Н.Смоленский



Весною 1439 года татарская орда из царства Казанского нахлынула на Русскую землю.

Татары вторглись в пределы Нижегородские, опустошили окрестности Нижнего Новгорода, разорили и обитель Желтоводскую.

Часть иноков ее была избита, другие вместе с преподобным Макарием и случившимися богомольцами были уведены в плен.

Под строгим надзором, в изодранной одежде, закованные в цепи шли под палящими лучами солнца узники.

Ни слова ропота, ни стона страданья не срывалось с их уст. Преподобный Макарий подкреплял слабые силы пленников словами Священного Писания, примером Христа и мучеников, утешал скорбевших, сам подавал пример бодрости духа, веры и надежды на Бога.

Удивлялись татары терпению и безропотности пленников, но особенно дивились они смирению, кротости и мудрости Макария.

Пленников привели в ханскую ставку, сам хан явился посмотреть на них.

Стража обратила внимание хана на Макария и не находила достаточно слов, чтобы изобразить, как терпеливо сносил он тяжести мучительного пути, как учил других терпению, наставлял смиренно нести ниспосланное испытание, покориться врагам...

Изумился и разгневался хан.

— Если действительно таков человек, приведенный вами, зачем же вы взяли его? Разве ныне знаете, что Бог гневается за оскорбление таких людей?

Так вскричал хан и, опустившись на одно колено, просил инока простить неразумных, а затем приказал отпустить узника и тех пленников, какие с ним были, и все имущество возвратить им.

С дозволения хана преподобный Макарий предал погребению убитых татарами и в сопровождении освобожденных пленников двинулся в путь в пределы Костромской земли, где думал найти убежище от татар.

— Не скорбите, чада, о нашедшей беде. За грехи наши послал Господь нам наказание. На путь спасения хочет Он, Всеблагий, обратить нас, спасти нас чрез страдания.

Народ внимал словам инока.

Путь был трудный и опасный. Опасно было снова попасть в руки врагов или подвергнуться нападению диких зверей.
Был недостаток и в пище.

За три дня до праздника святых апостолов Петра и Павла путники совсем обессилели от голода — уже более суток они не вкушали пищи.

Вдруг дикий лось выбежал из лесной чащи, увидал людей, испугался, споткнулся и упал.

Путники набросились на него и успели схватить. Они подошли к преподобному и просили разрешения, несмотря на пост, убить лося на пищу.

Преподобный запретил нарушить пост и обещал, что Господь поможет им и вознаградит за послушание церковным уставам.

Он приказал отпустить зверя, отрезав ему лишь часть шерсти на ухе. Через несколько часов навстречу путникам попался крестьянин.

Он вез в город хлеб и часть его уделил голодавшим.

Настал праздник святых апостолов Петра и Павла. Путники снова страдали от недостатка пищи.

Преподобный, уединившись в лес, молился Господу о помощи.

Вдруг радостные крики прервали его молитву: то путники поймали три дня тому назад отпущенного зверя, узнав его по недостающей на ухе шерсти.

Макарий разрешил употребить лося в пищу, так как дни поста уже окончились, и обратил внимание всех на то, как Бог промышляет о людях!

Освобожденных пленников привел Макарий в город Унжу, а сам поселился в пустынном месте, на берегу озера, в пятнадцати верстах от города.

Шестьдесят пять лет прожил здесь преподобный Макарий и скончался почти столетним старцем.

Восемнадцать лет прошло после кончины преподобного, и грозная татарская орда окружила Унжу, зажгла окраины и готовилась приступом взять город.

Войска, чтобы отразить врагов, в Унже не было.

Воеводы вместе с гражданами с усердной мольбой прибегли к небесному покровителю города, преподобному Макарию.

Вдруг зашумел ливень, пламя пожара погасло, а осаждающие бросились бежать, избивая друг друга.

— Нам виделся старец на коне,— рассказывали после взятия в плен татары,— он был в монашеской одежде, вторгся в наши полки, метал в нас стрелы.

Пока главные силы татар осаждали Унжу, небольшой татарский отряд направился к монастырю преподобного Макария.

Татары ворвались в монастырь, проникли в церковь, начали срывать серебряные листы с гробницы преподобного. Но вдруг все были поражены слепотой — в трепете они пустились в бегство и многие при этом утонули в реке Унже.

Прошло еще десять лет.

Четырнадцать тысяч татар напали на город Солигалич. Жителям не от кого было ждать помощи.

По совету священника с горячей мольбой притекли они к образу преподобного Макария, всю ночь молился народ в храме.

На рассвете несколько граждан видели, как из городских ворот выехал инок, похожий на преподобного Макария, как он изображен на иконе. Чудный старец подъехал к вражьему стану и грозно приказал врагам удалиться.

Смятенье возникло среди татар; они бросали оружие и устремлялись в бегство.

Когда рассвело, во вражьем стане не было уже ни одного человека.

Так один святой спас беззащитный край от тысяч врагов.