Протоиерей Александр Зелененко

О спасительном значении прихода в мир Богомладенца – Иисуса Христа

«Христос рождается прежде падший воскресити образ».

По учению Православной Церкви, Иисус Христос есть Бог и Человек одновременно, единосущный Отцу по Божеству и нам по человечеству. В Его лице Божественная и человеческая природы сосуществуют в неслитном, неизменном, нераздельном и неразлучном единстве. Так что соединением их нисколько не нарушается различие двух естеств, а сохраняется свойство каждого естества и соединяется в одно Лицо и одну Ипостась, - одного и того же Сына и Единородного Бога Слова, Господа Иисуса Христа». В результате ипостасного соединения произошло взаимопроникновение природ и обмен свойств, следствием чего стало возможным обожение человеческой природы, её обогащение Божественными свойствами без потери своих. Произошло взаимное проникновение природ друг в друга.

Следствием такого взаимоотношения природ является «общение свойств» той и другой природы; Общение свойств состоит в том, что свойственное Богу приписывается человеку и свойственное человеку приписывается Богу. Дальнейшее следствие взаимного проникновения природ есть «обожение» человеческой природы.

«Плоть Богочеловека обогатилась божественными действиями, никоим образом не потерпев лишения своих природных свойств, ибо она совершала божественные дела не своим собственным действием, но из-за того, что соединенное с нею Слово через нее обнаруживало Свою силу. Ведь раскаленное железо жжет, владея силою жжения не вследствие природного условия, но приобретя его от своего соединения с огнем» (прп. Иоанн Дамаскин).

Спасение человечества во Христе

Грех в православном понимании — это не только нравственное преступление, а прежде всего повреждение и болезнь человеческой природы. Поэтому спасение здесь мыслится как освобождение от болезни, исцеление и преображение человека. Православное богословие не считает возможным свести Спасение к некоему мгновенному и магическому акту. Вся земная жизнь Спасителя, от момента Воплощения до Вознесения, имеет спасительное значение для нас.

В.Н. Лосский пишет: «Сын воплощается для того, чтобы восстановить возможность соединения человека с Богом после той богоотчужденности, к которой привел людей первородный грех. Только Бог имеет бессмертие и нетление по Своей сущности, в отличие от всех Своих творений, которые произошли по повелению Его из ничего, и потому их природе свойственна тленность, а значит и смертность, которые могут проявиться в удаленном от Бога состоянии. Однако тварные сущности могут быть причастниками Божественных энергий, а значит и некоторых Божественных свойств, в том числе нетления и бессмертия, что и имело место в жизни первозданных Адама и Евы. Возможность смерти имела своим основанием тварное происхождение естества человека, а возможность бессмертия была обусловлена его благодатной "близостью" к Богу. Первое препятствие к этому соединению - разлучение двух природ, человеческой и Божественной — устранено самим фактом Боговоплощения».

Прп. Максим Исповедник пишет: «Он был не просто человек, а Бог вочеловечившийся, для того, чтобы чрез Себя и в Себе обновить естество человека». Таким образом, Бог и освобождает человечество от власти первородного греха и воссоединяет его с Собой.

Верить, значит быть верным

Человеку — существу хотя и прекраснейшему, но несамобытному и ограниченному — для богоугодного существования необходима была непрестанная помощь от Бога, ибо только Он дает миру "жизнь, дыхание и все", поэтому "мы Им живем и движемся и существуем" (Деян. 17: 25, 28). Всякое творение Божие, каким бы совершенным оно ни было, не способно к автономному, внебожественному существованию, ибо это противоречит самой природе тварного мира, созданного Богом и укорененного в Нем.

Хотя Новозаветный человек в таинстве Крещения избавляется от сущности первородного греха, т. е. изымается из власти сатаны и становится чадом Божьим по благодати, однако некоторые следствия грехопадения (смертность, тленность, страдания, ограниченности природы) сохраняются в нем как пространство для духовного подвига. Имея веру и благодать Божию, крещеный человек должен доказать свою верность Христу тем, что преобразит свою жизнь и искаженную грехом природу в храм Божества. За этот подвиг он и удостаивается блаженной жизни с Богом.

О дивном сочетании двух природ во Христе

Все Евангелие свидетельствует о том, что Христос был одновременно Богом и человеком. Каждое Его действие, каждое событие из Его жизни может быть подтверждением этого.

