на каждый день месяца (по изданию 1890 г.)
Предисловие
Сии размышления написаны на каждый день одного только месяца; но благочестивый читатель может повторять чтение их в те же числа каждого месяца, в продолжение года и даже в течение всей своей жизни. Повторяя их со вниманием, он, без сомнения, возбудит в уме своем новые мысли, которые при каждом повторном чтении более и более утвердят в его сердце благоговейное чувство к Ангелу Хранителю. Питать это святое чувство в благочестивых сердцах вот единственная цель, с которою сие сочинение издается.
Введение
Путешественник, странствующий в отдаленных местах, с радостью встречает своего друга, пришедшего к нему для того, чтобы быть его путеводителем. В странствовании земной жизни, которой пределом назначена вечность, дан нам верный друг путеводителем: Небо послало его руководить нас на трудном пути, где мрачная темнота окружает нас. Если мы пожелаем следовать за ним, то он под своим покровом безопасно доведет нас до нашего отечества. Мы знаем, что Отец Небесный заповедал Ангелам Своим хранить нас во всех путях и оберегать от всякого зла.
Хотя мы не можем видеть их телесными очами, но можем их видеть очами веры. Ужели мы столько порабощены чувствам, что не хотим верить ничему, кроме того только, что нам является под грубым видом вещества? Или сердце наше столько занято суетами мира, что ничего не любит, кроме богатства и удовольствий? Бог послал нам Ангелов спутниками и руководителями жизни. Но этот предмет, столь важный, касающийся всех и каждого, занимает мысли весьма немногих христиан в наше время; почему постараемся оживить веру ближних наших, объяснив учение Священного Писания и Предания об Ангелах. Может быть, сие объяснение послужит моим братиям источником воды живой, которою они освежат свои души.
Что есть другие существа разумные, кроме нас и выше нас, – это истина, о которой свидетельствует нам самое древнее и всеобщее верование народов. Сия истина была искажена злоупотреблениями и невежеством народов, поклонявшихся идолам; но она сохранена во всей чистоте народом Божиим. Все наши священные книги, начиная с книг Бытия до самого Апокалипсиса, представляют нам Ангелов действующими, исполняющими в сем мире повеления Всевышнего и ограждающими людей благочестивых своим покровом. Херувим был поставлен с огненным мечом в руке у врат земного рая, дабы воспретить вход в него человеку, преступившему заповедь Божию. Патриархи были удостоены посещения Ангелов. Авраам однажды угощал сих Божественных посланников. Один из Ангелов удержал руку его в ту минуту, как он хотел принести в жертву своего сына Исаака. Агарь в пустыне была утешена также Ангелом. Иаков видел многих Ангелов, восходящих и нисходящих по ступеням таинственной лестницы и наверху оной – сидящего Господа (Быт. 28:12,13). Ангел сопровождал сынов Израиля в пустыне и ввел их в землю обетованную. По вдохновению сих Небесных посланников Иеффай, Гедеон и другие судии израильские узнавали повеления Господни; Давид призывал их вместе воспевать свои священные песни. Исайя видел небо отверстым, Господа, восседящего на престоле и множество Ангелов, воспевающих Ему песнь вечную. Ангел Рафаил сопутствовал юному Товии в его дальнем путешествии, привел его обратно на родину и возвратил зрение престарелому отцу его. Когда иудеи были в плену Вавилонском, три отрока еврейские были ввержены в пещь огненную, но между ними оказался Ангел, укрывавший их от пламени. Пророк Даниил был избавлен от челюстей львиных Ангелом. Гавриил, получивший повеление возвестить Спасителя миру, дал знать Пророку о близком пришествии Его; он нисшел во храм, где Захария совершал каждение, и предсказал ему о рождении сына, который предназначался быть Предтечею Мессии. Гавриил, посланный в Назарет к Деве Марии, возвестил Ей, что Она соделается Материю Сына Божия. В скором времени после сего Ангел благовествовал вифлеемским пастухам о рождении Предвечного Младенца, и Ангелы же воспели: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (Лк. 2:14). Спаситель, Которого Ангелы провозвестили, Сам дал людям понятие об Ангелах. Он говорит нам о братской любви, которая побуждает их радоваться нашему спасению и с которой они охраняют нас на всех путях наших. Ангелы возвещали святым женам о воскресении Господа; а по вознесении Его на небо Ангелы же явились ученикам Его и сказали им, что как Он вознесся на небо, так приидет некогда судить живых и мертвых. Нужно ли говорить, как апостол Петр был освобожден Ангелом из темницы и из рук Ирода? Рассказать ли, что видел святой Иоанн Богослов и что написал он о силе и могуществе Ангелов в управлении царств земных? Я должен остановиться, чтобы не переступить за пределы, предначертанные мною. Итак, не буду более говорить о явлениях Ангелов апостолам, мученикам и многим праведникам. Но возможны ли сии явления? – скажут неверующие. Может ли Ангел, существо духовное, принять видимый образ человека, явиться нашим чувствам, говорить и действовать пред нами? Кто же может доказать невозможность? Кто в состоянии исследовать бездну премудрости Божией, определить бесконечные роды творений Всемогущего, обнять своим умом необъятную лестницу этих творений, чтобы иметь право сомневаться в бытии существ, о которых возвещает Слово Божие?
Наше верование в святых Ангелов, основанное на событиях, засвидетельствованных Священным Писанием, подтверждается и учением мужей мудрых. Всем известны мнения об этом предмете Сократа, знаменитого его ученика Платона и многих мудрецов Греции и Рима. Но истинными мудрецами мы считаем учителей Церкви. Какое дивное учение об Ангелах оставили нам святой Дионисий Ареопагит, святой Григорий Назианзен, святой Василий Великий, святой Иоанн Златоуст, блаженный Августин и многие другие духовные писатели, почитаемые Церковью! Сие достоверное свидетельство Отцов и учителей Церкви единогласно подтверждено на Соборах, и Церковь всегда напоминает нам о тесном союзе Ангелов с людьми. Ветхий и Новый Завет непрестанно говорят об Ангелах. Из этого можно ясно видеть, какое участие Ангелы принимают в исполнении воли Божией, и в чем состоит служение их в отношении к людям. Но еще более прояснится это из нижеследующего рассуждения.
Любовь, свойственная Богу, побудила Его даровать бытие разумным существам, способным познавать и любить Его и участвовать в Его блаженстве. Первым плодом сей любви были Ангелы.
Бог, наделив их богатыми дарованиями, вселил их в обителях небесных. Впрочем, хотя они были богаты совершенствами, но, как твари, не могли быть всесовершенными. Един Бог, Творец всего сущего, всесовершенен.
Прельщенные величием своих ограниченных совершенств, некоторые из Ангелов предались кичению и гордости. Гордость, говорит Писание, была причиной падения многих Ангелов. (Тим. 3,2, 6. Сир. 10,15). Денница первый возгордился против своего Творца, а за ним последовали многие другие Ангелы и оставили Бога. Но оставить Бога – значит лишиться жизни и предаться смерти. Ангелы первые оставили Господа, и Господь правосудный также оставил их, предоставив их самим себе. Что же произошло в результате? Верные Ангелы, укрепляемые благодатию и торжествуя смирением, отделились от них и отвергли их с ужасом; мятежники стали из Ангелов света ангелами тьмы. Облеченные недавно в сияние и славу, учинились предметом отвращения и ужаса для всего неба и даже для самих себя; те, которые воспевали Всевышнего, стали произносить своими устами хулу и проклятия. Гонимые дуновением правосудия Божия и терзаемые своею яростию, они с быстротой молнии ниспали в адскую бездну, подобно звездам, отторженным от небесного свода, и падающим в беспредельное пространство вселенной.
