Празднование 28 июня / 11 июля, 12 июля / 25 июля

События, положившие начало прославлению иконы Божией Матери «Троеручицы», относятся к VIII веку, ко временам иконоборчества. Воины императора еретика Льва Исавра жгли найденные православные иконы, а иконопочитателей предавали мукам и смерти.

Лишь за пределами византийских земель, в мусульманском Дамаске, православные не были стеснены в почитании икон - первым министром у местного халифа был ревностный христианин, богослов и гимнограф Иоанн Дамаскин (память его Церковь отмечает 4 декабря). Иоанн переправлял в Византию многочисленные письма , в которых на основании Священного Писания и святоотеческих преданий доказывал правильность иконопочитания. Вдохновенные письма Иоанна Дамаскина тайно переписывались, передавались из рук в руки, способствую уверению в истине православных.

Взбешенный император, чтобы лишить Церковь непобедимого защитника Православия, решил извести Иоанна Дамаскина.
Он приказал искусным писцам тщательно изучить почерк Иоанна и написать как бы его рукою поддельное письмо к императору с предложением измены. В письме сообщалось, что город Дамаск охраняется сарацинами небрежно и византийское войско может без труда им овладеть, в чем обещалась и всяческая помощь со стороны первого министра.

Такое поддельное письмо император и послал халифу, лицемерно пояснив, что, несмотря на предложения Иоанна,
желает мира и дружбы с халифом, а министра-изменника советует казнить.

Халиф впал в ярость и, забыв о многолетней преданной службе своего министра,
повелел отсечь ему кисть правой руки, которой тот будто бы писал изменнические строки.
Отсеченная кисть была повешена у всех на виду на базарной площади.

Иоанн жестоко страдал от боли, еще же сильнее – от незаслуженной обиды.
Вечером в тот же день блаженный, узнав, что утих гнев халифа, послал к нему своих друзей со следующими словами:
"Умножается болезнь моя и несказанно меня мучит, и я не могу иметь отраду, доколе рука моя,
повешанная на позор, не будет мне отдана”.
Халиф, памятуя прежнее усердие своего министра, ответил согласием и отдал руку,
и Иоанн затворился в келье для молитвы.
После молитвы Иоанн заснул и в сонном видении увидел Богоматерь, которая сообщила, что рука его здорова.

Затворившись в доме, Иоанн Дамаскин приложил отсеченную кисть к ране и углубился в молитву.
Святой просил Матерь Божию исцелить десницу, писавшую в защиту Православия,
и дал обет употребить руку эту на создание творений во славу Владычицы.

В этот миг он уснул. В сонном видении предстала ему Богоматерь и сказала: «Ты исцелен, трудись же прилежно этой рукой».
Пробудившись, Иоанн Дамаскин выразил свою благодарность к чудной Исцелительнице в дивном песнопении:

«О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь,
Ангельский собор и человеческий род,
Освященный Храме и Раю Словесный,
Девственная похвало. из Неяже Бог воплотися
И Младенец бысть, прежде век Сый Бог наш.
Ложесна бо Твоя Престол сотвори.
И чрево Твое пространнее небес содела.
О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, слава Тебе».

Весть о чуде быстро разнеслась по всему городу.
Пристыженный халиф просил у Иоанна Дамаскина прощения и призывал его вернуться к делам государственного управления, но отныне Иоанн отдавал все свои силы на служение одному Богу. Он удалился в обитель во имя святого Саввы Освященного, где принял иноческий постриг.

Сюда же преподобный принес икону Божией Матери, ниспославшую ему исцеление.
В благодарность за чудесное исцеление он сделал из серебра изображение кисти руки и приложил ее к иконе своей Заступницы. Отчего эта икона и получила в дальнейшем название Троеручицы.

С тех пор такая десница рисуется на всех списках с чудотворного образа, получившего название «Троеручица».

Образ пребывал в обители во имя святого Саввы до XIII века, когда был поднесен другому святому Савве, архиепископу Сербскому. При нашествии же на Сербию агарян православные, желая сохранить икону, возложили ее на ослика и пустили его без провожатого. С драго­ценной поклажей он сам дошел до Святой Горы Афон и остановился у ворот Хилендарского монастыря. Местные иноки приняли икону как великий дар, а на место ос­тановки ослика стали ежегодно совершать крестный ход.

Однажды в Хилендарском монастыре почил старый игумен. Выборы нового вызывали среди братии распри и разделение.
И тогда Матерь Божия, явившись одному затворнику, объявила, что отныне Сама будет игумений обители. В знак этого дотоле стоявшая в алтаре монастырского собора «Троеручица» чудесным образом перенеслась по воздуху к середине храма, на игуменское место.
С тех пор и по сей день Хилендарем управляет священноинок-наместник, стоящий во время служб у игуменского места, где хранится образ «Троеручица» – Игуменьи сей обители.
От Нее принимают иноки благословение, прикладываясь к иконе, как бы от игумена.

Во времена греко-турецких войн Афон оставался вне власти иноверцев:
турки признавались, что нередко видели таинственную Жену,
охранявшую стены Хилендарской обители и недосягаемую для человеческих рук.

