Анисимова Анна Павловна



Кошка пришла к Сереже жаловаться. Сережа такой добрый, что кошке нравится жаловаться именно ему.

Вы, наверное, еще не знаете, потому что не видели эту кошку. У нее усы с левой стороны и клок блох с правой. Она вообще-то бродячая, и все правильные чистенькие люди обходят ее стороной. Они считают: раз бродячая -- значит на них заскочат блохи. А этим людям нельзя чесаться, ведь их шеи стягивают галстуки. Эти люди идут на работу важничать и вести себя как взрослые.

-- Но ведь блохи у меня дресированные! -- каждый раз с неудомением смотрит им вслед Бродячая кошка. -- Это не какие-нибудь неприличные блохи. Они ведут себя воспитанно.

Но куда там! Когда убегающий взрослый такое слышит, он напрочь забывает про блох и думает только о своей больной голове, с которой разговаривают кошки.

Зато Бродячую кошку так любят дети! Ведь они тоже немного бродячие. Дети и кошка живут в Маленьком городке. Он такой маленький, что если бы у людей было больше пальцев на руках и ногах, они бы быстро и окончательно посчитали всех взрослых и детей. Но так как с пальцами в этом городке все в порядке, то до сих пор сложно сказать, сколько людей здесь живет.

Ох, если б все были действительно люди! Злая Собачница хоть и ходит на двух ногах, но говорит как будто нечеловеческим голосом. Так нагавкается за день, что к вечеру обязательно у нее мигрень! И она еще больше злится. Собачницей её зовут именно за голос и поведение. Собак у нее и в помине нет. Собаки сами от нее бегут, поджав хвосты. Одна только Бродячая кошка демонстративно прохаживается мимо её дома. Собачница от вида Бродячей кошки тут же бежит мыть руки. А потом начинает рьяно скоблить тротуар, по которому прошла кошка. И постоянно говорит букву р, вот так:

-- Рррррав.

-- Вот и сегодня, -- рассказывала Бродячая кошка и терлась головой о Сережины ноги, -- она запустила в меня пробкой от шампанского! Мрмяу! А потом пошла в Булочную чистить и резать лук!

Собачница единственная в Маленьком городке могла часами резать лук.

-- Потому что она единственная не умеет плакать, -- объясняет Сережина бабушка.

Она тоже работает в этой булочной. Но вообще живет с Сережей в круглой башенке на Первой улице. Из башенки есть выход на крышу -- там стоит круглый столик и два драных Бродячей Кошкой кресла. По вечерам бабушка варит какао, заворачивает Сережу в свое пончо и они тянут какао на крыше башенки через трубочки и хрустят сухарями. А в Булочной Сережина бабушка печет ватрушки и луковый хлеб.

Собачница в этой Булочной хозяйка. Вообще-то будь ее воля -- она бы распоряжалась печь только луковый хлеб.

-- Но ведь неполезно всегда есть одно и то же. И невкусно! -- возмутились однажды жители Маленького городка.

И, с горем пополам, у них появился выбор -- в булочной пекут не только луковый хлеб, но и ватрушки. А по праздникам, или когда у Собачницы мигрень, Сережина бабушка творит ореховое печенье и свой фирменный черемуховый пирог. Тогда весь город приходит на задних лапках на запах к Булочной. Мужчины вытаскивают на тротуары круглые столы, женщины выставляют на них любимые блюдца и чашки, а профессора из Заглавного дома выносят катушечный магнитофон. Все лакомятся и танцуют. Даже дресированные блошки. А Сережа наблюдает за пленкой -- пленка длинная и все закручивается, закручивается... Красиво!

2.

Кошка, мурнечно, сильно расстроилась из-за выходки Собачницы. Вообще Кошка шла к Сереже рассказать, что в стране Кирибати нет кошек, которых все любят. Это ей рассказали профессора из Заглавного дома.

-- Поэтому если однажды Лена отправит меня путешествовать как письмо, я стану в Кирибати Главной Любимой Кошкой! -- обиженно мыло шерстку бродячее создание. -- А эта Собачница мне пробкой по уху. Разве можно обижать Главную Любимую Кошку?!

Сережа согласился:

-- Ни за какие ватрушки, ни даже за луковый хлеб -- ни за что нельзя! Так меня учила бабушка.

