь умножается, тогда человек не ищет радости для себя, но хочет, чтобы радовались другие.
- Это значит, что радость проистекает из чего-то, а любовь существует сама по себе?
- Да, так и есть. Любовь существует сама по себе, в то время как радость проистекает из любви. Когда отдаёшь любовь, тогда приходит радость. Человек отдаёт любовь и получает радость, вознаграждается за любовь радостью, которую испытывает. Например, человеку дают какую- то вещь, он берёт эту вещь и радуется одной этой вещи. Другой человек отдаёт всё и радуется не об одном, а обо всём. Радость, которую испытывает человек, когда получает, человеческая радость. А радость, которую испытывает, когда отдаёт, - святая, Божественная. Божественная радость приходит, когда ты себя отдаёшь!
Духовная радость - дар Божий.
- Геронда, как человек получает извещение о своём примирении с Богом?
- Внутренняя радость, Божественное утешение, которое человек ощущает, есть извещение того, что человек примирён с Богом.
- А может человек чувствовать себя примирённым с Богом и при этом не ощущать радости и Божественного утешения?
- Нет, не может, что-то он всё равно будет чувствовать. Возможно, он однажды испытал сильное утешение, а потом утешение стало слабее, и оттого ему кажется, что он не чувствует Божественного утешения.
- Геронда, почему иногда бывает так, что находишься в добром духовном расположении и испытываешь радость, а потом вдруг теряешь эту радость?
- Бог посылает тебе духовную радость, и ты радуешься. Потом отнимает её, и ты начинаешь её искать, прилагаешь больше подвига и больше преуспеваешь духовно.
- Геронда, почему я ощущаю такую радость ? Может, у меня нет сознания своей греховности?
- Да нет! Это Бог веселит тебя конфеткой. Сейчас конфеты, а потом вино, как то, что пьют в раю. Знаешь, какое там сладкое вино ? Да! Если Бог увидит хоть чуть-чуть любочестия, хоть немножко благого произволения, то щедро подаёт Свою благодать, пьянит тебя Своим вином уже в этой жизни. Духовное изменение, которым изменяется человек, и сердечная радость, которую ощущает, когда его посещает Божественная Благодать, не может дать человеку ни один... кардиолог, даже самый великий. Когда ты чувствуешь эту радость, постарайся её удержать как можно дольше.
- Мы должны просить у Бога, чтобы Он подавал нам духовную радость?
- Мелочно просить духовную радость, она приходит сама, когда есть предпосылки. Если ты хочешь постоянно радоваться, то в таком желании есть себялюбие. Христос пришёл в мир, чтобы за любовь принять Крест. Он сначала распялся, а потом воскрес.
Чада Божий трудятся не за небесное воздаяние, не за духовную радость в этой жизни. Ведь Отец не платит детям за их труд, потому что им принадлежит всё Его состояние. Другое дело Божественные дары, которые Бог, как Благой Отец, подаёт в этой жизни и в будущей.
Духовная боль - это духовная радость
- Геронда, как человек может удержать в себе радость?
- Если он ко всему относится духовно. Тогда даже болезни и испытания не отнимают у него радости.
- Разве человек, для того чтобы относиться к испытаниям духовно, не должен сначала избавиться от страстей ?
- Если человек и не избавился от страстей, то всё равно может чувствовать радость, когда его постигают испытания, огорчения. Если он будет думать, что эти огорчения - лекарство от страстей, тогда примет их с радостью, как больной принимает с радостью горькое лекарство в надежде, что оно его вылечит от болезни.
- Но как увязать между собой радость и боль?
- В духовной жизни происходит нечто удивительное: когда человек терпит что-то ради любви Христовой, даже мучения, то его сердце наполняется Божественным наслаждением. То же самое, когда он соучаствует Страстям Господа. Чем больше он проникается мыслью о том, что Христос распялся за наши грехи, и болезнует, тем богаче вознаграждается Божественным ликованием. Боль - ликование, боль - ликование. И чем сильнее болезнует, тем большую радость испытывает. Он ощущает, словно Христос его ласково гладит по голове и говорит: "Не беспокойся обо Мне".
Одна сестра говорила: "Мне не нужна радость, я хочу печалиться ради Христа. Христос распялся за меня, как я могу радоваться? Зачем Христос мне даёт радость?" Она переживала духовные состояния, и чем больше со участвовала Страстям Христовым и имела любочестную печаль, тем больше радости ей подавал Христос. Христос лишил её рассудка в хорошем смысле!
Распятие всегда предшествует воскресению и приносит победу. Крест приносит славу. Христос, после того как взошёл со Крестом на Голгофу и после того как распялся, взошёл ко Отцу. Распятый Христос услаждает горечь людей, а распятый человек подражает Богочеловеку Иисусу.
Благой Иисус вместе с грехами всего мира принял на Себя и все его горечи, а нам оставил радость и ликование, которое ощущает тот, кто совлёкся своего ветхого человека, и в котором теперь живёт Христос. Такой человек ощущает на земле часть райской радости, по слову Евангелия: "Царствие Божие внутрь вас есть".
Благодарю Бога, что Он удостоил меня знать многих таких людей, и прошу Его, чтобы Он мне помог и я перестал Его огорчать, пусть даже сам и не удостоюсь таких состояний.
Желаю вам всегда в этой жизни иметь духовную радость, а в другой, вечной - радоваться уже постоянно рядом со Христом.
Источник: Старец Паисий Святогорец. Слова. Т. V. Страсти и добродетели. М., 2008.Старец Паисий Святогорец о радости
Старец Паисий Святогорец. Где Христос - там истинная радостьСтарец Паисий Святогорец. О радости
Плод духовный есть любы, радость (Из бесед со Старцем Паисием)
Две радости. Притчи старца Паисия
Какая дорога ведет к счастью? Притчи старца Паисия
Старец Паисий Святогорец. Настоящая радость обретается близ Христа
Старец Паисий Святогорец. Дающий приемлет Божественную радость
О Старце Паисии
О Старце Паисии СвятогорцеСмирение. О старце Паисие Святогорце
О разных духовных вопросах
Старец Паисий Святогорец. Как найти Христа?Старец Паисий Святогорец. О познании Бога
Старец Паисий Святогорец. Сегодня Бога отодвигают на последнее место
Что бы ни делал человек, он должен делать это ради Бога (Из бесед со Старцем Паисием)
Старец Паисий о гордости, смирении и послушании
Какая отвага была у святых (Из бесед со Старцем Паисием)
Старец Паисий Святогорец. Благодать Святого Духа
Старец Паисий Святогорец. О Божией Премудрости и окружающей среде
Старец Паисий Святогорец. Пост с любочестием
О молитве
Старец Паисий о молитвеСтарец Паисий Святогорец. О молитве
Старец Паисий Святогорец. Детям о молитве
Старец Паисий Святогорец. Неделя жен мироносиц
Старец Паисий Святогорец. Молитвы за усопших
Старец Паисий. Молитва к Богородице
Притчи
Две радости. Притчи старца ПаисияКакая дорога ведет к счастью? Притчи старца Паисия
Как поделить сливы. Притчи старца Паисия
Лягушка и буйвол. Притчи старца Паисия
Старец Паисий. Притча о Жадине монахе
Паисий Святогорец. Притча о трех европейцах