От Красной Пасхи до дня рождения Церкви

Перед нами пролегает путь на расстоянии восьми недель, ведущий от Святого праздника Пасхи ко дню сошествия Святого Духа на апостолов.

Проводником в этом путешествии будет для нас большая церковная книга. Она называется весело: Цветная Триодь. По этой книге совершаются церковные богослужения того времени, когда и в душе, и в природе все ликует и расцветает. Цветная Триодь обращается к нам радостным голосом, в противоположность Постной Триоди – книги, по которой совершались службы Великого поста.

«Днесь весна душам, ибо Христос, как Солнце, воссиял из гроба, Тридневен, и отогнал мрачную бурю нашего греха», - говорит Цветная Триодь.

Та же глубокая мудрость, с какой расположены были покаянные чтения и песнопения в течение Великого поста, действуют и в Цветной Триоди для нашего уверения в спасительном воскресении Христовом.

Неделя о Фоме

В первый воскресный день после Пасхи (неделя 2-я по Пасхе) Церковь напоминает нам о кратком неверии апостола Фомы. Его не было среди других в горнице, когда Воскресший первый раз явился апостолам, пройдя через затворенные двери. И это не случайность.

Рассказ апостолов о явлении Воскресшего Христа очень удивил Фому. Он любил Господа и хотел удостовериться в Его воскресении. А просто поверить не мог. Такое удивление – состояние творческое. Без него невозможны великие открытия и глубокое познание.

Через восемь дней Спаситель снова вошел в горницу через запертые двери и явился теперь уже всем ближайшим Своим ученикам, сказав: «Мир вам!» Потом, обращаясь к Фоме, велел ему дотронуться до ран на Своих руках и до раны в ребрах. А для Фомы как раз это и было необходимым условием, чтобы всем сердцем уверовать в Воскресение. И апостол уверовал. И воскликнул из глубины души: «Господь мой и Бог мой!»

Все это произошло ради многих и многих людей, ищущих пытливой мыслью подтверждения евангельской истины. И Спаситель допускает такую проверку, в какой-то момент Он открывает им тот неопровержимый факт, который полностью убеждает их в истинности бытия Божия. Тогда сердце загорается живой, горячей верой. Иисус Христос становится их личным Господом и Богом, а не где-то там далеко существующим Божеством.

Обращаясь к каждому, Церковь говорит: «Обнови, душа, все твои чувства, чтобы узреть Бога».

А от лица тех блаженных, которые не видели, но уверовали, Церковь говорит такие слова: «Ныне Тебя, Всецаря, видим не очами, но сердечной любовью, веруем в Тебя, как в Бога и песньми величаем».

Неделя жен-мироносиц

В следующее, третье после Пасхи, воскресенье (неделю) вспоминается подвиг святых жен-мироносиц и тайных учеников Христовых – Иосифа с Никодимом. Их объединяет сила любви ко Господу, которая превзошла страх смерти. Они пришли на служение к Распятому Спасителю, окруженному врагами, тогда, когда ближайшие ученики покинули Его.

Такая самоотверженная любовь и верность превозносится выше всех подвигов и добродетелей.

Воскрес!
День наступал, зажглась денница,
Лик мертвой степи заалел;
Заснул шакал, проснулась птица…
Пришли взглянуть – гроб опустел!..
И мироносицы бежали
Поведать чудо из чудес:
Что нет Его, чтобы искали!
Сказал: «Воскресну!» - и воскрес!
Бегут… молчат… признать не смеют,
Что смерти нет, что – будет час,
Их гробы тоже опустеют,
Пожаром неба осветясь!

К.Случевский

Неделя о расслабленном

Затем следует воскресенье, которое называется «неделей о расслабленном». О нем повествует евангелист Иоанн Богослов.

Возле Овечьих ворот в Иерусалиме (через эти ворота гоняли овец в город на продажу) была купальня – бассейн с целебной водой. Возле купальни было пять крытых построек-притворов. Бассейн вместе с притворами назывался «домом милосердия». Там, возле воды, лежало множество больных различными болезнями. Все они ожидали движения воды и верили, что это ангел Божий время от времени возмущает воду. Кто первым входил в купель после возмущения воды, тот выздоравливал. Здесь и лежал человек, тридцать восемь лет страдавший расслаблением всего тела. Проходя мимо, Господь Иисус Христос спросил его: «Хочешь ли быть здоров?» Тот ответил, что хочет, конечно, но нет такого человека, который помог бы ему окунуться в воду в нужный момент. Тогда Господь сказал ему: «Встань, возьми постель твою и ходи». Расслабленный тотчас выздоровел, взял постель и пошел. Было это в субботу. Потом Спаситель встретил его в храме и сказал ему: «Не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже».

Образ этого человека трагичен. Исцелившись телом, он не исцелился душой, остался душевно расслабленным. Он рассказал иудеям, что Спаситель приказал ему нести постель в субботу – день покоя, то есть дал повод для осуждения Того, Кто исцелил его после стольких лет тяжелой болезни. Видно, он не принял слов Христовых к сердцу, не трудился над своей душой, чтобы больше не грешить.

Нам важно понять, что это за болезнь такая – душевная расслабленность. Бывает, что человек чувствует в себе какой-то Божий дар, какое-то большое призвание, но не может найти в себе сил, чтобы его осуществить. Это один вид болезни.

О худшем душевном состоянии апостол Павел говорит так: «Несчастный я человек, что люблю, того не делаю, а что ненавижу, то делаю». Это случается даже с верующими людьми.