Сережа вообще любил всех в Маленьком городке, кроме Собачницы, и близко принимал к сердцу чужие обиды и огорчения.

-- В этом месяце Собачница сказала "рррав" 347 раз, -- забралась Бродячая Кошка на колени к Сереже. -- Это ровно столько, сколько у меня шерстинок на спине. И теперь они стоят дыбом! А еще она кидала в меня хвостиком от дохлой крысы. И жвачкой Love is... Надо что-то делать!

Сережа слушал жалобы кошки и гладил ее по мягкому пузу. Блошки подпрыгивали в своем клоке, как будто ехали на мотоцикле по кочкам. А Сережа думал, что у его сердца теперь оказалось слишком много обид и огорчений, чтобы справиться одному.

-- Давай посоветуемся с Леной, как проучить Собачницу, -- предложил он.

И друзья пошли к Лене.

3.

Лена была подругой Бродячей кошки и Сережи. Она жила в странном доме -- от слова "страна". У странного дома была синяя крыша в желтые полоски. Вот если бы это была не крыша, а флаг, то это точно был бы флаг Швеции. Но флаг на крыше тоже есть -- македонский. Это солнце на красном фоне. На закате смотреть на флаг особенно здорово: тогда у всех в мире одно солце, а если ты в гостях у Лены -- то целых два.

У Лены странное, как ее дом, хобби: она отправляет в разные страны письма для себя. Но поскольку в этих странах нет Маленького городка со Странным домом на Второй улице, то письма возвращаются обратно. Потрепанные и донельзя довольные. Ну еще бы: ах, какие марки на них наклеили, чтобы они вернулись! Да какие же штампы на них поставили -- дома, ни у одного письма больше такого штампа нет!

-- Мурнечно, ведь у других писем -- другие штампы и марки, -- обычно спорит с ними Бродячая. Но письма задирают носы и на местную кошку не обращают внимания.

По некоторым конвертам видно, что на них чего-то накапали, на некоторые письма надавили, кое-какие изрядно помяли -- чуть было не выкинули. А иные вообще настолько чистенькие, будто никуда не ездили и впечатлений не набрались совсем.

Зато Лена очень впечатлилась проделками Собачницы.

-- А однажды она дернула меня за единственные левые усы! -- вспомнила Бродячая кошка, заканчивая свою жалобную историю. -- Надо что-то предпринять!

Лена предложила зайти к Вике поесть шоколаду:

-- Чтоб мозги лучше работали.

-- И сердце, -- добавил Сережа.

И друзья пошли к Вике.

4.

Это подруга Бродячей Кошки, Сережи и Лены. Вика как раз недавно проснулась и сидела на кровати, запачканная шоколадом. Была у девочки такая радость -- время от времени класть перед сном рядом с подушкой шоколадку. Чтобы всю ночь снились сладкие сны. Вика училась дрессировке у Кошки -- шоколадки оказались такими же легкообучаемыми, как блошки. Причем результаты были на лицо. Даже на лице.

-- Опять все размазалось, -- засмеялась Вика, когда увидела, что на нее таращатся друзья. -- Если перепутать и положить вместо молочного шоколада горький -- такие беспокойные сны тогда снятся! Что катаешься по кровати и обязательно давишь плитку и мажешься.

-- Давай я покажу тебе, как нужно умываться, -- вздохнула Кошка, -- я это делаю чаще, чем ты.

-- А что это ты такая обиженная? -- Вика посмотрела на нее внимательно.

И Кошка снова рассказала, что Собачница запустила в нее во-о-о-от такущей пробкой от бутылки и хвостом главной крысы. А еще выдернула усы справа.

-- Так у тебя же их там не было! -- удивилась Вика.

-- Вот! Их нет -- а она все равно пыталась выдернуть, -- закончила жаловаться кошка.

-- Безобразие, -- сказала Вика, которая тоже не любила Собачницу, и согласилась помочь.

-- Только сначала нам надо шоколаду, -- попросила Лена. -- Чтобы придумать хороший план.

И шоколад принялся за работу.

5.

