О событиях, произошедших больше двух тысяч лет назад, мы узнаём из Евангелия, из Богослужения, а также из икон Рождества Христова. Давайте подробнее рассмотрим одну из них!

Сюжет иконы Рождества Христова кажется простым. Однако, если посмотреть внимательно, рассмотреть детали, то содержание иконы открывается во всём богатстве и красоте. В центре её - Пресвятая Богородица. На Неё мы обращаем внимание в первую очередь, потому что Её фигура – самая большая на иконе. Это не случайно: ведь именно благодаря Пречистой Деве произошло величайшее таинство – пришествие Бога в мир. А теперь обратите внимание на то, что лик Богородицы обращён не ко Христу, а к нам. На первый взгляд, странно: ведь обычно мать после рождения ребёнка глаз от него не может оторвать – таким он видится ей чудесным, прекрасным, лучше всех на свете! Но ведь перед нами икона, а не картина, на которой просто изображены события той ночи. А в иконе каждая деталь наполнена своим смыслом. Вот и поворот лика Божией Матери к нам говорит о том, что отныне Она становится Заступницей рода человеческого, нашей Ходатаицей, и что мы можем обращаться к Ней со своими молитвами. Рядом с Богородицей мы видим маленького Христа. Он лежит не в кроватке, а в яслях. Ясли – это кормушка для скота. Вы же помните, ребята, что Христос родился не в царских палатах, не в богатом доме, а в пещере, куда загоняли в непогоду овец и волов. Фигурка Младенца Христа – самая маленькая на иконе. Он туго завёрнут в пелёнки, неподвижен и кажется беспомощным. В таком изображении Христа иконописец хочет передать нам очень важную мысль: Сын Божий приходит в мир не в Своём величии и блеске, не для того, чтобы Ему поклонялись и служили люди, а для того, чтобы Самому послужить им, спасти их от вечной смерти. Приходит тихо и скромно, почти незаметно. Вот почему фигурка Христа так мала. Но именно на неё указывает Вифлеемская звезда, которая привела ко Христу волхвов. Видите, вверху, над головой Христа, изображён полукруг. Это условное обозначение неба. В небе сияет Вифлеемская звезда. Лучи её спускаются прямо к голове Младенца, они указывают на Него. Они словно говорят: он один может спасти людей от гибели!

Вверху слева и справа изображены Ангелы. Они несут людям великую и радостную весть о рождении Спасителя. Первыми из людей узнают об этом пастухи. Один из Ангелов благовествует пастухам, ещё три Ангела поют небесную песнь. На нашей иконе два пастуха, приподняв вверх головы, слушают открывшуюся им чудесную весть, а третий играет на свирели, присоединяя человеческое искусство (музыку) к ангельскому хору. Ещё один пастух, немолодой, одетый в шкуру, изображён около Иосифа Обручника. На иконе праведный Иосиф Обручник изображён пребывающим в глубоком раздумье о свершившемся великом чуде: рождении Богомладенца. А вот слева волхвы, которые следуют за Вифлеемской звездой. Их трое, на них дорожные плащи и шапки. Они ещё в пути, и взоры их постоянно обращены на сияющую в небе звезду. Они проделали длинный, трудный путь, чтобы найти Христа, поклониться Ему и принести свои дары: золото, ладан и смирну. Волхвы изображены отдельно от пастухов, потому что они представляют языческие народы. А пастухи - иудейский. И вот эти народы, жившие до сих пор каждый по своим законам и традициям, теперь все приходят ко Христу. Он их связывает воедино, дав начало новому роду человеческому - христианам.

И, наконец, в нижней части иконы представлено омовение (купание) Младенца Иисуса Христа, которое совершают две женщины. Эта сцена на иконе - тоже символ. Она показывает, что Сын Божий пришёл в мир как истинный человек и готов испытать всё, что свойственно любому человеку, конечно же, кроме греха.

Вот, друзья, и мы с вами, как волхвы, сов

Детский православный журнал Колыбель №1, 2017