Ангелы, оставшиеся верными Богу, стали совершенно блаженными. Они озарены блистанием Божественной славы, и свет Святого Святых объемлет их, как океан многоводный. Приходя в восхищение и восторг от созерцания богатств вечной красоты, они теряются в безмерной любви и в упоении своего блаженства; славят и превозносят Всемогущего Бога, Который вливает в сердца их потоки наслаждений. Не налагая на них обязанности оставлять блаженную обитель Небесную, Господь разделяет с ними управление миром. Он употребляет их как Своих верных служителей в действиях Промысла. Он посылает их в мир возвещать людям Свои веления исполнить Его волю. По сей-то причине мы называем их Ангелами, то есть вестниками. Бог поставил их на высшей степени Своих творений, дабы они были живыми образцами Его совершенств, достойными представителями Его величия. Божеская щедрость богато наделила сих Небесных Духов естественными дарованиями; их ум и познания не имеют других пределов, кроме тех, которые положены сотворенным духам в беспредельных глубинах премудрости Божией. Ангелы одарены превосходнейшею силою и могуществом, посредством которых они могут, по соизволению Божиему, действовать на тела и на мир вещественный. Здесь можно было бы поставить множество вопросов, но ум наш скоро находит себе границы. Что можем понять мы, бедные твари, погруженные в мрачную темноту? И песчинка есть тайна для самого мудрого; а самих себя, со всеми нашими суетными науками, мы еще менее знаем.
Число падших ангелов весьма велико; но, по словам апостола Павла и возлюбленного ученика Христова, множеству блаженных Ангелов нет числа (Еф. 6, 12; Апок. 12, 4). Пророк Даниил видел в своем видении, что когда Ветхий денъми седе на престоле Своем, тысячи тысяч служаху Ему и тьмы тем предстояху Ему (Дан. 7:10). Другой тайнозритель новозаветный также видел окрест престола Божия и слышал глас Ангелов многих, и 6е число их тысячи тысячами (Апок. 5:11). Конечно, эти тайновидцы, говоря таким образом, не думали исчислять их; они желали только дать нам понятие, что ум их терялся в сем бесчисленном сонме Ангелов. Сочтите песчинки морские или звезды небесные, и видимые и невидимые; вы не составите еще того числа, сколько существует Ангелов.
Но в этом бесчисленном множестве Ангелов удивительнее всего порядок, царствующий в небесных воинствах. Порядок есть красота совершенства, премудрость и истина Божия. Премудрость Божия, сотворившая все сущее и даровавшая бытие Ангелов, разделила их на девять чинов. В Священном Писании упоминаются: Ангелы, Архангелы, Силы, Господства, Начала, Власти, Престолы, Херувимы, Серафимы (1 Кол. 1, 16; Еф. 1, 21; 1 Пет. 3, 22). Сии лики подчинены один другому и в своем различии дивно соединены совершенным согласием. Свет льется от высших ликов на низшие. Сияние славы Христа, ходатая всех, течет от избранного к избранному, на весь сонм блаженных; река жизни, текущая из недр Божества, как прилив и отлив, исполняет небожителей. Какое восхитительное зрелище представляет уму верующего сие чудесное разнообразие в совершеннейшем единстве и сие единство в бесчисленном множестве! Блаженны, Господи, Боже сил, обитающие в дому Твоем и созерцающие толикие чудеса!
Дионисий Ареопагит и другие учители Церкви разделяют Ангелов на девять ликов, а сии девять ликов – на три чина. К первому чину относятся: Престолы, Херувимы и Серафимы; ко второму – Власти, Господства, Силы; к третьему – Ангелы, Архангелы, Начала.
Первые суть Серафимы. Это название означает жар Божественной любви, которою они воспламеняются и которую сообщают другим ликам. Они тем более воспламеняются любовию, говорит святой Григорий Великий, что между ними и Богом нет ни одного Ангела, стоящего и отделяющего их от Бога; они непосредственно соединены с Ним. Пламя любви их тем сильнее, что они ближе других созерцают сияние Божества. (Слово о богослуж. 2-е в твор. Св. Отц. Ш, 51).
Имя Херувимов означает полноту ведения, обилие премудрости, по словам святых: Дионисия Ареопагита, Августина, Иеронима и Григория Великого. Сей лик Ангелов, говорит святой Григорий Великий, получил название Херувимов потому, что эти блаженные Духи озарены обильнейшими лучами света, созерцая непосредственно предвечный Источник света. Они знают все настолько, насколько дано от Бога знать существам сотворенным; они знают это тем совершеннее и полнее, что совершенство естества более приближает их к Создателю (Песноп. тайн. слов. 6, в твор. Св. Отц. IV, 256). Два Херувима простирали крылья над ковчегом Ветхого Завета. Иудеи, кроме ведения и премудрости, приписывали им сильное могущество.
Те, в которых Бог предстает, говорит святой Григорий Великий, чтобы изрекать Суд Свой, названы Престолами. Они настолько возвышенны и настолько одарены благодатию, что, можно сказать, Господь обитает в них, являя чрез них Свое верховное Правосудие.
После сих Духов в блаженной обители Небесной царствуют Власти. Сии цари, сияющие славою, восседя на огненных престолах, получают повеления от высших Духов и передают их Духам подчиненным. Силы, по словам многих Святых Отцов, это те Духи, чрез которых Господь совершает чудеса Свои. Он даровал им Свою силу, и их повеление имеет действие всемогущества.
Господства повелевают врагами верховного величия Божия; повелевают теми злыми духами, которые поклялись погубить человека: ибо сии мятежные духи не могли освободиться от зависимости и власти Творца своего. Бог подчинил их сим Ангелам, которые обуздывают их ярость и налагают цепи на их естественную силу.
Слово Ангел означает посланник; Ангелы – это служители, которых Царь царствующих посылает со Своими повелениями в разные части вселенной. Архангелы – начальники сих Божеских посланников. Будучи участниками тайных советов Божиих, они получают повеления возвещать людям самые важные таинства; по сей-то причине не простой Ангел был послан в Назарет к Деве Марии, но Архангел Гавриил; ибо надлежало, говорит святой Григорий Великий, чтобы первый из всех Ангелов возвестил первое из всех таинств. Здесь заметим, что название Ангел употребляется в смысле служебном и приличествует Духам небесным только тогда, когда они посылаются возвестить волю Божию. Ангелы обыкновенно представляются с двумя крыльями для обозначения быстроты, с которою они стремятся исполнить повеления Божии в разных частях вселенной.
Вся вселенная исполнена присутствием Божества и бесчисленных Духов, служителей Божиих: это храм, который непрестанно оглашается согласным пением певцов небесных. Как они беседуют друг с другом, мы не можем сказать, но знаем, что они беседуют между собою и понимают одни других. Они понимают также язык душ наших, когда мы обращаем к ним наши молитвы. В состоянии несовершенства, в котором мы находимся теперь, должны ли мы удивляться тому, что перед нами открываются таинственные глубины, в которых наш слабый ум теряется?
Присоединим еще здесь одно важное замечание. Все Ангелы подчинены порядку совершенной иерархии. Ангел, который поставлен на высшей степени, более совершенен, нежели тот, который находится на низшей степени; хотя Ангел, который наиболее приближен к нам, и находится на последней степени, настолько поразителен красотою, что мы не могли бы перенести радости и удивления, если бы он открылся нам. Представляя в уме сего последнего Ангела и восходя мысленно от одной степени к другой, от совершенства к большему совершенству, проходя все лики, превосходящие одни других большею святостию, обильнейшим сиянием света, мы, наконец, достигаем Херувимов и Серафимов, светозарно сияющих волнами света и проливающих свет свой на весь град Божий. Превыше сих ликов царствует Владычица неба и земли Матерь Божия; превыше мириад миров восседит Господь Бог наш в Своей неприступной славе. Созерцаемые с сей высоты, что значат все люди вместе? – пылинки, пресмыкающиеся на земле. Однако Господь осыпает их благотворениями безмерной любви Своей; Пресвятая Матерь Божия благословляет и любит их; Ангелы называют их своими братьями; а люди, упоенные безумием, оскорбляют великого Бога перед сонмом избранных Его!