План был продуман до мелочей. Потому что из мелочей и состоял: пока Собачница на работе, друзья запустят к ней в дом блошек. Они там устроятся в самых уютных уголках: в шерстяных носках, в кресле, в халате, в тапочках, в пододеяльнике, в резиновых перчатках для мытья тротуаров, в ночном колпаке...

-- Только не в пакете с луком, -- передала Кошка просьбу блошек.

Собачница придет в свой дом, займется в нем дезинфекцией (она ведь такая чистюля!). А блошки -- тут как тут, готовы поиграть, несмотря на то, что она обидела их Кошку. Будут скакать по всему дому.

-- Пусть попробует с ними справиться, -- насупилась Бродячая.

-- Пусть она почувствует, как это неприятно -- скакать, когда в тебя кинули пробкой, -- сказала Лена.

Блошкам тоже понравилась затея: в клоке у кошки у них было постоянное место жительства, поэтому они разлучались крайне редко. А эта разлука походила на игру в прятки. Блошки даже покусали друг друга -- так им нетерпелось определить, кто будет всех искать. В дело вовремя вмешалась кошка и пояснила, что искать их будет Собачница.

-- Разгневанная и бессердечная, -- добавила она притихшим блошкам. -- Поэтому лучше вам не ссориться, а держаться всем вместе.

И блошки все вместе на Кошке с друзьями пошли проучать Собачницу.

6.

Она тоже жила в странном доме. От слова "странный". Он походил скорее на конуру -- в четырех стенах у него была только одна дверь. Собачница никого не хотела видеть, поэтому ей не нужны были окна. Зато подглядывать она очень даже хотела. На крыше ее дома стоял большой бинокль. Собачница мнила себя повелительницей Маленького городка и любила подсматривать за жителями, кто и чему радуется в этой жизни. Бинокль сразу поманил друзей. Поэтому первым делом они перелезли через забор и по приставной лестнице забрались на крышу.

-- Дайте мне поглядеть, -- первой захотела Лена, -- вон солнце на моей крыше! А вот почтовый ящик из Дартмута! Ой, что я вижу! Мне пришло новое письмо! Ураааа!

-- Ну-ка теперь я, -- потеснила Лену Вика, -- и правда -- все видно. Ой, а я кровать забыла заправить. Видно даже шоколадную наволочку. Ну ничего себе какие подробности!

-- Я тоже хочу, -- попросил Сережа. -- Как красиво отправляется в путь новый состав по железной дороге. Он едет и едет... -- Сережа засмотрелся... -- Ой. Лучше поищу бабушку. Сегодня она делает ватрушки. Блин!

-- И блины тоже делает? -- удивилась Кошка.

-- Нет! Блин -- это значит, что Собачница почему-то выходит из Булочной и, наверное, она собирается домой!

Друзья мгновенно скатились с лестницы и встали как вкопанные перед дверью в дом. Как же им запустить блошек?

-- Сим-сим откройся? -- спросила Вика.

-- Так нам откроет дверь только Собачница, -- сказала Лена.

-- А давайте потянем за цепь, -- придумал Сережа.

Тут и остальные заметили, что в дом Собачницы, как в любую приличную конуру, вела массивная цепь. Друзья потянули за нее и дверь приоткрылась. Дресированные блошки сделали на прощание реверанс.

-- Не подведите, -- наказала им Кошка, -- я в вас столько души вложила!

И блошки побежали прятаться. А друзья -- домой к Лене, ведь в почтовом ящике лежало вернувшееся из путешествия письмо. Из какой, интересно, страны на этот раз?

7.

Оказалось -- из Кирибати.

-- Ты отправила письмо в Кирибати? -- не поверила Кошка.

-- Ага, -- подтвердила Лена и вскрыла конверт. -- На разведку. Ты же не можешь поехать неизвестно куда.

В письме говорилось, что страна Кирибати находится рядом с Австралией и состоит из 33 островов, на которых растут кокосовые пальмы и живут единственные животные -- полинезийские крысы.

"Прислали бы Вы нам хоть какую-нибудь кошку -- она бы развела потомство и припугнула крыс. Они так разжирели, что перестали быть противными и никто их не боится".

-- Какую-нибудь кошку пусть сами ищут, -- обиделась Бродячая.

А Лена продолжила читать.

