Многие современные дети ждут на Новый год подарков от Деда Мороза. Часто Дед Мороз приходит даже в Воскресные школы, поздравить детей с Рождеством. Иногда православные не знают, как относиться к этому персонажу. Кто такой Дед Мороз? Имеет ли он какое-то отношение к святителю Николаю? Попробуем разобраться.

Санта-Клаус

Западный аналог Деда Мороза - Санта-Клаус связан с Николаем Чудотворцем. Святой Николай с детства отличался исключительной добротой. Всю свою жизнь он помогал всякому, кто попадал в трудное положение: своими молитвами, заступничеством, деньгами. И по сей день этот любимейший многими святой помогает всем, кто обращается к нему за помощью в любом несчастье. Даже мощи его непрестанно источают целебное миро. О Николае Чудотворце читайте здесь.

Как же святитель Николай превратился в Санкт-Клауса, доброго рождественского деда, приносящего детям подарки? Может быть, сыграла роль дата поминовения этого святого – 19 декабря – перед самым Рождеством.

В житие Николая Чудотворца говорится о его помощи обедневшему отцу трех дочерей. Святитель ночью тайно подбросил в сад отчаявшегося и готового отдать дочерей на греховную жизнь горожанина, три мешочка с золотом и тем спас семью от голода и от духовной гибели. С той поры атрибутом Санта Клауса стал мешок с подарками.

В западной Европе история о спасении трех дев приобрела новое звучание: святой Николай бросил золотые монетки в трубу дома, в котором жили бедные сестры. Монетки упали в чулки, сушившиеся у камина. Отсюда пошел обычай в ночь перед днем поминовения Святого Николая ставить к дверям башмаки и вешать чулки у кровати, чтобы утром найти в них дары. Традиция делать детям подарки в день Святого Николая существовала в Европе с XIV века. Постепенно святой Николай в воображении детей превратился из старого епископа в веселого сказочного старика и стал приносить подарки на Рождество. Изображая доброго святого, взрослые наряжались в одеяние епископа, брали посох и ходили из дома в дом, спрашивая, хорошо ли там вели себя дети. Дети оставляли свои ботинки за дверью, чтобы на следующее утро найти в них сласти и игрушки.

Так великий святой постепенно превратился в сказочного героя.

Святой Николай раньше всего стал ассоциироваться с Дедом Морозом в Голландии, где пышно отмечали 9 декабря праздник любимого святого – покровителя мореплавателей. В этот день святой Николай приплывал в Амстердам из теплых стран в праздничном облачении и раздавал подарки. Позднее Санта-Клаус стал приезжать не только 9 декабря, но и на Рождество.

Первым переложил народное поверье о рождественском деде на стихи и создал словесный портрет Санта-Клауса Клемент Кларк Мур. Прототипом Санты послужил слуга Мура – упитанный, жизнерадостный голландец. Поэма "Приход св. Николая" вышла в свет в декабре 1822 года. Ее появление и считается днем рождения милого добряка Санта-Клауса. У Мура Санта-Клаус - это веселый эльф с круглым брюшком. В поэме Клемента Мура есть и волшебная рождественская ночь, и башмаки или чулки у очага, и громадный мешок с игрушками. К.К.Мур придумал и способ попадания Санта Клауса в дом - через дымоход.

В 1869 году вышли стихи Жоржа Вебстера, где в качестве жилища Санты назывался Северный Полюс. Через некоторое время издатель Луис Пранг распространил в Америке английскую традицию посылать друзьям и родственникам на Рождество поздравительные открытки. А в 1885 году он выпустил поздравительную открытку, на которой был изображен Санта Клаус в красном костюме. С тех пор американского Деда Мороза все чаще стали рисовать именно в красной мантии, а не в мехах или в мантии какого-либо другого цвета.

В Северную Америку английские, немецкие и голландские поселенцы привезли свои собственные вариации Рождественского Отца и наибольшей популярностью стала пользоваться фигура голландского "Sinterklaas". Имя окончательно англицизировалось и появился Санта Клаус - сказочный персонаж Рождества, подсовывающий игрушки и сладости в носки повешенные у очага или камина.