«Троеручица» издавна почиталась и в России, где пребывает немало списков с первоявленного образа,
также прославившихся чудотворениями.
В 1661 году 28 июня список с этой иконы был перенесен с Афона в Москву.
С него в 1716 году был снят другой список, с тех пор пребывающий в московском храме Успения в Гончарах (Болгарское подворье). С заступничеством этой святыни связывают то, что храм сей никогда, даже во времена наилютейших гонений на веру, не закрывался и сохранил все свои колокола.
Чудотворные списки с самого первоявленного афонского образа либо же с других списков «Троеручицы» находились также и в иных местах.

Иконографически образ Божией Матери «Троеручица», принадлежит к типу «Путеводительница» («Одигитрия»).

Из книги "О тебе радуется. Чудотворные иконы Божией Матери" (Сост. Н. Дмитриева — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007)

Молитвы перед иконой Божией Матери «Троеручица»

Молитва первая


Пресвятая и Преблагословенная Дево Богородице Марие!

Припадаем и поклоняемся Ти пред святою иконою Твоею,
воспоминая преславное чудо Твое исцелением
усеченныя десницы преподобнаго Иоанна Дамаскина от иконы сея явленное,
егоже знамение доныне видимо есть на ней во образе третия руки, к изображению Твоему приложенныя.

Молимся Ти и просим Тя, Всеблагую и Всещедрую рода нашего Заступницу:

услыши нас, молящих Ти ся, и, якоже блаженнаго Иоанна,
в скорби и болезни к Тебе возопившаго, услышала еси,
так и нас не призри, скорбящих и болезнующих ранами страстей многоразличных
и к Тебе от души сокрушенныя и смиренныя усердно прибегающих.

Ты зриши, Госпоже Всемилостивая,
немощи наша, озлобление наше,
нужду, потребу нашу в Твоей помощи и заступлении,
яко отвсюду врагами окружени есмы и несть помогающаго, ниже заступающаго,
аще не Ты умилосердишися о нас, Владычице.

Ей, молим Ти ся,
вонми гласу болезненному нашему и помози нам
святоотеческую православную веру до конца дней наших непорочно сохранити,
во всех заповедех Господних неуклонно ходити,
покаяние истинное о гресех наших всегда Богу приносити
и сподобитися мирныя христианския кончины и добраго ответа на Страшнем Суде Сына Твоего и Бога нашего,
Егоже умоли за нас Матернею молитвою Твоею,
да не осудит нас по беззаконием нашим, но да помилует нас по велицей и неизреченной милости Своей.

О Всеблагая!

Услыши нас и не лиши нас помощи Твоея державныя,
да, Тобою спасение получивше,
воспоем и прославим Тя на земли живых и рождшагося от Тебе Искупителя нашего Господа Иисуса Христа,
Емуже подобает слава и держава, честь и поклонение,
купно со Отцем и Святым Духом всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая


О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице,
велие чудо святому Иоанну Дамаскину явившая,
яко веру истинную и надежду несумненную показавшему!

Услыши нас, грешных раб Твоих (имена),
пред чудотворною Твоею иконою усердно молящихся и просящих Твоея помощи:

не отрини моления сего многих ради прегрешений наших,
но, яко Мати милосердия и щедрот,
избави нас от болезней, скорбей и печалей,
прости содеянныя нами грехи,
исполни радости и веселия всех чтущих святую икону Твою,
да радостно воспоем и любовию прославим имя Твое,
яко Ты еси от всех родов избранная, благословенная во веки веков.

Аминь.

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой "Троеручица”, глас 4


Днесь всемирная радость возсия нам велия,
даровася святей горе Афонстей цельбоносная Твоя, Владычице Богородице, икона,
со изображением тричисленно и нераздельно пречистых рук Твоих,
в прославление Святыя Троицы:

созываеши бо верных и молящихся Тебе о сем познати,
яко двема имаши Сына и Господа держати,
третию же яви на прибежище и покров чтущим Тя от всяких напастей и бед избавляти,
да вси, притекающии к Тебе верою,
приемлют от всех зол свобождение,
от врагов защищение.
Сего ради и мы вкупе со Афоном вопием: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Тропарь, глас 4


Днесь светло красуется царствующий град Москва,
имеющи в себе, о Всемилостивейшая, всея твари Честнейшая,
Заступнице наша Дево Богородице,
честный образ Твой,
имже подсблнечныя концы земли удивляеши
и мир мирови даруеши,
во образ бо Святыя Троицы являеши трие руце:

двема убо Сына Своего, Христа Бога нашего, носиши,
третиею от напастей и бед
верно к Тебе прибегающих избавляеши,
и от потопления изымаеши,
и всем полезная даруеши,
и преподобному Михаилу Малебнскую гору показа,
и всех всегда милуеши,
честною ризою Своею покрываеши жительство сие
и вся грады и страны наша, да зовем Ти:
радуйся, Обрадованная.

Тропарь "Троеручица" , глас 4

Яко звезда светозаряющая,
из Сербии на Афон чудесно прииде
всечестная икона Твоя Троеручица,
юже обитель Хиландарская благоговейно восприемши,
яко Божественный дар свыше, прославляет Тя, Владычицу,
и умильно вопиет:

не остави милость Твою от нас, но пребуди с нами во веки.

Величание Иконе Божией Матери "Троеручица"


Величаем Тя,
Пренепорочная Дево,
и чтим чудеса образа святаго Твоего, трех пречистых рук Твоих явление
в славу Божества, в Троице Бога нашего.