"Вместе с письмом мы вам шлем денег на билет, ведь у Кошки наверняка нет своих, она ведь без карманов -- видите, как мы хорошо знаем кошек".

-- У меня теперь есть деньги на билет, -- воскликнула Кошка и тут же захотела стать "какой-нибудь". -- А скоро у меня не будет Собачницы.

-- Так ты поедешь? -- хором спросили друзья.

-- Мурнечно, -- ответила Бродячая кошка. -- Только вернутся мои блошки -- сразу соберусь. Интересно, а на блошек нужно покупать отдельные билеты?

Но на этот вопрос никто не знал ответ.

8.

На следующее утро Бродячая кошка снова пришла жаловаться Сереже -- блошки не вернулись. Кошка прошла мимо дома Собачницы -- и слышала, как оттуда разносится смех.

-- С ними случилось что-то страшное. Как я поеду без них в Кирибати? -- умывалась кошка слезами. -- Наверняка Собачница съела моих блошек и теперь танцует на их костях.

Сережа нахмурился: такую картину он представить не мог.

-- Сколько вопросов накопилось, -- сказал он. -- Надо идти в Заглавный дом.

И мальчик позвонил Лене и Вике, чтобы сказать, где им срочно нужно встретиться.

9.

Заглавный дом -- это самое серьезное место в Маленьком городке. Здесь исследуют самые важные вещи на свете -- здоровье, погоду и тесто в Булочной. Какие уж тут могут быть улыбки.

Ребята ворвались в Заглавный дом и потребовали главного профессора:

-- Уважаемые ребята и Кошка, -- сказали им неглавные профессора, -- главный профессор именно в эту минуту оценивает свежесть утренних ватрушек и проверяет их на соответствие качеству, поэтому никак не может выйти к вам -- его здесь нет.

Профессора из Заглавного дома всегда говорили очень много слов. Чтобы никто не мог подумать, что они полные дураки.

-- Но нам важно знать наверняка, -- сказал Сережа, -- что с блошками? Есть ли у них кости?

-- Могла ли их Собачница съесть? -- спросила Вика.

-- Нужны ли блошкам отдельные билеты ехать в Кирибати? -- вспомнила Лена.

-- Они ведь такие дрессированные! -- похвасталась Кошка.

Профессора немного растерялись и пошли совещаться. А через несколько часов наконец-то дали ответ на много слов:

-- Уважаемые ребята и Кошка, мы обсудили ваши серьезные вопросы. При этом нам для консультации пришлось отвлечь на один час от дегустации ватрушек главного профессора. Теперь мы можем познакомить вас с тем, к чему мы пришли. Усаживайтесь поудобнее. Мы не знаем, что с блошками и их костями -- просто по той причине, что не знакомы с ними и ничего не слышали в новостях. Но мы можем посоветовать вам отправиться и спросить у самих блошек. На второй вопрос мы дадим похожий ответ -- каждый волен есть то, что хочет. Например, мы предпочитаем ватрушки. Но Собачница может предпочитать блох. Поэтому вам также нужно отправиться к ней и спросить об этом у нее самой. То же самое -- с билетом для блошек. Обратитесь в Справочную службу Вокзала и узнайте тариф на их перевозку. Как видите, уважаемые ребята, теоретически всё возможно, но практически -- ваши вопросы были не по адресу.

-- Кто-нибудь что-нибудь понял? -- спросила Вика у друзей.

-- Только то, то мы сами себе профессора, -- вздохнул Сережа.

-- Тогда идем к Собачнице? -- сказала Лена.

-- Но сначала нам надо вооружиться, -- сказала Бродячая Кошка.

-- У вас есть пробка от шампанского и хвост от крысы? -- поинтересовалась она у профессоров.

-- Этого добра в наших исследовательских лабораториях, уважаемые ребята и Кошка, предостаточно, -- ответили они.

И друзья взяли добро на вооружение и пошли к дому Собачницы.

10.

Пахло весельем.

-- Также вкусно, как бабушкиным какао, -- принюхался Сережа.

Дверь распахнулась и веселье высвочило наружу -- из дома Собачницы вниз по ступенькам прыгали сама Собачница и все кошкины блошки.

-- Э... это что такое? -- пролепетала Лена.

-- Да, да, -- начала заикаться Вика, -- вы... вы смеётесь?