Многие связывают красно-белый тулуп Санты с рекламой Coca Cola. На самом деле Санта Клаус еще с конца 19 века "одевался" в красную шубку, отороченную белым мехом (до этого шуба у него была синяя, расшитая серебряными звездами), а "Кока-Кола" всего лишь проводила (и проводит) рекламную компанию с Санта Клаусом в главной роли - начиная с 1930-х гг.

"Деды Морозы" разных стран

Добрый Рождественский Дед есть в каждой стране. Его прообразами стали разные персонажи. В немецких сказках это Ниманд (Никто). Немецкие и голландские дети сваливали на него вину, когда шалили или что-нибудь ломали.

Рядом с французским Дедом Морозом – Пэром-Ноэлем – всегда находится бдительный Пэр-Фуэттар (буквально «Дед с розгами»), который никого не бьет, но следит за хорошими и плохими поступками детей и влияет на то, какие подарки принесет Пэр-Ноэль.

Англо-Саксонского Деда Мороза зовут Рождественский Отец (Father Cristmas). Этот персонаж сочетает в себе черты святого Николая и древних божеств Тора и Сатурна. Father Cristmas носит мантию, украшенную плющом и падубом. У него есть хлыст, чтобы наказывать детей, которые плохо себя вели, и мешок с игрушками для тех, кто вел себя хорошо. В Великобритании дети заказывают подарки Отцу Рождества. Ему надо написать письмо с перечислением желаемого и бросить в камин. Дым из трубы доставит список желаний прямо по назначению.

Маленькие итальянцы ждут подарков от Деда Мороза-женщины, которую зовут ЛаБефана.

В Швеции Деда Мороза зовут Йолотомтен. В Дании Деда Мороза зовут Юлеманден, а в Норвегии – Юлебукк. В этих северных странах это имя означает примерно «праздничный козел», что символизирует того осла, на котором Христос когда-то въехал в Иерусалим.

В Карелии живет Паккайне. В отличие от большинства новогодних персонажей это очень молодой человек. Его главная черта – озорной характер. О существовании Паккайне специалистам стало известно совсем недавно, так что этот персонаж молод и в прямом, и в переносном смысле.

На Кипре Деда Мороза зовут Василием, дети приглашают его так: "Святой Василий, приходи, счастье подари, исполни все мои желания".

Китайцы называют его Шэн Дань Лаожэнь, японцы – Санта Одзи-сан, колумбийцы – Папа Паскуаль, монголы – Увлин Увгун (его сопровождает Зазан Охин – Снегурочка и Шин Жил – мальчик Новый год), румыны – Мош Джерилэ, норвежцы – Ниссе. Ежишек – самый скромный Дед Мороз – живет в Словакии. Подбрасывая подарки в дома детей, Ежишек внимательно следит, чтобы его никто не увидел. Видимо, по этой причине о внешности этого добряка ничего не известно. Его чешский коллега – Микулаш внешне похож на российского Деда Мороза, только вот подарки он приносит не в мешке, а в заплечном коробе. И сопровождают его не Снегурочка, а ангел в белоснежной одежде и лохматый чертенок. Послушным детям Микулаш дарит сладости, а хулиганам и бездельникам подбрасывает в «рождественский сапог» картофелины или куски угля.

Считается, что самый главный Дед Мороз обитает в Лапландии за Полярным кругом. Уже давно – несколько сотен лет. Саамы почитали его как доброго лесного духа, который помогал заблудившимся в лесу и лечил больных или раненых зверей. Финского Деда Мороза зовут Йоулупукки (Йоулу – Рождество, пукки – козел): много лет назад Дед Мороз носил не шубу, а козлиную шкуру и подарки развозил тоже на козлике. Сейчас он пересел на сани, запряженные восьмеркой оленей. Живет он на горе Корватунтури, на самой границе с Россией. Ее название переводится как "Корва" – сопка, "тунтури" – ухо (по форме гора действительно напоминает заячьи уши). Именно благодаря этой горе-уху Йоулупукки слышит желания всех детей. Вместе с ним живут его жена Муори и гномы. В стародавние времена Йоулупукки ходил под Рождество по домам, угощал послушных детей и наказывал непослушных (для чего носил с собой розги). Мастерская Деда Мороза находится в деревне Паякюля – именно там помощники-гномы готовят детям подарки.

