Монахи одного из монастырей рассуждали между собой: кто в их обители больше всех угоден Богу? Вон тот трудится день и ночь не покладая рук, другой вечно на коленях, молится перед образами; третий все раздал до нитки братьям, ничего у себя в келье не оставив, кроме нескольких иконок, Евангелия да тюфячка на полу; четвертый старается хранить молчание: когда у него спросят что-нибудь, только поклонится и скажет:» Прости, брат, мое невежество. Я почти ничего не знаю. Обратись, ради Бога, к старшим.» Пятый борется с чревоугодием: за общим столом, или, как говорят христиане, за трапезой,-всегда возьмет самый маленький и черствый кусок хлеба, самую вялую свеколку, а уж до какой-нибудь баранки или куска сахара и вовсе не дотрагивается. Ломали себе монахи голову, ломали, кто же лучше всех пред Богом, да так и ни до чего не додумались. И вот отправились они к великому старцу Серафиму Саровскому.
-Старче,-спросили они угодника Божия Серафима,-не скажешь ли нам, кто в нашей обители особо высок в очах Божиих? А то мы уже измучились, никак не можем понять, чуть ли не до спора дошло.
-Повар на кухне,-отвечал преподобный Серафим,
Братья ожидали какого угодно ответа, только не такого. Повар! Надо же! И стали думать, чем это повар , который постоянно возится с кастрюлями и чугунками, смог заслужить у Бога особое к себе благоволение.
Между тем старец Серафим объяснил:
-Знаете ли вы, что у вашего повара характер от природы гневливый, вспыльчивый?
Монахи удивились. Ничего такого они за своим поваром не замечали. Наоборот, он всегда мягко так ответит, никогда ни одним словом не возразит, не обидит. А преподобный Серафим продолжал:
-Тяжелый, очень тяжелый у него характер. Ему приходится даже сдерживать иногда порывы ярости. Но он постоянно борется с собой.
«То-то,- подумал один из монахов,-услышав эти слова старца Серафима,-то-то мне бывало удивительно, что повар наш вдруг закроет глаза рукой или отвернется. Это ведь специально, чтобы нам не показывать, как в нем закипает недовольство. Какой же он молодец! Как он сражается со своей несдержанностью, как боится обидеть всех нас!» А батюшка Серафим продолжал:
-И вот, эта борьба с собой привлекла к нему любовь Божию. Бог подает ему в награду благодать Духа Святого. Ведь Бог обещает, что того, кто себя побеждает, Он в будущей жизни посадит рядом с собой и оденет в белые одежды.
-А что же, отче,-спросили монахи,-будет с человеком, который не сдерживается и дает волю гневу? Чего заслужит тот, кто не хочет бороться с собой?
-Ах, чада мои(чада-значит, дети),-отвечал преподобный Серафим,-такой человек доходит до ужасного ожесточения, которое влечет душу к верной гибели и отчаянию.
Ох, как испугались монахи Божьего суда! Но в то же время и воодушевились. Великий старец вдохновил их на битву со своими недостатками, особенно с несдержанностью, вспыльчивостью и гневом.
Каждый день думали теперь они, как бы им быть ласковыми, служить братьям, оказывать друг другу одну только любовь.

Боятся и любить
всегда ты должен Бога,
Он знает,
что в тебе
и плохо, и убого.

Поэтому не забывай:
Он принимает
в светлый рай
лишь тех,
кто борется с собою.
Пусть примет Он
и нас с тобою!