Святитель Феофан Затворник

Душе, (душе моя) покайся прежде исхода твоего, суд неумытен грешным есть, и нестерпимый, возопий ко Господу во умилении сердца: согреших Ти в ведении, и не в ведении, Щедрый, молитвами Богородицы ущедри, и спаси мя.
Богородичен по 4-й кафизме

Ей Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения

Исповедание грехов не представляет больших затруднений, когда успеет человек совладеть с собой и положить намерение оставить грех; но он не совладеет с собой, пока не раскается, не раскается, пока не осудит себя, не осудит себя, пока не познает своих грехов.

Итак, исходное дело в покаянии - познание грехов своих. Войди же теперь всякий в себя и займись прежде всего рассмотрением жизни своей и всего, что в ней было неисправного. Конечно, всякий готов говорить и говорит о себе, что он грешен, и не говорит только, а нередко и чувствует себя таковым. Но эта греховность представляется нам в нас в виде смутном и неопределенном. А этого мало.

Приступая к исповеди, надобно определенно разъяснить себе, что именно в нас нечистого и грешного, и в какой мере. Надобно знать свои грехи ясно и раздельно, как бы численно.

Для этого вот что сделай: поставь с одной стороны Закон Божий, а с другой - собственную жизнь и посмотри, в чем они сходны.

Бери или свои дела и подводи их под закон, чтобы видеть, законны ли они; или бери закон и смотри, исполняется ли он как следует в жизни твоей или нет.

Так пройди и закон весь, и всю жизнь свою. А чтобы ничего не опустить в этом важном деле самоисправления, хорошо держаться в нем какого-либо порядка.

А) Вообрази себе яснее все обязанности наши в отношении к Богу, Б) к ближним и В) к самому себе и потом точнее и подробнее посмотри на свою жизнь по всем этим отношениям. Или перебери заповеди Десятословия, одну за другой, со всеми частными предписаниями, в них содержащимися, и смотри, исполнил ли ты все требуемое в них.

Читай также, кто может, Нагорную беседу Спасителя, где Он изъясняет закон древний, восполняя его духом христианским, или читай послания апостольские в тех главах, где излагаются обязательные для христиан правила жизни, например, послание к Римлянам с 12-й главы, или к Ефесянам с 4-й главы, также послание апостола Иакова и два послания Иоанна Богослова.

Всмотрись во всё это, как в зеркало, и увидишь, где в тебе есть какое пятно или безобразие.

Вследствие такого пересмотра жизни, откроется в числе наших дел, слов, чувств, помышлений и желаний множество или прямо противоположных, или полузаконных - таких, в которых не совсем чисты были намерения, хотя внешне они и не преследуются законом; соберется всего многое множество, и, быть может, вся жизнь окажется наполненной делами недобрыми, как непрерывная цепь, или ряд изделий безобразных и отвратительных.

Но в этом только начало самопознания, и останавливаться на этом не должно. Надобно проходить далее в познании своих греховностей или глубже входить в греховное своё сердце. Под делами и словами, под частыми мыслями и чувствами лежат постоянные расположения сердца, служащие для них источниками. В совокупности этих расположений проявляется личность человека и определяется его характер,- потому их-то в особенности и надо распознавать. Труда тут немного - добросовестность наша перед собою не позволит нам скрыть, что владеет сердцем нашим и какие обитают в нем властители.

Такое рассмотрение приведет нас к познанию господствующих в нас страстей или одной, преобладающей над всеми. Известно, что корень всему злу в нас есть самолюбие. Из самолюбия выходит гордость, корыстность и страсть к наслаждениям, а от них уже - и прочие страсти. Они есть все у всякого, кто грешит; но не у всех в одинаковой степени: у одного преобладает гордость, у другого - корыстность, у третьего - страсть к наслаждениям. И гордый не чужд корыстных видов и наслаждений, но легко одолевает их, когда удовлетворение ими может унизить его. И своекорыстный готов потешиться, если это ему ничего не стоит, и так далее.

Так у всякого какая-нибудь страсть господствует, а другая стоит как бы в тени и в подчинении ей.

Эту-то господствующую страсть и надо увидеть и определить, чтобы потом на неё решительнее можно было действовать.

Но в познании себя надобно идти еще далее.

После всего вышеизложенного надобно выяснить ещё общий дух нашей жизни или отличительную черту её, а именно: кому мы служим? Господу, или себе, или греху?