Лапландия официально провозглашена "Землей Деда Мороза" решением ООН с 1984 года. Там расположена и резиденция Санта Клауса, где он живет круглый год вместе с помощниками-гномами. Туда пишут дети из многих стран по адресу: Финляндия, 96930, Полярный круг - или через Интернет: www.santamail.com.

Датчане не согласны с финнами, они считают, что Дед Мороз, по-датски Юлетомте, может жить только в Гренландии среди вечной мерзлоты. Они так же, как финны, организовали ему городок и службу по исполнению желаний.

Российский Дед Мороз

У нас новогоднего деда зовут Дедом Морозом, и к святому Николаю он никакого отношения не имеет.

Русский Дед Мороз – скорей языческий дух, персонаж народных поверий и сказок. У восточных славян представлен сказочный образ Мороза - богатыря, кузнеца, который сковывает воду "железными морозами”. Сами Морозы часто отождествлялись с буйными зимними ветрами. Известно несколько народных сказок, где Северный ветер (или Мороз) помогает заблудившимся путникам, указывая дорогу. Герой русских народных сказок Морозко или Мороз красный нос - хозяин погоды, зимы и мороза. Изначально его называли Дедом Трескуном и представляли маленьким старичком с длинной бородой и суровым как русские морозы нравом. С ноября по март Дед Трескун был полновластным хозяином на земле. Даже солнце его боялось! Он был женат на презлющей особе – Зиме. Деда Трескуна или Деда Мороза отождествляли также с первым месяцем года – серединой зимы – январем. Холоден и студен первый месяц года – царь морозов, корень зимы, ее государь. Он строгий, льдистый, ледяной, пора снеговеев. В народе про январь говорят и так: огневик и студень, снеговик и трескун, лютый и лютовей.

В русских сказках Дед Мороз изображается как взбалмошный, строгий, но справедливый дух зимы. Вспомните, к примеру, сказку "Морозко”. Добрую трудолюбивую девушку Морозко поморозил-поморозил, да потом одарил, а злую да ленивую – заморозил насмерть. Поэтому, во избежание неприятностей некоторые северные народы и сейчас задабривают старика Мороза – в торжественные ночи бросают за порог своих жилищ лепешки, мясо, выливают вино, чтобы дух не злился, не мешал охоте, не губил посевов.

Образ Деда Мороза отражен в древнеславянских сказаниях (Карачун, Позвизд, Зимник), русских народных сказках, фольклоре, русской литературе (пьеса А.Н. Островского "Снегурочка”, поэма Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос”, стихотворение В.Я. Брюсова "Царю Северного полюса”, карело- финский эпос "Калевала”).

Образ Деда Мороза перекликается и с дохристианскими славянскими божествами. Так, Позвизд - славянский бог бурь и непогод. Стоило ему тряхнуть головой - на землю валил крупный град. Вместо плаща влачились за ним ветры, с полы его одежды падал хлопьями снег. Стремительно носился Позвизд по небесам, сопровождаемый свитой бурь и ураганов. В легендах древних славян существовал и другой персонаж - Зимник. Он, как и Мороз, представлялся в виде старика небольшого роста, с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. Где он пройдет - там жди жестокой стужи. Среди славянских божеств выделялся своей свирепостью Карачун - злой дух, сокращающий жизнь. Древние славяне считали его подземным богом, повелевавшим морозами.

Белорусский брат Деда Мороза - Зюзя, или бог Зимы — представляется как дед с длинной бородой, который живет в лесу и ходит босиком.

