Христос Воскресе!
"Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь", — так поем мы сегодня с великой радостью, ибо есть чему радоваться: Господь Иисус Христос, наш Спаситель, воскрес из гроба! День этот и радость эту даровал нам Господь.
Род человеческий в разные времена по-разному встречал этот Праздник, как по-разному встретили и событие Воскресения современники Христа. Одни действительно пели и прославляли Бога, радуясь об этом событии. Другие воспринимали его с печалью и пуще прежнего разжигали свою вражду и ненависть к Нему.
С радостью Воскресение Христово встретили богобоязненные женщины — мироносицы. Ангел сказал им: "Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал... Пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите" (Мф. 28,5-7).
С радостью Воскресение Христово приняли люди, которые, не боясь гнева иудейского, до последней минуты стояли у Креста, созерцая смерть Господню; которые со слезами сокрушения провожали Его ко гробу, погребая, как казалось, вместе с Ним свою надежду. В Воскресении Христовом эти рабы Божии увидели не только источник радости, но и торжество Божественной правды и исполнение Божественных обещаний.
Великой радостью были охвачены те, кто вместе с римским сотником исповедали, что "воистину Он был Сын Божий" (Мф. 27,54), и те, кто, бия себя в грудь, вместе с разбойником восклицали: "Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое" (Лк. 23,42). Воскресение для таковых было воистину беспредельной радостью, обнимающей и чувство, и сознание.
Но были и другие. Были и старейшины иудейские, первосвященники, были книжники и фарисеи, Каиафы и Пилаты, Иуды-предатели и хулители, вроде другого разбойника, распятого рядом со Христом. Они требовали Его смерти. Он висел на Кресте, а они требовали: "Других спасал, а Себя не может спасти... Пусть сойдет теперь с Креста, чтобы мы видели..." (Мк. 15,31-32). Для них Воскресение было причиной печали и усиления злобы и ненависти ко Христу, к Его учению. Они отчетливо представляли себе, что Он, имевший силу воскреснуть из мертвых, уж наверное, обладает и силой, могущей воздавать должное по делам и заслугам.
Его правда страшила врагов при жизни, она стала устрашающей после Воскресения. И уж лучше верить, что совсем не было ни Его, ни Воскресения. Оно так спокойнее. Избрание последнего и приводит к неверию, к отрицанию. Нередко дела и поступки людей повторяются. Воскресение Христово и ныне радует рабов Божиих кротких и богобоязненных, тех, кто ежедневно состраждет Христу в течение святой Четыредесятницы, идет вместе с Ним по Его крестному пути в великие дни Страстной Седмицы, созерцает Его, висящего на Кресте, со слезами сокрушения провожает Его ко Гробу в Великую Пятницу. Таковые Воскресение Христово ныне видят и с радостью поют: "Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь!".
Подлинная пасхальная радость — удел тех, кто вместе с благоразумным разбойником повторяет: Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое" (Лк. 23,42). Такие люди в день Пасхи сердцем чувствуют и слышат благодатный ответ воскресшего Господа: "Ныне же будешь со Мною в раю" (Лк. 23,43). Подлинная радость охватывает все наше существо, если мы приготовили себя к празднику Пасхи, приняв святые Таинства Покаяния и Божественного Причащения, соединяясь со Христом в Его страдании и Воскресении. Святой Апостол Павел говорит: "Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше" (2 Кор. 1,5). "Ибо если мы соединены с ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения... Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти" (Рим. 6,5,8-9).
Тот, кто отчетливо понимает, что Воскресение наступает только после Голгофы и Креста; кто без ропота принимает Им дарованный каждому из нас жизненный крест; кто в надежде на Господа терпеливо переносит искушения, приходящие к нам от мира, плоти и диавола; кто мужественно борется со злом в этом мире, тот сегодня Воскресение Христово видит, тот и радостно поет:"Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь!".
Будем славить Воскресшего Господа не только устами, но и нашими делами, нашей жизнью. Только тогда Пасха для нас будет очистительной и спасительной, когда истина Воскресения Христова станет нашей истиной, основанием нашей веры, содержанием нашей жизни. Тогда и радость наша будет полной радостью, о которой Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов говорит: "Радости вашей никто не отнимет у вас" (Ин. 16,22).
Воскресение Христово да вдохновит нас на подвиг чистоты и правды, на подвиг труда ради вечной радости в Боге здесь и в невечернем дне Царствия Божия. Аминь.