Мы видели, какие бедственные последствия имел грех для падших ангелов. Сии несчастные чрез свой грех не лишились естественных даров, которыми Творец наделил их при создании. Они лишились блаженства и святости, но сохранили разумение весьма великое и проницательное, хотя способности, оставшиеся у них, послужили им наказанием. По сей-то причине царь Давид, как объясняет святой Августин, называет их сильными. Сам Спаситель, говоря о сатане, главе духов наших, называет его князем мира сего (Ин. 12:31), и апостол Павел, объясняя слово Божественного Учителя, именует сатану князем власти воздушныя (Еф. 2:2). Сей же апостол различает между ними: Начала, Власти и Миродержители тьмы века сего (Кол. 2,15; Еф. 6, 12). Из сего можно заключить, что отпадшие ангелы сохранили отличия, установленные в иерархическом порядке небесных воинств, и принуждены были покориться сатане, сильнейшему и злобнейшему всех их. Но какая эта покорность в жилище вечного беспорядка, ненависти и злобы у духов, уста которых непрестанно изрыгают хулу и проклятия! Десница Божия низвергла их в адскую бездну; но они из преисподней могут распространиться по вселенной, терзаемые наказаниями и огнем палящим. Ненависть к Богу, желание мщения и отчаяние терзают их. Вот в чем заключается история брани добра и зла, это брань сатаны против Бога; ибо премудрость Божественная позволяет гордости ополчаться против неба, небесных Ангелов человека до того дня, в который врата адовы будут запечатаны на всю вечность. -
Многие неверующие насмехаются над верованием в демонов; но можно ли сомневаться в истине учения, столь твердо доказанного? Бытие злых духов, которых мы называем демонами, доказывается не только ясным свидетельством Священного Писания, но и единодушным согласием всех племен и народов, То же говорил Тертуллиан римским сенаторам. "Имя демонов не ново для вас. Ваши философы и стихотворцы доказали, что знали их, сих духов, отверженных Богом, которых все намерения стремятся к тому, как бы погубить человека". Действие злых духов весьма очевидно для тех, которые со вниманием наблюдают происшествия в мире. Но отчего происходит эта ярость, с которой они стремятся погубить нас? Не имея возможности учинить нападение на Бога, они нападают на Него в Его творениях, особенно в человеке созданном по Его образу и подобию. Какое адское удовольствие находят они, чтобы осквернить сей образ и отнять у Творца то творение, к которому Он являет Свою беспредельную любовь! Кто не знает также, что злой дух, не способный делать добро, чувствует неизъяснимое удовольствие, когда может приобрести себе соучастников своих преступлений, разделяющих с ним его наказание? И можно ли сатане быть равнодушным, когда мы живем в надежде блаженства, которого он лишился; когда Господь благодатию Своею, равняет нас с Ангелами; когда Сын Божий восприял образ человека, чтобы соделать нас наследниками Богу? (Еф. 2:12). Он приходит в бешенство, когда помыслит, что верные последователи Иисуса Христа, восседя на величественных престолах, будут купно с Ангелами судить его в конце веков. Сия зависть жжет его сильнее, нежели адский пламень, Он возмущает небо и землю, чтобы вовлечь нас в свои сети. Он обращает на нас всю ярость своего гнева и становится опасным для нас наиболее тогда, когда нападает не открытою силою, но коварными прельщениями и разными хитростями своего изобретательного ума.
Для чего напоминать нам печальную историю наших несчастий? Адам и Ева впали в сети демона и превратились в его рабов со своим потомством. С самого зачатия мы подлежим его власти. Исшедши из рук Творца, мы впадаем в руки Его врага преисподнего, и на челе нашем налагается печать отвержения (Еф. 2:3). Отселе начинаются все бедствия настоящего нашего положения: невежество, развращение сердца, преобладание плоти. Кто может исчислить все наши немощи? Какое горькое состояние! Смертельный яд течет в наших жилах, и мы носим смерть с собою в недре своем. Первородный грех заразил все наше существо, затмил разум и сделал его малоспособным к пониманию предметов духовных, развратил свободную волю, помрачил в нас образ Божий, породил страдания, болезни и, наконец, саму смерть. Люди века сего, мало размышляющие и много мечтающие о себе, почитают себя вправе презирать сие учение о первородном грехе, принятое во всех веках за истину. Оставим их; пусть они предаются своим умствованиям, а мы послушаем мудрого Тертуллиана: "Когда Адам, единственный властелин всего света, был покорен змием-победителем, тогда весь свет поступил под его власть и законы. Возгордившись сим бедственным успехом, он искажает дела рук Божиих и внушает людям превратные понятия о звездах, о стихиях, о планетах, о животных и обращает их к идолопоклонству". Он затмил познание истинного Бога по всей земле и на место Его расположил людей поклоняться себе. По сей причине Сын Божий нарицает его князем сего мира, а Павел апостол – богом века сего. Вся природа осквернена им и вся тварь воздыхает об обновлении жизни (Рим. 8:21,22). Особенно человек был глубоко унижен. Когда человек стал рабом демона, тогда милосердие Божие обещало ему Искупителя; но человек должен был оставаться рабом в течение многих веков, дабы он понял всю жестокость своего злобного властелина и познал важность и цену своего искупления.
Наконец Мессия, Которого всегда предсказывали пророки, Которого ожидали народы, является подобно тому избавителю, который нисходит во мрак темницы, чтобы оттуда освободить несчастного узника. Премудрость Божия скрывала от демонов Таинство Воплощения. Они приходят в пустыню искушать Иисуса Христа и удаляются от Него с трепетом, имея подозрение, что искушаемый ими, столь дивный человек, есть Сын Божий, пришедший в мир разрушить их власть демонскую. Они, по Его повелению, принуждены были оставлять тела одержимых недугами (Лк. 8:30). Тогда обратились они к иудеям и побудили их предать смерти Сына Божия. Сатана вселяется в сердце Иуды, Христова ученика, отступника; воспламеняет яростию своею книжников и фарисеев, и народ Иерусалимский. Уверившись в божественности Спасителя, он, несмотря на торжество свое, содрогается и трепещет и то побуждает Пилата осудить Его, то отклоняет его от сего намерения. Наконец Христос на кресте. Земля содрогается; ночь покрывает вселенную; Христос умирает; Божественный Дух Его нисходит ко вратам тех мест, где души праведных содержались в заключении. Иисус Христос расторгает узы их, разрушает власть демона и торжествует, сияя Божеством перед небом, землею и адом.
С того дня как великая Жертва была принесена, как Крест Искупителя водружен был на лобном месте, могущество преисподних сил исчезает и люди возрождаются в истине и святости. Одержимые сими злыми духами люди, число их было весьма велико, приходили толпами и повергались к ногам учеников Иисуса Христа, которые едва только произносили имя Христово, бесы тотчас обращались в бегство (Лк. 10, 17-20; Мф. 10, 1; Деян. 5, 28). Сии чудеса были весьма частыми явлениями в первые века христианства. Язычники, ставшие свидетелями оных, обращались в христианскую веру. Тертуллиан, в споре с правителями Карфагена, делал им вызов и предлагал, чтобы они приказали привести в свое присутствие какого-нибудь из одержимых злым духом; он говорил им, что первый христианин, какой встретится, если прикажет демону удалиться, демон тотчас исполнит его повеление, как покорный невольник. Хотя в течение многих веков уже не было столько явлений беснования людей, одержимых злыми духами, хотя Спаситель для того и приходил, да разрушит дела диавола (Ин. 3:8), однако исконный враг рода человеческого тем не менее возбуждал в течение веков многие гонения, ереси, расколы, непрестанно терзавшие Церковь. Бог попускает их, дабы показать славу Свою и славу Христа Своего. По попущению Божию дух злобы действовал в сердце сынов сопротивления, которые своею враждою и ненавистью против Бога и веры, кажется, хотели сравняться с самим демоном: таковы были Арий, Несторий, Евтихий и другие им подобные. Они с адскою злобою восставали против Христа и Его Церкви. Они поставляли себя во главе тех, которые ведут брань против Неба. Народы, в слепоте своей, верили их учению; сатана торжествовал некоторое время; сердце праведных поражалось скорбию; но являлся Господь и духом уст Своих убивал нечестивца и усмирял бурю, а сатана со своими служителями и со своим воинством бежал во тьму кромешную.
Сатана всегда старается обольщать нас надеждой чувственных наслаждений, роскошной жизнью, но стыд, угрызение совести, мучение ада – вот мзда, которой он награждает своих последователей! Напротив, Иисус Христос призывает к Себе людей, решившихся побеждать зло, подвизаться подвигами добродетели и приобрести себе венец бессмертия на небе. Со Христом победа несомненна и награда за нее – блаженство вечное. Однако, несмотря на это, весьма многие идут служить под знаменами сатаны. Они следуют за ним, как слепцы, нимало не размышляя, и, подобно бессмысленным животным, позволяют ему вести себя в ту пропасть, где вечно будут его жертвой.