Со временем Мороз менялся. Суровый, в компании Солнца и Ветра разгуливающий по земле и насмерть морозивший встретившихся на пути мужиков (в белорусской сказке "Мороз, Солнце и Ветер”), он из грозного постепенно превращается в справедливого и доброго деда. Позже у Деда Мороза появилась внучка Снегурка или Снегурочка, героиня многих русских сказок, снежная девочка. А сам Дед Мороз стал приносить детям подарки под Новый год и выполнять сокровенные желания.

В СССР Дед Мороз стал символом праздника Нового Года, заменившего в атеистической идеологии наиболее любимый (особенно детьми) в дореволюционной России праздник Рождества Христова.

Сейчас российский Дед Мороз живет в городе Великий Устюг, который расположен на северо-востоке Вологодской области, в 410 км от Вологды. При желании можно съездить в гости к Деду Морозу, побеседовать и сфотографироваться с ним, отправить открытки знакомым со специальным штемпелем и автографом Деда Мороза...

Адрес Центрального почтового отделения Деда Мороза: 162340, г. Великий Устюг, Деду Морозу. Официальный сайт Российского Деда Мороза: http://www.dom-dm.ru/

Облик Деда Мороза

Российский Дед Мороз имеет густые серебристые волосы и длинную седую бороду. Одет Дед Мороз в длинную шубу, по щиколотку или по голень. Шуба, по данным большинства источников, должна быть красной, расшитой серебром и отороченной лебединым пухом или белым мехом. Шуба подпоясана белым поясом с красным орнаментом.Короткую шубу носит Санта Клаус; длинную, но синюю - Морозко.

Под шубой у Деда Мороза белые льняные рубашка и брюки, украшенные белым геометрическим орнаментом (символ чистоты).

На голове у Деда Мороза - красная шапка, расшитая серебром и жемчугом. Форма шапки - полуовальная, а не колпак, как у Санта Клауса, и не круглая, как у Владимира Мономаха. Никаких помпонов, бубенчиков; оторочка шапки - белым мехом или лебединым пухом, с треугольным вырезом надо лбом. На руках - трехпалые белые перчатки или варежки, расшитые серебром. На ногах - серебряные или красные сапоги с приподнятым носком, каблук небольшой, скошенный, или вовсе отсутствует. В морозный день Дед Мороз надевает белые валенки.

В руках у Деда Мороза - посох, хрустальный или серебряный, с витой ручкой, завершается он изображением месяца или головы быка (символ власти, плодородия и счастья).

Вместе с Дедом Морозом везде появляется Снегурочка. Это одетая в белые одежды девушка, на голове у нее - восьмилучевой венец, шитый жемчугом и серебром. Снегурочка символизирует застывшие воды.

Дед Мороз и ребенок из православной семьи

Обыкновенный ребенок не может обойтись без игр, песен, сказок. Если они проповедуют добро, учат любить окружающих людей, заботиться о сотворенном Богом мире - в них нет ничего опасного для ребенка. Это не противоречит его православию, а скорее готовит душу для более глубокого, всестороннего впитывания веры в будущем. Искусственная изоляция ребенка от всей сокровищницы детской культуры, накопленной человечеством за много веков, приведет к деформации его психики - какие-то сферы души так и не оживут в нем.

Если воспринимать Деда Мороза как сказочного героя, то он вызывает только позитивную реакцию. Ведь в основе его действий - доброта, милосердие и готовность на творение чуда для другого. К этому же он призывает и детей - об этом свидетельствует «Обращение к детям планеты Всероссийского Деда Мороза и Санта Клауса Лапландского», размещенное на сайте проекта «Великий Устюг - Родина Деда Мороза». В этом документе, в частности, говорится: «Берегите мир на планете. Ведь только там, где царят мир и дружба, где один человек стремится понять другого, происходят настоящие чудеса. ...Не забывайте каждый день делать хотя бы одно маленькое чудо. Ведь каждый шаг на пути к мечте - это доброе чудо! Каждое слово, дающее надежду, - это доброе чудо! Каждый миг радости, подаренный людям, - это доброе чудо! Вам предстоит совершить великое множество чудес и сделать мир лучше, добрее и счастливее»

(http://www.udedamoroza.ru/).

