Первый Храм. Построен царем Соломоном в 10 в. до РХ.
Разрушен Вавилонскими завоевателями в 6 в. до РХ.
Согласно Библии, временным храмом после Исхода евреев из Египта и до строительства Храма в Иерусалиме служила переносная Скиния. Иерусалимский Храм, или, как его еще называли, Храм Соломона, был устроен по образцу Скинии. Он был четырехугольной формы, длинные его стороны простирались с востока на запад, а вход был обращен на восток. Иерусалимский храм представлял собой здание и этим отличался от жертвенника и открытого святилища. В Храме находились предметы, символизирующие присутствие Бога (Ковчег Завета со Скрижалями Завета и херувимы), а также утварь для священнослужения. Наиболее важными предметами храмовой утвари являются:
* Большой жертвенник всесожжения, на котором приносились в жертву животные, посвящённые Богу, а также совершались хлебные приношения и возлияния вина.
* Золотой жертвенник воскурения, на котором воскурялся фимиам.
* Золотая Менора, которая своим светом освещала Храм.
* Золотой Стол хлебов предложения, на котором помещались священные «хлебы предложения».
Первый Храм был создан непосредственно велением Божиим. «Я освятил сей храм... чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни»,— сказал Господь (3 Цар. 9, 3). Иерусалимский храм являлся центром религиозной жизни еврейского народа между X веком до н. э. и I веком н. э. Храм располагался на Храмовой горе в Иерусалиме и служил единственным разрешённым местом жертвоприношений Единому Богу. Храм также являлся объектом паломничества всех евреев три раза в год: на Песах (Пасху), Шавуот (Пятидесятницу) и Суккот (Праздник Кущей).
Второй храм. Построен в 6 в. до РХ.
Разрушен войсками Римский Империи в 70г.
Второй храм Иерусалимский не был столь внушителен и великолепен, как Первый. Нельзя не сказать и о том, что во Втором Храме уже не было Ковчега Завета, по легенде, он был увезен в Вавилон после разрушения Храма, а на его месте находилась лишь мраморная плита.
70-й стал годом падения Иерусалима и годом гибели Второго Храма Иерусалимского. Разрушение Иерусалима и сожжение Храма положило начало рассеянию евреев по всему миру.
Западная стена, оставшаяся от Второго Иерусалимского храма, получила название Стена Плача, так как слезы всех евреев, оплакивающих свой Храм, проливаются здесь. Существует предание о том, что Западную стену строили бедняки, которые вложили в нее весь свой труд и всю свою душу. И что при разрушении Храма с небес спустились ангелы и распростерли над этой стеной свои крылья, произнеся: «Эта стена, труд бедняков, никогда не будет разрушена».
Почему погиб первый Иерусалимский храм вместе с великой своей святыней — Ковчегом Ветхого Завета? Почему великая святыня второго Иерусалимского храма, освященная пребыванием в нем Ковчега Нового Завета — Пресвятой Богоотроковицы — и явлением в нем Спасителя и Бога — Христа, оставила нам в воспоминание о себе лишь Стену плача?
Стена плача
Почему «Новый Израиль» — Великая Россия,— в течение девяти столетий созидавшая в себе Дом Божий, должна была, подобно ветхозаветному Израилю, пережить семидесятилетнее пленение у своих и мерзость запустения на святом месте — многие и многие раз рушенные храмы Божии и монастыри?
Вот что сказал Господь Саваоф в то время, когда первый ветхозаветный храм еще только освящался: «Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня и не будете соблюдать заповедей Моих и уставов Моих, которые Я дал вам, и пойдете и станете служить иным богам и поклоняться им, то Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего... И о храме сем высоком всякий, проходящий мимо его, ужаснется и скажет: «за что Господь поступил так с сею землею и с сим храмом?» И скажут: «за то, что они оставили Господа Бога своего... и приняли других богов, и поклонились им, и служили им, — за это навел на них Господь все сие бедствие» (3 Цар. 9, 6–9). Не услышали эти слова те, к кому они были обращены.
Отступление от Бога — вот причина всех бед и во все времена.
Иудейские цари и народ отступили от Бога, поклонились чужим богам… И разорен Иерусалим, и пал храм Соломонов, и погиб Ковчег Завета. И семидесятилетнее Вавилонское пленение стало уделом согрешившего Израиля.
Второй Иерусалимский храм, построенный после возвращения из Вавилонского пленения, был меньше и не так великолепен, но славу ему пророки Аггей и Захария предсказали более первого, ибо Ковчег Нового Завета взрастет в нем. И судьбу этого храма, и прекращение ветхозаветной жертвы пророк Даниил предсказал задолго до свершения сего. И последнее пророчество о втором Иерусалимском храме прозвучало из уст Самого Спасителя. Восплакал Господь Иисус Христос в день Своего входа в Иерусалим и, зря близкую Голгофу, предрек погибель храму: «...и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк. 19, 44)…
В одно и то же время Иерусалимский храм воспитал Божию Матерь и последователей Христа, но в нем же жили своей далекой от Бога жизнью и те, кто убил Предтечу Христова Иоанна, кто распял Христа Спасителя.
Человек становится или соработником у Бога, или разорителем того, что Господь созидает… Можно быть в храме, но без Бога. И Бог наказывает людей за непочитание Себя, за отвержение храма. Десятилетиями длятся спасительные Божии наказания людям, призванные вернуть сердце человеческое Богу…
Будем же особенно внимательны, созидая и восстанавливая теперь в большом количестве рукотворные храмы, не забудем главного новозаветного храма Божия — своего сердца, призванного служить Богу в Духе и истине…
Мы стоим на пороге Храма, и надо войти в него, оживив в себе знание закона Божия… И не забудем, что не одни правители вершат судьбы стран и народов, но ответственность за жизнь мира пред Богом лежит на всех, на каждом живущем, как бы мал он ни был.
Текст составлен по материалам интернета. Использованы фрагменты проповеди архимандрита Иоанна (Крестьянкина). (Из Слова на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Проповеди архимандрита Иоанна (Крестьянкина), Псково-Печерский монастырь, 2004 г.)Читайте также:
Скиния Завета
Устройство православного храма
Иконостас
В православном храме