Жизнь есть поприще борьбы. Горе тому, кто не выйдет из нее победителем! Вечная смерть – вот участь его! Но кто сохранит мужество и предаст себя в волю Божию, того не коснется никакое зло. Водимый Божиею благодатию, он восторжествует, и наградой его будет Царство Небесное. Боящийся Бога сильнее, нежели все демоны! – говорит один писатель. Чтобы поддержать своих верных сынов на сем поприще непрестанной борьбы, чтобы безопасно провести их по сему пути, наполненному безжалостными губителями, Господь посылает Своих Ангелов, верных хранителей. Он определяет к каждому из нас одного из них, небесных воинов Своих, который становится нашим Ангелом Хранителем, нашим защитником. Таково всеобщее верование христиан, и наши Священные книги, слово Небесного Учителя, не оставляют в том никакого сомнения (Мф. 18, 10; Деян. 12, 15). А какое убедительное свидетельство представляют нам об Ангелах Хранителях Святые Отцы, учители Церкви! С первых веков христианства и до наших времен все духовные писатели и мужи святой жизни единогласно возвещали нам о сей утешительной истине. Не только каждый человек имеет своего Ангела Хранителя, но каждое семейство, каждое благочестивое общество, каждое государство (Дан. 10, 12; Пс. 33, 8-90, 10, 11). Несчастны те люди, которые ничего не хотят видеть между небом и землею, кроме того, что телесные глаза их осязают! Напротив, как счастлив христианин в сердечной простоте своей веры! В какой гармонии чувствования его с небесною истиною!
Вера говорит нам, что Церковь на земле и Церковь на небе составляют одно благодатное общество, только здесь она воинствует, а там увенчивается славою. Ангелы и блаженные небожители суть друзья и братья людей на земле. Любовь, существующая в Боге, проницает во все сердца верных сынов Его, соединяет их единою мыслию и единым чувством. Действие сей любви тем сильнее в Ангелах, что они более приближены к Богу и видят в Нем вечную любовь и ту благость, которая желает нашего спасения. Любовь есть их жизнь и их блаженство. Как не иметь им чувствований братской любви к нам? Они любят нас настолько, насколько любить могут, они любят нас для нас самих, потому что видят в нас дары Божественной благодати, которых исполнены сами. И действительно, человек есть существо, по словам псалмопевца, умаленное малым чем от Ангел (Пс. 8, 5, б). Мы должны быть молодым воинством небесных воинств. Ангелы любят нас как соучастников их славы и их славословий Всевышнему. По сей-то причине они принимают такое живое участие в нашем спасении, которое им так же дорого, как собственное свое постоянство в святости. Они радуются нашему спасению, по слову Иисуса Христа (Мф. 18:10). Когда мы находимся на пути к Небу, они всемерно стараются удержать нас на оном и побуждают нас продолжать его с бодростию и постоянством. Если же мы уклоняемся на путь нечестия, то любовь их каких только не вымышляет средств, чтобы обратить нас к Господу! Сыны блудные, ничто так не радует Отца Небесного, как наше возвращение в Его объятия. Какая же должна быть трогательная заботливость Ангелов Его об овце заблудшей? Ангелы видят беспредельную благость Господа к грешным людям. Видя же, что Он дает другим, они знают и хорошо ценят то, чем сами одолжены Его благости. Они и самих себя почитают творением благодати, чудом Божия милосердия. Ибо не благость ли Божия извлекла их из ничтожества, озарила их светом и, наделив их ангельским естеством, в то же время даровала им свою благодать? Они, подобно нам, всем, что имеют, обязаны благодати и милосердию Божию. Они сознают это; и, желая возблагодарить Господа за милосердие, сами всемерно стараются оказать его другим: ибо самый лучший способ приношения благодарности Богу состоит в том, чтобы подражать Ему: будете совершенны, якоже и Отец ваш Небесный совершенен есть (Мф. 5:48). Подражайте тому, от кого вы получаете добро, и поставляйте своим удовольствием благодарить его за то, что получили. Посему-то Ангелы небесные, опасаясь быть неблагодарными к Творцу своему, стараются благотворить Его тварям. Милосердие, являемое ими, увеличивает цену милосердия, им самим оказываемого. Какую же цель предполагает милосердие в своих действиях? Оно имеет целью подавать помощь нуждающимся, укреплять немощных, воскрешать умерших, то есть воскрешать тех грешников, которые обратились к покаянию. Но на небе нет нуждающихся: там все блага преизобилуют; нет немощных, нет скорбных; там обитель блаженства нескончаемого. Земля наполнена несчастиями всякого рода; это страна сетования и плача, это, можно сказать, родина всех бедствий. На ней только и видны одни страдания, только и слышны одни вопли. Не все ли мы – заключенные узники, которых посещать нужно, слепые, которых руководить нужно, заблудшие, которых наставлять нужно, больные, которых врачевать нужно? Какая это богатая жатва для Духов блаженных, пламенеющих любовию! С каким стремлением и с какою радостию они нисходят с неба, имея с собою богатые дары Божии! Они приходят, чтобы напитать несчастного человека хлебом благодати, напоить его несколькими каплями от Источника небесных наслаждений, помочь ему расторгнуть узы греха и с торжеством привести его в дом Отца Небесного. Какое удовольствие для них спасать души, которые Иисус Христос искупил Своею Кровию и которые вечно будут вместе с ними разделять их славу и их блаженство! Будучи назначены посланниками к нам от Всевышнего Царя, они желают также быть и нашими посланниками к Всевышнему Царю. Они суть Ангелы Божий: Он посылает их; они суть и наши Ангелы, потому что и мы можем послать их. Они ожидают только наших молитв и наших добрых дел, чтобы представить их Богу; так говорит нам Священное Писание; так исполняется слово Иисуса Христа: отселе узрите Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих (Ин. 1:51). Они исходят, чтобы принести благодать нам; они восходят, чтобы вознести наше благодарение и наши молитвы Богу. Можем ли мы иметь ходатаев более сильных и более усердных, защитников более верных и более преданных, друзей более сердобольных и сострадательных? Кого же мы станем любить, если не будем любить сих Духов благодетельных? Кому мы вверим себя, если не возьмем их себе в наши советники и в наши покровители? Какое сокровище святых мыслей, утешений, надежд благодати доставляет вера и сии святые истины! Истинный друг не дороже ли всех сокровищ? Но какого друга можно сравнить с Ангелом Хранителем? Что может быть важнее его достоинства, нежнее его привязанности, щедрее в благотворении, дружелюбнее в обращении, мудрее в советах, благонадежнее в обещаниях, попечительнее в нуждах?
Все вышесказанное обязывает каждого христианина с благоговением чтить своего Ангела Хранителя и приносить ему молитвы. Нужно ли еще представлять доказательства такой обязанности? Он имеет право на наше почитание, потому что он посланник Божий, потому что он свят, потому что он благотворитель наш. Мы должны приносить тройную жертву Ангелу Хранителю: жертву почитания, жертву благоговения и жертву сердечного доверия. Мы обязаны уважением к нему по причине его присутствия с нами, благоговением – по причине благотворной его любви к нам, доверием – по причине неусыпной стражи его над нами. Кто не понимает сей истины? Кто не видит, что провождать жизнь в присутствии Ангела и не молиться ему или даже не мыслить о нем – означает не только неблагодарность испорченного сердца, но плачевное состояние погибшего человека? Такова, однако, жизнь большей части людей. Должно ли удивляться сему? Если Самого Бога не познают и забывают, то будут ли думать об Его Ангелах? Но есть благочестивые христиане, которые понимают свою обязанность и свою пользу. Они усердно приносят молитвы своему Ангелу Хранителю; они каждый день воссылают к нему свои прошения с чувством должного благоговения.К вам обращаюсь, благочестивые души! Вы будете читать сии размышления в присутствии вашего Ангела Хранителя: не ищите в них ни учености, ни красноречия. Представьте себе, что вы слышите голос вашего небесного друга и, прибегнув под покров его полною верою, молитесь ему.
