Михаил Макаров



Однажды, будучи трёхлетним мальчиком, я чрезмерно разбаловался. Няня (Пелагея) пыталась меня как-то унять, но безрезультатно.

Я продолжал озорничать. Тогда она сказала:

– Смотри, попадёшь ты в ад!

Это заставило меня насторожиться: слово «ад» для меня было ново, я соединил его по созвучию со знакомым словом и, прекратив баловство, спросил няню:

– А в вате разве плохо?

– Не в вате, а в аду. Там мучаются в огне грешники.

– А кто это – грешники?

– Это те, которые не слушаются старших и делают плохое другим.

– А когда они попадут в ад?

– Когда будет Страшный Суд. Бог будет тогда судить всех людей. Кто делал хорошие дела – пойдёт в рай. Там будет всегда светло, как днём, и люди там будут постоянно радоваться. А вот кто обижал других людей — те все пойдут в ад, в вечный огонь.

– Няня, я хочу попасть в рай.

– Попадёшь, если пойдёшь по правильной дороге.

– А где эта дорога?

– Перед тобой будут две дороги. Одна дорога – красивый мягкий ковер, на ковре много цветочков и конфет. Другая дорога вся утыкана остриями ржавых гвоздей. Тебя подведут к красивой дороге и скажут: «Иди. Эта дорога хорошая. Собирай и нюхай цветочки, ешь конфеты». Ты их не слушай. Иди по гвоздяной второй дороге. Будет страшно – не бойся, молись Богу. Эта дорога ведёт в рай. А мягкая, конфетная дорога идёт прямо в ад.

* * *

Прошли десятки лет, но яркий, имеющий глубокий смысл рассказ няни не изгладился из моей памяти. Он вспоминается каждый раз, когда читают в Евангелии слова Господа:

«Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки. Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Евангелие от Матфея 7, 12–14).

Как же я далёк от правильной дороги! Всё хочется «ковриков» и «конфеток» да цветочков для себя.

Господи, спаси меня!

Из книги «Из жизни Православной Москвы.Воспоминания православного христианина»