В противоположность таким душевно расслабленным святые нашли в себе силу, которая их совершенно преобразила и сделала истинными последователями Христовыми. А ведь они имели все слабости человеческой природы. Этой силой была великая любовь к Господу Иисусу Христу и глубокое, искреннее покаяние. Поэтому в неделю о расслабленном мы молимся так: «Душу мою, Господи, во грехах всяческих люто расслабленную, воздвигни божественным Твоим предстательством!»

Неделя о самарянке

В следующее, пятое по Пасхе воскресенье вспоминается встреча Спасителя с самарянкой. Жизнь этой женщины складывалась сложно и не была счастливой. Но она всерьез задумывалась о смысле жизни, о том, как должно веровать в Бога. Однажды она пошла за водой к колодцу. А возле него сидел Сам Спаситель, утомившийся от тяжкого пути. Иудеи и самаряне враждебно относились друг к другу из-за религиозных различий и даже не общались. И вдруг Христос первым заговорил с самарянкой и попросил у нее попить воды. Иисусу Христу, как истинному Богу, была открыта каждая человеческая душа, и Он знал, как привести ее ко спасению. Между ними завязался разговор. Во время беседы Спаситель открыл женщине глубочайшую истину нашей веры. «Бог есть Дух, - сказал ей Господь, - и поклоняться Ему должно в духе и истине». Кроме того, Спаситель открылся ей как Мессия, Христос, Которого с надеждой ожидали и иудеи, и самаряне.

Тогда самарянка, пораженная этим разговором, пошла в город и стала рассказывать всем о встрече со Спасителем. И многие жители уверовали в Него. По их просьбе Господь остался в этом самарянском городе еще на два дня. В это время он крестил самарянку и нарек ей имя Фотиния, что значит «светлая», «просветленная».

Фотиния стала неустрашимой проповедницей Евангелия. Вера ее была велика, а лицо светилось благочестием. За веру она вместе со своими сыновьями претерпела мучения и смерть. Фотиния почитается Церковью как святая мученица.

Неделя о слепом

Следующая, шестая неделя по Пасхе – «о слепом». Вся жизнь этого слепца была как одна темная ночь. Проходя мимо, Господь сжалился над ним и велел ему пойти на купальню Силоам и умыться. Слепорожденный так и сделал и сразу прозрел - не только телесно, но и душевно – уверовал в Господа Иисуса Христа.

Нам кажется, что и мы участвуем в празднике исцеления слепорожденного, потому что мы знаем – Господь есть истинный Свет, «просвещающий всякого человека, грядущего в мир». Но действительно ли наши души прозрели, чтобы видеть этот Свет?

Для многих из нас Свет Христов уже блеснул, но мы не имеем еще зоркости, чтобы видеть по-настоящему.

Поэтому Церковь и молится в этот день о даровании нам этой духовной зоркости: «Душевными очами оскаплен, к Тебе, Христе, прихожду, якоже слепый от рождения, покаянием зову ти: Ты сущих во тьме Свет Пресветлый». В четверг «недели о слепом» празднуется Вознесение Господне.

Воскресение
Тяжкий камень отвален от гроба,
Белый ангел камень отвалил.
Где теперь отчаянье и злоба
Ваших темных и безумных сил!
Там, где Тело Господа лежало,
Светит чистым мрамором плита,
И сама земля не удержала
Смертью смерть поправшего Христа.
Оттого, что в мире это было,
Переплавлены и ты и я,
Молния навеки осветила
Тайные истоки бытия.

Неделя святых отцов Первых Вселенских Соборов

Седьмое воскресенье по Пасхе посвящено памяти Первых Вселенских Соборов. Вселенский Собор – это сбор всех святителей, учителей и отцов церкви Христовой для обсуждения важнейших вопросов веры и церковной жизни. Всего Вселенских Соборов было семь. Первый Собор состоялся в 325 году в городе Никее.

Среди его участников был Святитель Николай Чудотворец. Собор охранял Церковь от ереси Ария. Для того чтобы все православные христиане могли точно знать истинное церковное учение, оно было ясно изложено в Символе веры. Это изложение почти без изменений вошло в первые семь членов ныне употребляемого нами Символа веры.

День Святой Троицы

Но вот наконец и приблизился праздник Святой Троицы. Накануне, в Троицкую родительскую субботу, совершается поминовение всех усопших, чтобы и они сподобились, посредством молитвы, благодати Божией, готовой излиться на их живых собратий.

День Святой Троицы празднуется Церковью на пятидесятый день после Пасхи, поэтому его называют еще Пятидесятницей. В этот день вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов. Святой Дух сошел на апостолов, когда все они собрались вместе в Сионской горнице в Иерусалиме. Внезапно раздался сильный шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра и этим шумом наполнился весь дом, в котором они находились. Тогда все они увидели как бы разделяющиеся языки огня, и по одному огненному языку почило на каждом из апостолов. Сошедший с неба Святой Дух дал апостолам благодать священства для устроения Церкви на земле, силы и разум для проповеди Слова Божия по всему миру. Этот день считается днем рождения Новозаветной Церкви и торжественно празднуется с древнейших времен.

Придя в храм утром Троицына дня, мы ощущаем радость праздника, вдыхая душистый аромат полевых трав и молодых березок, украшающих церковь. В этот день вновь звучит отрадная молитва Утешителю: «Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины, Иже везде сый и вся исполняй, Сокровище благих и жизни Подателю, приди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».

А придет ли к нам Царь Небесный – то каждый явно почувствует своим сердцем…

При составлении текста использованы проповеди отца Сергия Мечева; статья Н.С.Киреевой (Журнал «Православная беседа» за 1992 г.) и др.