Предисловие
Сии размышления написаны на каждый день одного только месяца; но благочестивый читатель может повторять чтение их в те же числа каждого месяца, в продолжение года и даже в течение всей своей жизни. Повторяя их со вниманием, он, без сомнения, возбудит в уме своем новые мысли, которые при каждом повторном чтении более и более утвердят в его сердце благоговейное чувство к Ангелу Хранителю. Питать это святое чувство в благочестивых сердцах вот единственная цель, с которою сие сочинение издается.
Введение
Путешественник, странствующий в отдаленных местах, с радостью встречает своего друга, пришедшего к нему для того, чтобы быть его путеводителем. В странствовании земной жизни, которой пределом назначена вечность, дан нам верный друг путеводителем: Небо послало его руководить нас на трудном пути, где мрачная темнота окружает нас. Если мы пожелаем следовать за ним, то он под своим покровом безопасно доведет нас до нашего отечества. Мы знаем, что Отец Небесный заповедал Ангелам Своим хранить нас во всех путях и оберегать от всякого зла.
Хотя мы не можем видеть их телесными очами, но можем их видеть очами веры. Ужели мы столько порабощены чувствам, что не хотим верить ничему, кроме того только, что нам является под грубым видом вещества? Или сердце наше столько занято суетами мира, что ничего не любит, кроме богатства и удовольствий? Бог послал нам Ангелов спутниками и руководителями жизни. Но этот предмет, столь важный, касающийся всех и каждого, занимает мысли весьма немногих христиан в наше время; почему постараемся оживить веру ближних наших, объяснив учение Священного Писания и Предания об Ангелах. Может быть, сие объяснение послужит моим братиям источником воды живой, которою они освежат свои души.
Что есть другие существа разумные, кроме нас и выше нас, – это истина, о которой свидетельствует нам самое древнее и всеобщее верование народов. Сия истина была искажена злоупотреблениями и невежеством народов, поклонявшихся идолам; но она сохранена во всей чистоте народом Божиим. Все наши священные книги, начиная с книг Бытия до самого Апокалипсиса, представляют нам Ангелов действующими, исполняющими в сем мире повеления Всевышнего и ограждающими людей благочестивых своим покровом. Херувим был поставлен с огненным мечом в руке у врат земного рая, дабы воспретить вход в него человеку, преступившему заповедь Божию. Патриархи были удостоены посещения Ангелов. Авраам однажды угощал сих Божественных посланников. Один из Ангелов удержал руку его в ту минуту, как он хотел принести в жертву своего сына Исаака. Агарь в пустыне была утешена также Ангелом. Иаков видел многих Ангелов, восходящих и нисходящих по ступеням таинственной лестницы и наверху оной – сидящего Господа (Быт. 28:12,13). Ангел сопровождал сынов Израиля в пустыне и ввел их в землю обетованную. По вдохновению сих Небесных посланников Иеффай, Гедеон и другие судии израильские узнавали повеления Господни; Давид призывал их вместе воспевать свои священные песни. Исайя видел небо отверстым, Господа, восседящего на престоле и множество Ангелов, воспевающих Ему песнь вечную. Ангел Рафаил сопутствовал юному Товии в его дальнем путешествии, привел его обратно на родину и возвратил зрение престарелому отцу его. Когда иудеи были в плену Вавилонском, три отрока еврейские были ввержены в пещь огненную, но между ними оказался Ангел, укрывавший их от пламени. Пророк Даниил был избавлен от челюстей львиных Ангелом. Гавриил, получивший повеление возвестить Спасителя миру, дал знать Пророку о близком пришествии Его; он нисшел во храм, где Захария совершал каждение, и предсказал ему о рождении сына, который предназначался быть Предтечею Мессии. Гавриил, посланный в Назарет к Деве Марии, возвестил Ей, что Она соделается Материю Сына Божия. В скором времени после сего Ангел благовествовал вифлеемским пастухам о рождении Предвечного Младенца, и Ангелы же воспели: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (Лк. 2:14). Спаситель, Которого Ангелы провозвестили, Сам дал людям понятие об Ангелах. Он говорит нам о братской любви, которая побуждает их радоваться нашему спасению и с которой они охраняют нас на всех путях наших. Ангелы возвещали святым женам о воскресении Господа; а по вознесении Его на небо Ангелы же явились ученикам Его и сказали им, что как Он вознесся на небо, так приидет некогда судить живых и мертвых. Нужно ли говорить, как апостол Петр был освобожден Ангелом из темницы и из рук Ирода? Рассказать ли, что видел святой Иоанн Богослов и что написал он о силе и могуществе Ангелов в управлении царств земных? Я должен остановиться, чтобы не переступить за пределы, предначертанные мною. Итак, не буду более говорить о явлениях Ангелов апостолам, мученикам и многим праведникам. Но возможны ли сии явления? – скажут неверующие. Может ли Ангел, существо духовное, принять видимый образ человека, явиться нашим чувствам, говорить и действовать пред нами? Кто же может доказать невозможность? Кто в состоянии исследовать бездну премудрости Божией, определить бесконечные роды творений Всемогущего, обнять своим умом необъятную лестницу этих творений, чтобы иметь право сомневаться в бытии существ, о которых возвещает Слово Божие?
Наше верование в святых Ангелов, основанное на событиях, засвидетельствованных Священным Писанием, подтверждается и учением мужей мудрых. Всем известны мнения об этом предмете Сократа, знаменитого его ученика Платона и многих мудрецов Греции и Рима. Но истинными мудрецами мы считаем учителей Церкви. Какое дивное учение об Ангелах оставили нам святой Дионисий Ареопагит, святой Григорий Назианзен, святой Василий Великий, святой Иоанн Златоуст, блаженный Августин и многие другие духовные писатели, почитаемые Церковью! Сие достоверное свидетельство Отцов и учителей Церкви единогласно подтверждено на Соборах, и Церковь всегда напоминает нам о тесном союзе Ангелов с людьми. Ветхий и Новый Завет непрестанно говорят об Ангелах. Из этого можно ясно видеть, какое участие Ангелы принимают в исполнении воли Божией, и в чем состоит служение их в отношении к людям. Но еще более прояснится это из нижеследующего рассуждения.
Любовь, свойственная Богу, побудила Его даровать бытие разумным существам, способным познавать и любить Его и участвовать в Его блаженстве. Первым плодом сей любви были Ангелы.
Бог, наделив их богатыми дарованиями, вселил их в обителях небесных. Впрочем, хотя они были богаты совершенствами, но, как твари, не могли быть всесовершенными. Един Бог, Творец всего сущего, всесовершенен.
Прельщенные величием своих ограниченных совершенств, некоторые из Ангелов предались кичению и гордости. Гордость, говорит Писание, была причиной падения многих Ангелов. (Тим. 3,2, 6. Сир. 10,15). Денница первый возгордился против своего Творца, а за ним последовали многие другие Ангелы и оставили Бога. Но оставить Бога – значит лишиться жизни и предаться смерти. Ангелы первые оставили Господа, и Господь правосудный также оставил их, предоставив их самим себе. Что же произошло в результате? Верные Ангелы, укрепляемые благодатию и торжествуя смирением, отделились от них и отвергли их с ужасом; мятежники стали из Ангелов света ангелами тьмы. Облеченные недавно в сияние и славу, учинились предметом отвращения и ужаса для всего неба и даже для самих себя; те, которые воспевали Всевышнего, стали произносить своими устами хулу и проклятия. Гонимые дуновением правосудия Божия и терзаемые своею яростию, они с быстротой молнии ниспали в адскую бездну, подобно звездам, отторженным от небесного свода, и падающим в беспредельное пространство вселенной.
