Рождественский пост (28 ноября – 6 января)
готовит верующих к светлому празднику Рождества Христова.
Особенности Рождественского поста
Названия Рождественского поста
Рождественский – т.к. установлен в честь Рождества Христова.
Филиппов или, в просторечии, Филипповки – т.к. начинается после дня памяти апостола Филиппа (27 ноября).
Малая Четыредесятница — т.к. длится 40 дней — с 28 ноября по 6 января (н.ст.).
Установление Рождественского поста
Установление Рождественского поста относится к первым векам христианства — в исторических источниках он упоминается с IV века.
Считается, что эта традиция выросла из поста кануна праздника Богоявления, отмечавшегося с III века, а в IV-V веках разделившегося на праздники Рождества Христова и Крещения Господня.
Изначально Рождественский пост длился семь дней, однако, в 1166 году по решению патриарха Луки Хрисоверга он стал в православии сорокадневным.
Зачем установлен Рождественский пост?
Между Успенским и Рождественским постами более трех месяцев христиане не постятся. Это ведет к духовному и телесному расслаблению, духовному оскудению и обмирщению. Перед Рождеством наступает время внутренне собраться, укоренить и укрепить волю в доброделании.
Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия, и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце, благоухание любви и желание следовать Его учению.
Свт. Лев Великий (V в.) писал: «Хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостыней истреблять грех, который приумножается слабостью плоти и нечистотою пожеланий».
«Рождественский пост — служит для нас к освящению последней (зимней) части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова».
«Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды урожая, дарованного Богом в завершении прожитого года, как дар благодарности Ему».
«Как Господь ущедрил нас плодами земли, так и мы во время этого поста должны быть щедрыми и милосердными к бедным».
По словам Симеона Фессалоникийского: «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое Слово – Богомладенца Христа, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся затем Его Божественной плоти. Сей пост внутреннего человека приятен Богу, он компенсирует и восполнит для тебя недостаток телесного поста» (если ты не можешь соблюдать последний, как бы хотел).
Особенности богослужений Рождественского поста
Церковь приуготовляет к событию Рождества постепенным раскрытием Божественного Домостроительства, начало которому положено праздниками Рождества Пресвятой Богородицы и Ее Введения во храм.
Наибольшего развития внутренняя, духовная подготовка к принятию великой тайны Богоявления и вочеловечения Бога Слова достигает в дни Рождественского поста.
В течение Рождественского поста положен целый ряд торжественных служб. В чередовании праздничных и покаянных дней заключается существенная особенность богослужения Рождественского поста, отличающая его от других дней церковного года, и в особенности от Великого поста.
Начиная с Введения во храм за богослужением поются ирмосы Рождественского канона. «Христос рождается, славите, Христос с небес, срящите. Христос на земли, возноситеся» – этим песнопением начинается наше приуготовление к празднику.
И далее все чаще звучат в церковных службах песнопения, посвященные приближающемуся празднику. В праздники святого апостола Андрея Первозванного (13 декабря), Святителя Николая (19 декабря) и святого пророка Даниила (30 декабря) в службы введены особые предпраздничные стихиры, которые постепенно подводят нас к духовному восприятию праздника.
Период Рождественского поста характеризуется также особым подбором священных памятных дней, предлагаемых нам Церковью. В службах им нам дан пример очищения душ от страстей путем поста и молитвенного подвига.
Особое место среди них занимает память ветхозаветных пророков и праведников, предвозвестивших пришествие в мир Спасителя. В течение поста Церковь вспоминает пророков Авдия, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Даниила и трех отроков – Анании, Азарии и Мисаила.
Два последних воскресенья поста посвящены памяти всех ветхозаветных праведников и пророков. В Церковном уставе они именуются Неделями святых праотец и святых отец.
Святые праотцы – это все святые Ветхого Завета.
Святыми отцами Церковь называет тех, кто входит в родословную Спасителя.
За пять дней до праздника Рождества Христова, со 2-го января - дня памяти св. прав. Иоанна Кронштадтского, начинается его предпразднство и пост устрожается в отличие от предыдущих дней.
А самый строгий день Рождественского поста называется навечерием Рождества Христова, или «сочельником», когда в народной традиции христиане старались, кому посильно, до появления первой звезды на небе не вкушать.
Цель и смыслы Рождественского поста
«Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 9: 29).
«Когда вы постились... для Меня ли вы постились?» (Зах. 7: 5).
Время поста — это время особенно важное для духовной жизни, это «время благоприятное, это день спасения» (2 Кор. 6: 2).
О сущности поста
Можно ли назвать постом только соблюдение правил о невкушении скоромного в постные дни?
Будет ли пост постом, если, кроме некоторого изменения в составе пищи, мы не будем думать ни о покаянии, ни о воздержании, ни об очищении сердца через усиленную молитву?
Нет, это не будет постом, хотя все правила и обычаи поста будут соблюдены.
«Пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохранения себя от страстей» /Преп. Варсонофий Великий/
Священное Писание о посте
«Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис. 58: 6-7).
«Доброе дело - молитва с постом и милостынею, и справедливостью» (Тов. 12:8).
«Обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании» (Иоил. 2:12).
Три Евангельских условия поста
1. Всепрощение и примирение со всеми:
«Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».
2. Поститься не показно, перед людьми, но пред Богом, во имя и во славу Божию:
«Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».
3. Ревнуйте не о земном преуспеянии, а о дарах духовных и больших (1Кор.14:1; 12:31):
«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6: 14-21). По словам св. Серафима Саровского, пост является незаменимым средством приобретения плодов Святого Духа в жизни человека.
Святые о посте
«Постись Богу так: служи Богу чистым сердцем, соблюдай Его заповеди, ходи в Его повелениях» /Пастырь Ерма/.
«Пост тела есть пища для души» /Свт. Иоанн Златоуст/.
«Пост есть начало и основание всякого духовного делания» /Преп. Симеон Новый Богослов/.
«Пост рождает пророков, укрепляет сильных, умудряет законодателей. Пост - добрая стража души. Пост возносит молитву на небо.» /Свт. Василий Великий/.
«Истинно постящихся Господь посещает, очищает, обновляет, укрепляет в борьбе со страстями, научает всякой добродетели и возводит к совершенству» /Св. прав. Иоанн Кронштадтский/.
На необходимость соблюдать посты нам указывает Евангелие на примере Спасителя, постившегося 40 дней в пустыне (Мф. 4: 1-3).
Цель поста
✦ облегчение и усмирение тела;
✦ обуздание страстных пожеланий;
✦ овладение собой и победа над плотскими страстями и привычками;
✦ освобождение себя от мирских соблазнов и зависимостей, чтобы сосредоточиться на преумножении даров благодати.
«Главная цель поста состоит в нравственном исправлении и совершенствовании человека» /Свт. Василий Великий/.
Материалы сайта "Школа радости" к Рождественскому посту
О Рождественском постеПравославный пост
Пост – к нормальной жизни мост
Сущность поста
В начале Рождественского поста
Как питаться в Рождественский пост
Рождественский пост: календарь питания
Как исповедоваться в пост? (Ответы священников)
Польза поста
Для чего нужен пост
Зачем и как поститься детям
Святой праведный Иоанн Кронштадтский о посте
Есть и еще одна сторона у поста
Пост есть дело ангельское
Детям о молитве и посте