Надежда Ефременко



Второкласснику Олежке подарили занятную игрушку. В маленькой круглой коробочке под стеклом дрожала насаженная на тоненькое острие стрелка. Как ни поворачивал Олег коробочку, стрелка упрямо указывала одно и то же направление. Папа объяснил, что это вовсе не игрушка, а такой прибор, который называется «компас». Его действие основано на притяжении магнитных полюсов земли. Намагниченная стрелка одним концом показывает на юг, а другим – на север.

– А зачем мне знать, где юг, а где север?– спросил Олежка.

– Ну, ты же хотел быть путешественником, – начал объяснять папа.– Представь, что тебе пришлось оказаться в незнакомой местности. Например, заблудиться в леcу. Компас покажет направление, по которому нужно идти. А пока осваивай эту науку дома. Ко всему нужно готовиться заранее.

В школе на перемене Олежек с удовольствием демонстрировал компас одноклассникам. Они с интересом выясняли, где находится школьная доска – на севере или на юге, в какой стороне света расположена учительская, кабинет директора, спортивная площадка и еще многое, что попадало в их поле зрения. Когда всеобщий восторг немного поутих, Олег спрятал компас в карман. Он решил на досуге разобрать прибор, чтобы понять, как он действует. Например, почему стрелочка насажена на такое тонкое, как иголочка, острие? А вдруг она с него соскользнет? Интересно, как бы работал компас, если бы это острие было прочнее и толще?

Придя домой после уроков, он съел заботливо поставленные мамой на стол тарелку борща и котлету, а потом уединился в своей комнате. Осторожно отковырнул отверткой стекло, снял стрелку, надрезал иголочку, на которой она крепилась. И вновь прочно насадил стрелку на основание, которое теперь стало короче и толще. Только вот беда: стрелка никак не хотела вращаться! Сколько ни тряс Олежек компас, она оставалась неподвижной.

На следующий день в школе к Олегу подошел его друг Никита.

– Олег, давай определим, в какой стороне света мой дом – на севере или на востоке?

– А у меня теперь север там, где я хочу, – буркнул Олег. – И юг, восток, запад – тоже.

– Как это?

– Очень просто. Смотри.

Олег достал из кармана испорченный прибор, перевел стрелку в новое положение.

– Видишь, как? А захочу – там, где солн¬це, компас запад будет показывать.

– Но это же неправильно!

– Зато по-моему. Помнишь, как в сказке говорится: «По моему хотению, по моему велению». Сам буду сторонами света управлять. И не только ими. Вот возьму и начну так жить: по своему хотению, по собственному велению.

Но тут прозвучал звонок, и все пошли в класс. На уроке Олега вызвали к доске, но он не смог правильно ответить. Ведь вчера вместо того, чтобы уроки учить, он компас разбирал. «Неудовлетворительно. Прошу родителей обратить внимание на подготовку сыном домашних заданий», – написала учительница в дневнике.

– Что теперь делать будешь? – сочувствующе спросил его Никита. – Родители накажут, наверное?

– А ничего. По моему хотению, по моему велению – исчезни, страница, из дневника!

И Олег вырвал злополучную страницу.

Лиха беда, как говорится, начало. Дома Олег не стал обедать, а взял из шкафчика большую шоколадку в глянцевой яркой обертке, которую мама обещала ему дать в конце недели, если будет себя хорошо вести.

– По моему хотению, по собственному велению, – прыгай, шоколадка, ко мне в рот!

Уроки он тоже не стал учить, а отправился во двор, прихватив с собой большой футбольный мяч.

– По моему хотению, по собственному велению – покажи, мяч, как я голы забивать умею!

Дзинь! Это треснуло и разлетелось на мелкие осколки стекло в окне первого этажа, куда Олег угодил своим мячом.

На улицу выбежал Артем Игнатьевич, пенсионер, который жил в квартире, где разбилось окно.

– Ты что это делаешь? Вот я тебя сейчас за ухо! Куда только родители смотрят!

– По моему хотению, по собственному велению, замолчи, дедушка, и исчезни! – прошептал Олег, улепетывая со всех ног за угол дома.

Но дедушка не исчез и не замолчал. Исчезнуть – то есть, спрятаться – пришлось Олегу. Артем Игнатьевич поискал его, поискал, а вечером пришел к родителям мальчика. Так что, когда Олег явился, наконец, домой, папа и мама уже знали о случившемся. Пришлось Олегу рассказать, как все получилось: и про сломанный компас, и про вырванную из дневника страницу с плохой отметкой, и про съеденную без разрешения шоколадку и, конечно, про разбитое окно.

– Значит, по своему хотению, по собственному велению хотел жить? – сказал папа. – Вот ты и заблудился. Понимаешь, в душе человека есть такое тоненькое острие, на которое нанизывается вся его жизнь. Это совесть. Недаром говорят: совесть кольнула. Ты сломал компас и стал сам себе устанавливать, где север и юг. Захотел жить по собственному желанию – и перестал видеть, как надо правильно поступать. Так же, как на земле есть восток и запад, так в жизни человека есть добро и зло. Важно жить так, как указывает совесть, а не так, как тебе хочется. Тогда в твоей жизни будет хорошо. Ясно?!

– Ясно! – кивнул головой Олег. – Простите меня. Я все понял.