Ангелы, оставшиеся верными Богу, стали совершенно блаженными. Они озарены блистанием Божественной славы, и свет Святого Святых объемлет их, как океан многоводный. Приходя в восхищение и восторг от созерцания богатств вечной красоты, они теряются в безмерной любви и в упоении своего блаженства; славят и превозносят Всемогущего Бога, Который вливает в сердца их потоки наслаждений. Не налагая на них обязанности оставлять блаженную обитель Небесную, Господь разделяет с ними управление миром. Он употребляет их как Своих верных служителей в действиях Промысла. Он посылает их в мир возвещать людям Свои веления исполнить Его волю. По сей-то причине мы называем их Ангелами, то есть вестниками. Бог поставил их на высшей степени Своих творений, дабы они были живыми образцами Его совершенств, достойными представителями Его величия. Божеская щедрость богато наделила сих Небесных Духов естественными дарованиями; их ум и познания не имеют других пределов, кроме тех, которые положены сотворенным духам в беспредельных глубинах премудрости Божией. Ангелы одарены превосходнейшею силою и могуществом, посредством которых они могут, по соизволению Божиему, действовать на тела и на мир вещественный. Здесь можно было бы поставить множество вопросов, но ум наш скоро находит себе границы. Что можем понять мы, бедные твари, погруженные в мрачную темноту? И песчинка есть тайна для самого мудрого; а самих себя, со всеми нашими суетными науками, мы еще менее знаем.
Число падших ангелов весьма велико; но, по словам апостола Павла и возлюбленного ученика Христова, множеству блаженных Ангелов нет числа (Еф. 6, 12; Апок. 12, 4). Пророк Даниил видел в своем видении, что когда Ветхий денъми седе на престоле Своем, тысячи тысяч служаху Ему и тьмы тем предстояху Ему (Дан. 7:10). Другой тайнозритель новозаветный также видел окрест престола Божия и слышал глас Ангелов многих, и 6е число их тысячи тысячами (Апок. 5:11). Конечно, эти тайновидцы, говоря таким образом, не думали исчислять их; они желали только дать нам понятие, что ум их терялся в сем бесчисленном сонме Ангелов. Сочтите песчинки морские или звезды небесные, и видимые и невидимые; вы не составите еще того числа, сколько существует Ангелов.
Но в этом бесчисленном множестве Ангелов удивительнее всего порядок, царствующий в небесных воинствах. Порядок есть красота совершенства, премудрость и истина Божия. Премудрость Божия, сотворившая все сущее и даровавшая бытие Ангелов, разделила их на девять чинов. В Священном Писании упоминаются: Ангелы, Архангелы, Силы, Господства, Начала, Власти, Престолы, Херувимы, Серафимы (1 Кол. 1, 16; Еф. 1, 21; 1 Пет. 3, 22). Сии лики подчинены один другому и в своем различии дивно соединены совершенным согласием. Свет льется от высших ликов на низшие. Сияние славы Христа, ходатая всех, течет от избранного к избранному, на весь сонм блаженных; река жизни, текущая из недр Божества, как прилив и отлив, исполняет небожителей. Какое восхитительное зрелище представляет уму верующего сие чудесное разнообразие в совершеннейшем единстве и сие единство в бесчисленном множестве! Блаженны, Господи, Боже сил, обитающие в дому Твоем и созерцающие толикие чудеса!
Дионисий Ареопагит и другие учители Церкви разделяют Ангелов на девять ликов, а сии девять ликов – на три чина. К первому чину относятся: Престолы, Херувимы и Серафимы; ко второму – Власти, Господства, Силы; к третьему – Ангелы, Архангелы, Начала.
Первые суть Серафимы. Это название означает жар Божественной любви, которою они воспламеняются и которую сообщают другим ликам. Они тем более воспламеняются любовию, говорит святой Григорий Великий, что между ними и Богом нет ни одного Ангела, стоящего и отделяющего их от Бога; они непосредственно соединены с Ним. Пламя любви их тем сильнее, что они ближе других созерцают сияние Божества. (Слово о богослуж. 2-е в твор. Св. Отц. Ш, 51).
Имя Херувимов означает полноту ведения, обилие премудрости, по словам святых: Дионисия Ареопагита, Августина, Иеронима и Григория Великого. Сей лик Ангелов, говорит святой Григорий Великий, получил название Херувимов потому, что эти блаженные Духи озарены обильнейшими лучами света, созерцая непосредственно предвечный Источник света. Они знают все настолько, насколько дано от Бога знать существам сотворенным; они знают это тем совершеннее и полнее, что совершенство естества более приближает их к Создателю (Песноп. тайн. слов. 6, в твор. Св. Отц. IV, 256). Два Херувима простирали крылья над ковчегом Ветхого Завета. Иудеи, кроме ведения и премудрости, приписывали им сильное могущество.
Те, в которых Бог предстает, говорит святой Григорий Великий, чтобы изрекать Суд Свой, названы Престолами. Они настолько возвышенны и настолько одарены благодатию, что, можно сказать, Господь обитает в них, являя чрез них Свое верховное Правосудие.
После сих Духов в блаженной обители Небесной царствуют Власти. Сии цари, сияющие славою, восседя на огненных престолах, получают повеления от высших Духов и передают их Духам подчиненным. Силы, по словам многих Святых Отцов, это те Духи, чрез которых Господь совершает чудеса Свои. Он даровал им Свою силу, и их повеление имеет действие всемогущества.
Господства повелевают врагами верховного величия Божия; повелевают теми злыми духами, которые поклялись погубить человека: ибо сии мятежные духи не могли освободиться от зависимости и власти Творца своего. Бог подчинил их сим Ангелам, которые обуздывают их ярость и налагают цепи на их естественную силу.
Слово Ангел означает посланник; Ангелы – это служители, которых Царь царствующих посылает со Своими повелениями в разные части вселенной. Архангелы – начальники сих Божеских посланников. Будучи участниками тайных советов Божиих, они получают повеления возвещать людям самые важные таинства; по сей-то причине не простой Ангел был послан в Назарет к Деве Марии, но Архангел Гавриил; ибо надлежало, говорит святой Григорий Великий, чтобы первый из всех Ангелов возвестил первое из всех таинств. Здесь заметим, что название Ангел употребляется в смысле служебном и приличествует Духам небесным только тогда, когда они посылаются возвестить волю Божию. Ангелы обыкновенно представляются с двумя крыльями для обозначения быстроты, с которою они стремятся исполнить повеления Божии в разных частях вселенной.
Вся вселенная исполнена присутствием Божества и бесчисленных Духов, служителей Божиих: это храм, который непрестанно оглашается согласным пением певцов небесных. Как они беседуют друг с другом, мы не можем сказать, но знаем, что они беседуют между собою и понимают одни других. Они понимают также язык душ наших, когда мы обращаем к ним наши молитвы. В состоянии несовершенства, в котором мы находимся теперь, должны ли мы удивляться тому, что перед нами открываются таинственные глубины, в которых наш слабый ум теряется?
Присоединим еще здесь одно важное замечание. Все Ангелы подчинены порядку совершенной иерархии. Ангел, который поставлен на высшей степени, более совершенен, нежели тот, который находится на низшей степени; хотя Ангел, который наиболее приближен к нам, и находится на последней степени, настолько поразителен красотою, что мы не могли бы перенести радости и удивления, если бы он открылся нам. Представляя в уме сего последнего Ангела и восходя мысленно от одной степени к другой, от совершенства к большему совершенству, проходя все лики, превосходящие одни других большею святостию, обильнейшим сиянием света, мы, наконец, достигаем Херувимов и Серафимов, светозарно сияющих волнами света и проливающих свет свой на весь град Божий. Превыше сих ликов царствует Владычица неба и земли Матерь Божия; превыше мириад миров восседит Господь Бог наш в Своей неприступной славе. Созерцаемые с сей высоты, что значат все люди вместе? – пылинки, пресмыкающиеся на земле. Однако Господь осыпает их благотворениями безмерной любви Своей; Пресвятая Матерь Божия благословляет и любит их; Ангелы называют их своими братьями; а люди, упоенные безумием, оскорбляют великого Бога перед сонмом избранных Его!