Что имеем в виду? Себя или Господа, Его славу и угождение Ему? За кого всегда стоим? За имя Божие или за своё? Это четко определяет, что мы такое сами в себе и чего поэтому ожидать должно. Это общий вывод из предыдущего, который сам собой скажется в совести, ясно определится в сознании и исповедуется пред лицом Господа Всеведущего. Так, наконец, вообразится вся картина и история нашего греховного поведения в жизни: дела, чувства, расположения и главный дух жизни. Вслед за этим надо поболезновать о себе и оплакать все грехи свои. Признав свою греховность, не будь холодным её зрителем. Не проходи её мысленно с таким же равнодушием, как ходят по чужому, запущенному и заросшему дурной травой полю. Приблизь эти познания к совести и вместе с ней начни возбуждать в сердце спасительные покаянные чувства.

Этим чувствам, естественно, самим собою следовало бы происходить в нас, но не всегда бывает так. Сердце огрубевает от греха. Потому нелегко оно умягчается, когда надобно бывает возводить его к раскаянию.

Вот и ещё труд, и труд более значительный, ибо в деле покаяния - всё от чувства сердца. Приступая к этому, прежде всего понудь себя дойти до самообличения, напрягись возбудить в себе чувство виновности так, чтобы в глубине сердца твоего сказалось: виноват!

Тут будет борьба с самооправданиями или извинениями своих грехов и падений. Чтобы отогнать их, устрани из внимания всё, оставь себя наедине с Богом - Судией и без укрывательства укори себя: знал ты, что не надобно грешить, - и грешил; мог воздержаться и избежать увлечении - и не употребил во благо своего самовластия; совесть претила тебе, а ты с презорством* заглушил этот Божий в тебе глас.

Затем сообрази места, времена и обстоятельства греховных своих дел и из всего этого извлеки сведения, которые заставили бы сердце твое и совесть твою проникнуться чувством виновности и взывать: Виноват! Ничего не имею в оправдание!

Так переходи от греха одного, от одного нечистого расположения к другому и ко всему, как подпись какую, прилагай: Виноват!

Совершая добросовестно это действие обличения, ты сердечно утвердишь за собою все грехи свои; сознаешься, что и в том виноват, и в другом, и в третьем; облечешься как бы в грехи свои и почувствуешь, что они лежат на тебе всей своей тяжестью, сознаешь себя безответным за них и воззовешь: Окаянен азъ!

После того, как произойдет это в сердце твоем, поспеши возбудить или изводить из сердца, предрасположенного уже к тому, болезненные чувства, составляющие содержание истинного раскаяния, именно: печаль, что оскорбил Бога, стыд, что довел себя до такой неисправности, сожаление, что мог воздержаться и не воздержался, досаду на свой грешный произвол, невнимание к внушениям разума и совести. Чувства эти сами собой будут готовы возрождаться из сердца после сознания грехов, но ты и сам помогай им развиваться...

Пусть горит в них душа, как в огне: чем более будет гореть она и чем сильнее будет горение, тем спасительнее. Предел, до которого надо довести это соболезнование о грехах, есть омерзение к ним и отвращение от них. В этом отвращении - опора решимости не грешить и надежда самоисправления.

Кто возымел отвращение к греху, тот стал вне его, извергнул его из себя и имеет теперь полную свободу действовать, не чувствуя его влечения. Вот минута, когда смело можешь приступить к обету не грешить, который произносится в сердце твоем пред лицом Господа.

Пади перед Ним и скажи: Не буду! Никогда не буду грешить, хотя бы умереть пришлось, - только спаси и помилуй! Этот сердечный обет должен увенчать чувства раскаяния и засвидетельствовать их искренность. Он - не в слове, а в чувстве и составляет внутренний завет нашего сердца с Богом, восстанавливает религию сердца.

Просвети, Господи, очи сердца моего, да познаю и исповедую пред духовным пастырем - судией, врачем и наставником моим - все грехи мои! Быть может, исповедь грехов моих, на которую теперь решаюсь,- последняя в жизни моей. Быть может, в последний раз Ты отверзаешь двери покаяния. Да будет же исповедь моя искренним и совершенным сознанием моим во всем том, чем согрешил я пред Тобою: неверием Твоему Божественному Слову, сомнением в Твоих святейших истинах, противлением Святой Церкви Твоей, преступлением Твоих заповедей и всем, в чем упрекает меня моя совесть, озаренная Твоим законом.

Всеблагий и Премилостивый Боже! Извлеки мя из бездны греховной, прости по Своему человеколюбию мои прегрешения, освободи меня от греховных недугов, уврачуй язвы души моей, воскреси её для жизни, сообразной с Твоей волей, расторгни узы, связывающие душевные мои силы, даруй мне свободу сынов Твоих, облеки меня снова в одежду оправдания Твоего, ниспосли радость спасения Твоего, направи стопы мои на путь Твой, заставь меня отстать от путей беззакония, помоги перестать быть грешником, - да с теми блаженными, которые принесли Тебе истинное покаяние, превозношу и я благодать и человеколюбие Твое, Отче, Сыне и Душе Святый, во веки веков! Аминь.



*Презорство - презирание, пренебрегание; непослушание, строптивость.