Отношение к Деду Морозу Русской Православной Церкви неоднозначно. С одной стороны, его «присутствие» под елкой настолько привычно для глаза русского человека, что даже не вызывает вопроса - и среда священнослужителей в этом не исключение: «Как это нет Деда Мороза, когда елка и Дед Мороз стоят в каждой духовной семинарии? Дед Мороз - это культурная традиция, которая присуща России и другим народам», - сказал в 2002 году в одном из интервью наш Патриарх (тогда митрополит Калининградский и Смоленский Кирилл)

(http://www.interfax-religion.ru/).

Если воспринимать Деда Мороза как светский символ, олицетворяющий нравственные идеалы добра и сочувствия, а также таящейся в каждой душе надежды на чудо, он вызывает сугубо положительные эмоции. И совершенно естественно, что под елкой даже в православной семье будут стоять Дед Мороз со Снегурочкой - стоят же они, по свидетельствам журналистов, даже в Чистом переулке. И Его Святейшество воспринимает Деда Мороза именно так - как символ добра, любви и чуда для детей: «Все, что несет в себе добро, надо приветствовать. А Дед Мороз раздает подарки, утешает, радует детей»

(www.portal-slovo.ru).

Однако сказка о Дедушке Морозе последние годы все более настойчиво вторгается в настоящую жизнь. Если принимать те правила игры, которые предлагает грандиозный проект «Великий Устюг - Родина Деда Мороза», то Дед Мороз становится больше чем просто изображением на пакетах и витринах, фигуркой на елке или под ней - он предстает перед миром живой личностью. А если его пытаются сделать живым и настоящим для ребятишек нашей страны, то у священнослужителей и воцерковленных родителей естественно возникает вопрос: а кто такой Дед Мороз? Ответ на этот вопрос есть в прочитанной вами статье.

Когда начинаешь задумываться над отношением к «ожившему» Деду Морозу воцерковленного ребенка, возникает некоторое смущение. Речь идет не о том добром седобородом дедушке в красном полушубке, который на очередной рождественской елке, радушно улыбаясь, вручит вашему чаду коробку со сладостями или плюшевую игрушку. На его месте может быть и Снежинка, и Принцесса, и любой другой сказочный персонаж. У ребенка это не вызовет ни малейшего недоумения: мы же сейчас играем в сказку, понятно, что ее герои «понарошку» оживают. Ну, как на сцене во время спектакля - или как в игре самих детей.

Но совсем другое дело, когда ребенку предлагают общаться с Дедом Морозом «взаправду», как с реально существующей личностью. Раньше, в советские годы, это общение было в основном мысленным или в виде письма, которое ребенок оставлял под подушкой, на подоконнике и т. п. Последние годы Дед Мороз «поселился» в Великом Устюге, где есть специальная «почта Деда Мороза» для писем, которые пишут ему ребятишки.

Изменилась форма, но суть отношений осталась той же. Ее можно выразить в краткой формуле: «Попроси Деда Мороза о чем хочешь - и он постарается это сделать». Слишком уж это напоминает известное евангельское «просите, и дастся вам», чтобы не начать размышлять о том, что же происходит на самом деле.

Наверно, нет ребенка, который бы не верил в то, что есть Добрый Кто-то, кто поможет ему в трудную минуту, пошлет то, что ему очень-очень нужно, стоит только попросить. Для светского ребенка этим Кем-то стал Дед Мороз. Это очень хорошо, ведь в этот момент неверующий ребенок выбирает не зло, а добро, пусть и в таком, сказочном воплощении. Но допустимо ли это для ребенка из церковной семьи?

Текст составлен по материалам многих сайтов интернета.