Мы видели, какие бедственные последствия имел грех для падших ангелов. Сии несчастные чрез свой грех не лишились естественных даров, которыми Творец наделил их при создании. Они лишились блаженства и святости, но сохранили разумение весьма великое и проницательное, хотя способности, оставшиеся у них, послужили им наказанием. По сей-то причине царь Давид, как объясняет святой Августин, называет их сильными. Сам Спаситель, говоря о сатане, главе духов наших, называет его князем мира сего (Ин. 12:31), и апостол Павел, объясняя слово Божественного Учителя, именует сатану князем власти воздушныя (Еф. 2:2). Сей же апостол различает между ними: Начала, Власти и Миродержители тьмы века сего (Кол. 2,15; Еф. 6, 12). Из сего можно заключить, что отпадшие ангелы сохранили отличия, установленные в иерархическом порядке небесных воинств, и принуждены были покориться сатане, сильнейшему и злобнейшему всех их. Но какая эта покорность в жилище вечного беспорядка, ненависти и злобы у духов, уста которых непрестанно изрыгают хулу и проклятия! Десница Божия низвергла их в адскую бездну; но они из преисподней могут распространиться по вселенной, терзаемые наказаниями и огнем палящим. Ненависть к Богу, желание мщения и отчаяние терзают их. Вот в чем заключается история брани добра и зла, это брань сатаны против Бога; ибо премудрость Божественная позволяет гордости ополчаться против неба, небесных Ангелов человека до того дня, в который врата адовы будут запечатаны на всю вечность. -
Многие неверующие насмехаются над верованием в демонов; но можно ли сомневаться в истине учения, столь твердо доказанного? Бытие злых духов, которых мы называем демонами, доказывается не только ясным свидетельством Священного Писания, но и единодушным согласием всех племен и народов, То же говорил Тертуллиан римским сенаторам. "Имя демонов не ново для вас. Ваши философы и стихотворцы доказали, что знали их, сих духов, отверженных Богом, которых все намерения стремятся к тому, как бы погубить человека". Действие злых духов весьма очевидно для тех, которые со вниманием наблюдают происшествия в мире. Но отчего происходит эта ярость, с которой они стремятся погубить нас? Не имея возможности учинить нападение на Бога, они нападают на Него в Его творениях, особенно в человеке созданном по Его образу и подобию. Какое адское удовольствие находят они, чтобы осквернить сей образ и отнять у Творца то творение, к которому Он являет Свою беспредельную любовь! Кто не знает также, что злой дух, не способный делать добро, чувствует неизъяснимое удовольствие, когда может приобрести себе соучастников своих преступлений, разделяющих с ним его наказание? И можно ли сатане быть равнодушным, когда мы живем в надежде блаженства, которого он лишился; когда Господь благодатию Своею, равняет нас с Ангелами; когда Сын Божий восприял образ человека, чтобы соделать нас наследниками Богу? (Еф. 2:12). Он приходит в бешенство, когда помыслит, что верные последователи Иисуса Христа, восседя на величественных престолах, будут купно с Ангелами судить его в конце веков. Сия зависть жжет его сильнее, нежели адский пламень, Он возмущает небо и землю, чтобы вовлечь нас в свои сети. Он обращает на нас всю ярость своего гнева и становится опасным для нас наиболее тогда, когда нападает не открытою силою, но коварными прельщениями и разными хитростями своего изобретательного ума.
Для чего напоминать нам печальную историю наших несчастий? Адам и Ева впали в сети демона и превратились в его рабов со своим потомством. С самого зачатия мы подлежим его власти. Исшедши из рук Творца, мы впадаем в руки Его врага преисподнего, и на челе нашем налагается печать отвержения (Еф. 2:3). Отселе начинаются все бедствия настоящего нашего положения: невежество, развращение сердца, преобладание плоти. Кто может исчислить все наши немощи? Какое горькое состояние! Смертельный яд течет в наших жилах, и мы носим смерть с собою в недре своем. Первородный грех заразил все наше существо, затмил разум и сделал его малоспособным к пониманию предметов духовных, развратил свободную волю, помрачил в нас образ Божий, породил страдания, болезни и, наконец, саму смерть. Люди века сего, мало размышляющие и много мечтающие о себе, почитают себя вправе презирать сие учение о первородном грехе, принятое во всех веках за истину. Оставим их; пусть они предаются своим умствованиям, а мы послушаем мудрого Тертуллиана: "Когда Адам, единственный властелин всего света, был покорен змием-победителем, тогда весь свет поступил под его власть и законы. Возгордившись сим бедственным успехом, он искажает дела рук Божиих и внушает людям превратные понятия о звездах, о стихиях, о планетах, о животных и обращает их к идолопоклонству". Он затмил познание истинного Бога по всей земле и на место Его расположил людей поклоняться себе. По сей причине Сын Божий нарицает его князем сего мира, а Павел апостол – богом века сего. Вся природа осквернена им и вся тварь воздыхает об обновлении жизни (Рим. 8:21,22). Особенно человек был глубоко унижен. Когда человек стал рабом демона, тогда милосердие Божие обещало ему Искупителя; но человек должен был оставаться рабом в течение многих веков, дабы он понял всю жестокость своего злобного властелина и познал важность и цену своего искупления.
Наконец Мессия, Которого всегда предсказывали пророки, Которого ожидали народы, является подобно тому избавителю, который нисходит во мрак темницы, чтобы оттуда освободить несчастного узника. Премудрость Божия скрывала от демонов Таинство Воплощения. Они приходят в пустыню искушать Иисуса Христа и удаляются от Него с трепетом, имея подозрение, что искушаемый ими, столь дивный человек, есть Сын Божий, пришедший в мир разрушить их власть демонскую. Они, по Его повелению, принуждены были оставлять тела одержимых недугами (Лк. 8:30). Тогда обратились они к иудеям и побудили их предать смерти Сына Божия. Сатана вселяется в сердце Иуды, Христова ученика, отступника; воспламеняет яростию своею книжников и фарисеев, и народ Иерусалимский. Уверившись в божественности Спасителя, он, несмотря на торжество свое, содрогается и трепещет и то побуждает Пилата осудить Его, то отклоняет его от сего намерения. Наконец Христос на кресте. Земля содрогается; ночь покрывает вселенную; Христос умирает; Божественный Дух Его нисходит ко вратам тех мест, где души праведных содержались в заключении. Иисус Христос расторгает узы их, разрушает власть демона и торжествует, сияя Божеством перед небом, землею и адом.
С того дня как великая Жертва была принесена, как Крест Искупителя водружен был на лобном месте, могущество преисподних сил исчезает и люди возрождаются в истине и святости. Одержимые сими злыми духами люди, число их было весьма велико, приходили толпами и повергались к ногам учеников Иисуса Христа, которые едва только произносили имя Христово, бесы тотчас обращались в бегство (Лк. 10, 17-20; Мф. 10, 1; Деян. 5, 28). Сии чудеса были весьма частыми явлениями в первые века христианства. Язычники, ставшие свидетелями оных, обращались в христианскую веру. Тертуллиан, в споре с правителями Карфагена, делал им вызов и предлагал, чтобы они приказали привести в свое присутствие какого-нибудь из одержимых злым духом; он говорил им, что первый христианин, какой встретится, если прикажет демону удалиться, демон тотчас исполнит его повеление, как покорный невольник. Хотя в течение многих веков уже не было столько явлений беснования людей, одержимых злыми духами, хотя Спаситель для того и приходил, да разрушит дела диавола (Ин. 3:8), однако исконный враг рода человеческого тем не менее возбуждал в течение веков многие гонения, ереси, расколы, непрестанно терзавшие Церковь. Бог попускает их, дабы показать славу Свою и славу Христа Своего. По попущению Божию дух злобы действовал в сердце сынов сопротивления, которые своею враждою и ненавистью против Бога и веры, кажется, хотели сравняться с самим демоном: таковы были Арий, Несторий, Евтихий и другие им подобные. Они с адскою злобою восставали против Христа и Его Церкви. Они поставляли себя во главе тех, которые ведут брань против Неба. Народы, в слепоте своей, верили их учению; сатана торжествовал некоторое время; сердце праведных поражалось скорбию; но являлся Господь и духом уст Своих убивал нечестивца и усмирял бурю, а сатана со своими служителями и со своим воинством бежал во тьму кромешную.
Сатана всегда старается обольщать нас надеждой чувственных наслаждений, роскошной жизнью, но стыд, угрызение совести, мучение ада – вот мзда, которой он награждает своих последователей! Напротив, Иисус Христос призывает к Себе людей, решившихся побеждать зло, подвизаться подвигами добродетели и приобрести себе венец бессмертия на небе. Со Христом победа несомненна и награда за нее – блаженство вечное. Однако, несмотря на это, весьма многие идут служить под знаменами сатаны. Они следуют за ним, как слепцы, нимало не размышляя, и, подобно бессмысленным животным, позволяют ему вести себя в ту пропасть, где вечно будут его жертвой.