-- Играете с блошками? -- поразился Сережа.

-- Я в них столько души вложила! -- воскликнула Бродячая кошка.

Собачница остановилась и блошки от неожиданности плюхнулись на её спину.

-- Щекотно, -- закричала она, -- Ах-ха-ха-ха-ха, -- и расхохоталась на всю улицу. На её смех на задних лапках стали собираться жители Маленького городка.

-- Что здесь происходит? -- удивлялись одни люди.

-- Собачница озверела, -- отвечали им другие люди, -- скачет как блоха и говорит "ха-ха".

-- Что вы! Я не озверела! -- поправила людей Собачница. -- Я просто стала счастливой.

-- Но вы же не умеете плакать, -- возразил Сережа.

-- Ах, до этого дня я плакала каждую ночь от одиночества, так что никакой лук не мог со мной справиться, -- улыбалась Собачница.

-- Но вы же кидались в Кошку пробкой! -- возразила Лена.

-- Ах, я просто решила, что она идет ко мне в гости, и на радостях открыла бутылку шампанского, -- улыбалась Собачница.

-- А крысиный хвост? -- возразила Вика.

-- Я думала, что кошке он понравится -- мне так хотелось, чтобы у меня появился друг, -- улыбалась Собачница.

-- А ваш грозный "рррав"? -- возразили профессора из Заглавного дома.

-- Я купила жвачку Love is, чтобы узнать, как меня могут полюбить. Я жевала и надувала пузыри. Но пузыри не получались -- получалось только "рррав", -- улыбалась Собачница.

-- Но вы же подсматриваете в бинокль! И живете без окон! -- возразили одни и другие люди.

-- Я не хотела, чтобы кто-то видел, как я плачу. Но я смотрела в бинокль, чтобы видеть что-нибудь хорошее в этой жизни, а не только свои слезы и лук, -- улыбалась Собачница.

-- Но мои блошки! -- наконец-то возразила Бродячая кошка.

-- Ах, я так много плакала накануне, что у меня началась мигрень и я ушла пораньше домой. И тут я увидела, что ко мне в гости пришли блошки! Первые гости в моей жизни! Я так обрадовалась, что у меня прошла мигрень! Никогда в жизни я так не веселилась. Наверное, нам надо закатить праздник!

-- Праздник! Ура! Наконец-то! -- закричали все вокруг и стали подпрыгивать, как мотоциклы, которые едут по кочкам.

-- Это всё благодаря моим блошкам! Это я их так выдрессировала! -- громко мяукала Бродячая Кошка. -- А теперь я поеду в Кирибати, чтобы дрессировать там крыс быть крысами!

-- Да здравствует Кошка! Ура! -- веселье охватило всех.

11.

Вечером весь Маленький городок пировал и провожал Бродячую кошку как звезду. Даже взрослые в галстуках пришли.

-- Мурнечно, -- прощалась она, -- я стану Главной Любимой Кошкой Кирибати! И обо мне расскажут во всех новостях.

В Булочной напекли гору ватрушек -- в качестве гостинцев для страны Кирибати. Бродячая кошка все равно уезжала с Вокзала на длинном составе, поэтому гору ватрушек она могла легко захватить.

Блошки остались с Собачницей. Оказалось, что у блошек нет костей.

-- Нет костей -- значит нечего класть на полку! Не продадим вам билеты, -- заявили на Вокзале.

-- Ну и ладно, -- сказала Бродячая Кошка. -- Зато всё по-честному: у меня будут крысы, у Собачницы -- блошки.

Собачница была так счастлива с новыми друзьями, что выучила с ними прощальный вальс для Кошки.

Играл катушечный магнитофон. Все ели ореховое печенье и черемуховый пирог и танцевали. Пленка всё закручивалась и закручивалась... А когда закончилась, Сережа улегся на пригорок и стал смотреть, как длинный состав увозит кошку. Солнце садилось. В воздух поднялась сухая пыль. Сережа прищурился и пылинки заискрились между ресничками будто звезды.

-- На закате Лена видит два солнца, -- сказал он сам себе. -- А я вижу настоящую звездную пыль!

А потом подошла бабушка, завернула его в своё пончо и понесла в башенку пить какао.