Вот как об этом повествует свт. Григорий (Богослов):

Он был смертен, но Бог.
Он — из рода Давида, но Создатель Адама.
Он носитель плоти, но вне тела.
(Сын) Матери, но девственной;
описуем, но неизмерим.
Ясли вместили Его,
но звезда вела к Нему волхвов;
Они пришли с дарами и преклонили колени.
Как смертный был Он в борении,
но как Неодолимый победил
В троекратной борьбе искусителя.
Вкушал пишу,
Но напитал тысячи и воду превратил в вино.
Крестился, но очистил грехи,
и громовым голосом
Дух провозгласил Его Сыном Безначального.
Как смертный Он вкушал сон
и как Бог усмирял море.
Утомлялся в пути,
но у смертных укреплял силы и колени.
Он молился,
но кто же внял мольбам погибающих?
Он Жертва, но и Архиерей;
Жрец, но и Бог.
Кровь принес Он Богу,
но очистил весь мир.
Вознесен на крест,
но ко кресту пригвоздил грех...
Если одно свидетельствовало о нищете смертного,
То другое — о богатстве Бесплотного.

И другое, более позднее повествование о двух природах во Христе находим в книге - Слово «О законе и благодати», Иллариона, митрополита Киевского, (написанной в первой половине 11 века).

Прежде всех век от Отца рожден, единосущен и сопрестолен Отцу, как свет солнцу; сошел на землю, посетил народ Свой, не покинув Отца и воплотился от Девы пречистой, безмужней и непорочной; вошел, как Сам (лишь) ведает, плоть воспринял и так же вышел, как и вошел.

Один из Троицы в двух естествах – Божество и человек, Он не приведение, (но) явивший на земле Божеское и человеческое.

Он как человек утробу материну тяготил и как Бог родился, девства не повредив.

Как человек материнское млеко принял – и как Бог повелел ангелам с пастухами петь: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение»!

Как человек повит был пеленами – и как Бог волхвов звездою вел.

Как человек возлежал в яслях – и как Бог от волхвов дары и поклонение принял.

Как человек бежал в Египет – и как Богу рукотворения египетские (языческие боги) поклонились (Ему).

Как человек пришел креститься на Иордан – и как Бога устрашившись (Его), Иордан (течением своим) обратился вспять.

Как человек, обнажившись, вошел в воду – и как Бог от Отца свидетельство принял: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Нем Мое благоволение».

Как человек постился сорок дней, взалкав – и как Бог победил искусителя.

Как человек пришел на брак в Кану Галилейскую – и как Бог воду в вино претворил.

Как человек в корабле спал – и как Бог запретил ветрам и морю, и (те) послушались Его.

Как человек на гору взошел, - и как Бог преобразился во славе, приняв от древних пророков поклонение.

Как человек об умершем Лазаре прослезился, – и как Бог воскресил его из мертвых.

Как человек на осла воссел – и как Богу возглашали (Ему): «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядый во Имя Господне»! Осанна в вышних!

Как человек распят был – и как Бог Своею властью сораспятого с Ним впустил в рай.

Как человек, уксуса вкусив, испустил дух – и как Бог солнце помрачил и землю потряс.

Как человек во гроб положен был – и как Бог ад разрушил и души освободил.

Как человека запечатали (Его) во гробе – и как Бог восстал из мертвых, печати гроба целыми сохранив.

Как человека тщились иудеи утаить (Его) Воскресение, подкупая стражей, – но как Бог узнан был всеми концами земли.

Поистине, Кто Бог велий, нежели Бог наш, Бог творящий чудеса!

Сын Божий для того принял природу рода человеческого, чтобы возвратить её Своему Отцу, дабы отец смерти - диавол (Прем. 2: 24), через нее одержав победу над человеком, ею же и был побежден, как мы поем об этом в пасхальном тропаре – «смертью смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».

Чем же нам отблагодарить нашего Господа за Его великую милость и любовь? – Служением нашим ближним. Сотвори твоему брату то, что ты хотел бы сделать из благодарности для Бога. Не столько небо созерцай, а ищи, где находится брат твой в несчастии, бедности, болезни, грехе и заблуждении, и стремись помочь ему, чем только можешь. Кто бедному и грешному человеку добро окажет, тот прославит и Вечного Бога, и в сердцах своих, и на небесах.