Успенский, пост ("Госпожинки", "Оспожинки", "Спожинки") установлен в память о Божией Матери, проводившей Свою жизнь в посте и молитве.
Святой Симеон Солунский пишет, что «Пост в августе учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте.
Так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного — как подающего нам освящение, а другого — умилостивление и ходатайство за нас».
Успенский пост четко определен по церковному календарю: 14-27 августа (1-14 по ст.ст.) 28 августа празднуют день Успения Пресвятой Богородицы, завершающий пост.
Начало поста отмечается как день Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня.
Церковным уставом в эти дни строгость в трапезе предписывается такая же, как и в Великий пост:
- в понедельники, среды и пятницы — сухоядение;
- по вторникам и четвергам — варёная пища без масла;
- по субботам и воскресениям допускаются растительное масло и вино;
- в Преображение Господне (19 августа) можно употреблять рыбу, растительное масло и вино.
Это - монастырский устав (которого однако придерживались на Руси во время поста благочестивые миряне). Но пост должен быть посильным, поэтому каждый поститься по благословению духовника, в соответствии со своим здоровьем и родом деятельности.
Несмотря на такие строгости, Успенский пост издавна считался на Руси самым приятным и лёгким: ведь в августе созревает множество овощей и фруктов, ягод и грибов. Неудивительно, что этот пост называли "Лакомкой".
Как и в любом православном посту, в Успенском важна духовная сосредоточенность.