Жизнь есть поприще борьбы. Горе тому, кто не выйдет из нее победителем! Вечная смерть – вот участь его! Но кто сохранит мужество и предаст себя в волю Божию, того не коснется никакое зло. Водимый Божиею благодатию, он восторжествует, и наградой его будет Царство Небесное. Боящийся Бога сильнее, нежели все демоны! – говорит один писатель. Чтобы поддержать своих верных сынов на сем поприще непрестанной борьбы, чтобы безопасно провести их по сему пути, наполненному безжалостными губителями, Господь посылает Своих Ангелов, верных хранителей. Он определяет к каждому из нас одного из них, небесных воинов Своих, который становится нашим Ангелом Хранителем, нашим защитником. Таково всеобщее верование христиан, и наши Священные книги, слово Небесного Учителя, не оставляют в том никакого сомнения (Мф. 18, 10; Деян. 12, 15). А какое убедительное свидетельство представляют нам об Ангелах Хранителях Святые Отцы, учители Церкви! С первых веков христианства и до наших времен все духовные писатели и мужи святой жизни единогласно возвещали нам о сей утешительной истине. Не только каждый человек имеет своего Ангела Хранителя, но каждое семейство, каждое благочестивое общество, каждое государство (Дан. 10, 12; Пс. 33, 8-90, 10, 11). Несчастны те люди, которые ничего не хотят видеть между небом и землею, кроме того, что телесные глаза их осязают! Напротив, как счастлив христианин в сердечной простоте своей веры! В какой гармонии чувствования его с небесною истиною!
Вера говорит нам, что Церковь на земле и Церковь на небе составляют одно благодатное общество, только здесь она воинствует, а там увенчивается славою. Ангелы и блаженные небожители суть друзья и братья людей на земле. Любовь, существующая в Боге, проницает во все сердца верных сынов Его, соединяет их единою мыслию и единым чувством. Действие сей любви тем сильнее в Ангелах, что они более приближены к Богу и видят в Нем вечную любовь и ту благость, которая желает нашего спасения. Любовь есть их жизнь и их блаженство. Как не иметь им чувствований братской любви к нам? Они любят нас настолько, насколько любить могут, они любят нас для нас самих, потому что видят в нас дары Божественной благодати, которых исполнены сами. И действительно, человек есть существо, по словам псалмопевца, умаленное малым чем от Ангел (Пс. 8, 5, б). Мы должны быть молодым воинством небесных воинств. Ангелы любят нас как соучастников их славы и их славословий Всевышнему. По сей-то причине они принимают такое живое участие в нашем спасении, которое им так же дорого, как собственное свое постоянство в святости. Они радуются нашему спасению, по слову Иисуса Христа (Мф. 18:10). Когда мы находимся на пути к Небу, они всемерно стараются удержать нас на оном и побуждают нас продолжать его с бодростию и постоянством. Если же мы уклоняемся на путь нечестия, то любовь их каких только не вымышляет средств, чтобы обратить нас к Господу! Сыны блудные, ничто так не радует Отца Небесного, как наше возвращение в Его объятия. Какая же должна быть трогательная заботливость Ангелов Его об овце заблудшей? Ангелы видят беспредельную благость Господа к грешным людям. Видя же, что Он дает другим, они знают и хорошо ценят то, чем сами одолжены Его благости. Они и самих себя почитают творением благодати, чудом Божия милосердия. Ибо не благость ли Божия извлекла их из ничтожества, озарила их светом и, наделив их ангельским естеством, в то же время даровала им свою благодать? Они, подобно нам, всем, что имеют, обязаны благодати и милосердию Божию. Они сознают это; и, желая возблагодарить Господа за милосердие, сами всемерно стараются оказать его другим: ибо самый лучший способ приношения благодарности Богу состоит в том, чтобы подражать Ему: будете совершенны, якоже и Отец ваш Небесный совершенен есть (Мф. 5:48). Подражайте тому, от кого вы получаете добро, и поставляйте своим удовольствием благодарить его за то, что получили. Посему-то Ангелы небесные, опасаясь быть неблагодарными к Творцу своему, стараются благотворить Его тварям. Милосердие, являемое ими, увеличивает цену милосердия, им самим оказываемого. Какую же цель предполагает милосердие в своих действиях? Оно имеет целью подавать помощь нуждающимся, укреплять немощных, воскрешать умерших, то есть воскрешать тех грешников, которые обратились к покаянию. Но на небе нет нуждающихся: там все блага преизобилуют; нет немощных, нет скорбных; там обитель блаженства нескончаемого. Земля наполнена несчастиями всякого рода; это страна сетования и плача, это, можно сказать, родина всех бедствий. На ней только и видны одни страдания, только и слышны одни вопли. Не все ли мы – заключенные узники, которых посещать нужно, слепые, которых руководить нужно, заблудшие, которых наставлять нужно, больные, которых врачевать нужно? Какая это богатая жатва для Духов блаженных, пламенеющих любовию! С каким стремлением и с какою радостию они нисходят с неба, имея с собою богатые дары Божии! Они приходят, чтобы напитать несчастного человека хлебом благодати, напоить его несколькими каплями от Источника небесных наслаждений, помочь ему расторгнуть узы греха и с торжеством привести его в дом Отца Небесного. Какое удовольствие для них спасать души, которые Иисус Христос искупил Своею Кровию и которые вечно будут вместе с ними разделять их славу и их блаженство! Будучи назначены посланниками к нам от Всевышнего Царя, они желают также быть и нашими посланниками к Всевышнему Царю. Они суть Ангелы Божий: Он посылает их; они суть и наши Ангелы, потому что и мы можем послать их. Они ожидают только наших молитв и наших добрых дел, чтобы представить их Богу; так говорит нам Священное Писание; так исполняется слово Иисуса Христа: отселе узрите Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих (Ин. 1:51). Они исходят, чтобы принести благодать нам; они восходят, чтобы вознести наше благодарение и наши молитвы Богу. Можем ли мы иметь ходатаев более сильных и более усердных, защитников более верных и более преданных, друзей более сердобольных и сострадательных? Кого же мы станем любить, если не будем любить сих Духов благодетельных? Кому мы вверим себя, если не возьмем их себе в наши советники и в наши покровители? Какое сокровище святых мыслей, утешений, надежд благодати доставляет вера и сии святые истины! Истинный друг не дороже ли всех сокровищ? Но какого друга можно сравнить с Ангелом Хранителем? Что может быть важнее его достоинства, нежнее его привязанности, щедрее в благотворении, дружелюбнее в обращении, мудрее в советах, благонадежнее в обещаниях, попечительнее в нуждах?
Все вышесказанное обязывает каждого христианина с благоговением чтить своего Ангела Хранителя и приносить ему молитвы. Нужно ли еще представлять доказательства такой обязанности? Он имеет право на наше почитание, потому что он посланник Божий, потому что он свят, потому что он благотворитель наш. Мы должны приносить тройную жертву Ангелу Хранителю: жертву почитания, жертву благоговения и жертву сердечного доверия. Мы обязаны уважением к нему по причине его присутствия с нами, благоговением – по причине благотворной его любви к нам, доверием – по причине неусыпной стражи его над нами. Кто не понимает сей истины? Кто не видит, что провождать жизнь в присутствии Ангела и не молиться ему или даже не мыслить о нем – означает не только неблагодарность испорченного сердца, но плачевное состояние погибшего человека? Такова, однако, жизнь большей части людей. Должно ли удивляться сему? Если Самого Бога не познают и забывают, то будут ли думать об Его Ангелах? Но есть благочестивые христиане, которые понимают свою обязанность и свою пользу. Они усердно приносят молитвы своему Ангелу Хранителю; они каждый день воссылают к нему свои прошения с чувством должного благоговения.К вам обращаюсь, благочестивые души! Вы будете читать сии размышления в присутствии вашего Ангела Хранителя: не ищите в них ни учености, ни красноречия. Представьте себе, что вы слышите голос вашего небесного друга и, прибегнув под покров его полною верою, молитесь ему.