Тебе предстоит решить выбор между Ангелом Неба и ангелом преисподней; между тем, который желает соделать тебя причастником вечного блаженства, и тем, который хочет видеть тебя в вечном пламени преисподней. Оба они стремятся один пред другим овладеть твоим сердцем, но ты волен отдать его тому или другому. Ты не можешь вообразить себе всей злости преисподнего духа. Возбуждаемый непреодолимою ненавистью и буйством своих сил, он клянет Бога! Но, не имея возможности обратить на Него свои удары, устремляется на тебя, в котором видит Его образ и подобие. Зависть жжет его сильнее адского пламени. Какое удовольствие злобному сердцу его осквернить твою душу, лишить тебя благодати Христовой, изгнать Бога из твоего сердца и преградить тебе путь к Небу. Хотя он приходит к тебе раздраженный сильным гневом, но хитро скрывает свою злобу. Он принимает на себя вид светлого Ангела и беседует с тобою языком друга: он хвалит, льстит, предлагает наслаждения; нет ни одной хитрости, которой бы не употреблял он. Сей змей вероломный вползает в твою грудь, усыпляет тебя и язвит смертельным жалом: то старается он погасить в твоем сердце спасительный свет веры, то томит тебя беспечностью и скукой, то возбуждает в душе твоей бурные страсти, то увлекает твои чувства к постыдным вожделениям. Он не оставляет тебя в покое ни на минуту. Чем настойчивее ты гонишь его, тем с большей яростью он нападает на тебя. Он, по слову Апостола, яко лев рыкая, ходит, некий кого поглотити (1Пет. 5:8). И сие не может быть иначе. Он с ожесточением и с яростью ополчается против Бога, но, чувствуя себя слабым и видя все свои усилия тщетными, обращает свою злобу на тебя, ибо знает твою слабость и непостоянство. Еще было бы менее опасности, если бы он нападал на тебя с открытой силой. Его хитрость гораздо опаснее, нежели его сила. Как воздушная зараза, наполняющая атмосферу и незаметная для твоего чувства, вливает смертоносный яд в твое дыхание, так и злобный дух, действуя с тонким и незаметным коварством, растлевает непорочность твоей души. Ты не замечаешь его действий на твое сердце, потому что он не противодействует, но потворствует стремлению твоих наклонностей. Он манит, стремительно влечет тебя в ту сторону, куда твои наклонности увлекают тебя. Он непрестанно разжигает твои пожелания, дабы постепенно воспламенить их и превратить в необузданные страсти. Он умеет приноровляться ко всем умам и ко всем характерам.

Зачатые и рожденные в грехах, мы принадлежим, по началу нашего бытия, власти преисподнего духа, который, обладая нами, успевает в это время разлить тайный яд своей злобы на все существо наше. Таинство Крещения омыло наш грех и даровало нам новое, благодатное бытие; но в нас осталось семя смерти. Если мы решаемся иногда предпринять что-нибудь доброе, мужество наше слабеет и предприятие остается без выполнения. Если благочестивая мысль побуждает нас на доброе дело, злая воля тотчас отклоняет нас от него и часто изглаживает его из памяти. Рожденные для познания истины, мы томимся в невежестве; рожденные любить Бога, мы занимаем сердце свое самыми низкими чувствами. И верх несчастья нашего есть то, что мы не хотим знать наших немощей. Находясь в беспрестанной мучительной борьбе со смертью, мы считаем себя здоровыми и добровольно отдаем себя во власть врагу душ наших. Как мы несчастливы! Ангел Божий приносит нам благодать, которая животворит душу, а мы предпочитаем ей предлагаемый нам ангелом сатаны смертоносный грех – так велика власть чувственности! Так гибельно ослепление, в котором содержит нас дух злобы! Не забывай, что тот из двух ангелов, которого ты избрал путеводителем в продолжение твоей жизни, поведет тебя также и в свое жилище, когда смерть прекратит твои дни, и помня это, молись Ангелу Хранителю:

Прими слезную молитву мою, святой Ангел Хранитель, верный защитник мой! Страх проник кости мои, скорбь сокрушила всю мою душу. Для чего я безумный оставил тебя? Для чего я в искушениях не обратился к тебе? Я сделался рабом демона, страшного существа, отверженного Богом. Я предавал ему свою душу за суетное наслаждение, за удовольствие минутное. Для него я изменил моему Богу. Увы! С моим несчастьем ничто не может сравниться! Молись за меня, святой Ангел, испроси у Милосердого Бога прощение мне в моих беззакониях.