Святитель Николай Сербский

61. Господи, грехи отпусти мне

Слышу глас из глубины глаголющий: "Безгрешный среди больных ходить может, и не коснется его болезнь". Ибо в безгрешности полнота силы и здоровья. Безгрешный не умирает; если же и умрет он от чужих грехов, оживет. Причина болезни и смерти одна - грех. Как не властна над праведным болезнь, так же смерть над ним не властна. Чада человеческие, смерть не что иное, как болезнь. Да восстанет властвующий над грехом и да будет властвовать над болезнью. И будет исцелять больных и воскрешать мертвых. Се, безгрешность означает обилие жизни, а греховность - скудость ее. Если станете бросать угли на траву зеленую, и угли погаснут, и не загорится трава, траву же, лишенную соков жизненных, выжгут угли раскаленные. Бессильнее углей перед травой зеленой - болезнь перед праведным.

Праведник имеет полноту жизни и отдает ее, грешник мало соков жизненных имеет и похищает их. В ком обилие жизни, тому еще дается, - так море полнится водами впадающими. В ком мало жизни, отнимается и то малое. И чем больше похищает, тем меньше иметь будет.

Воистину, жизнь есть дар; дарением умножается она, а похищающий умаляться будет, пока не исчезнет.

По травам горным слух бежит: грехи и болезни бессильны разъесть и поглотить жизнь, они лишь вытесняют и занимают место ее.

По озеру изумрудному слух струится: обилие жизни сильнее обилия греха, и полнота жизни гонит грех и занимает его место.

По всей земле от края до края идет и идет слух: жизнь и болезнь как сущее и несуществующее, и царство одного не знает о царстве другого.

По всей звездной вселенной летит и летит слух: прикосновение к Богу очищает от греха, прикосновение к Богу исцеляет болезни, прикосновение к Богу избавляет от смерти.

Пророки и мудрецы о том вопиют, о чем Ангелы шепчут: "Тот, кто коснется жизни, жить будет; тот, кто коснется греха, умрет. Того, кто знает жизнь, того и жизнь знает; того, кто знает смерть, того и она знает. Очи жизни не видят смерти, и очи смерти закрыты на жизнь".

Посмотри, как присутствие Сошедшего с небес живит тех, кто исповедует жизнь, и мертвит исповедующих смерть.

Посмотри, как Сын Пречистой полон жизни и как раздает Он ее чадам жен, вернувшихся к стыдливости девической, и взмолись о жизни к Жизнодавцу!

Посмотри, как легко Преисполненному - отливать от полноты Своей, и Безгрешному - отпускать грехи, и Здоровому - исцелять, и Живоносному - воскрешать!

Душа моя, встань и ходи! Се, прощаются тебе грехи твои. Се, исцеляешься ты от немощей своих, и смерть готова бежать от тебя.

На поле крохотном, которое грех и болезнь еще не отняли у тебя, встань и распрямись, душа моя. И все твои поля, что были отняты несуществующим, снова твоими станут.

Благий и Преблагий Господи, верую и исповедую, яко Ты еси источник живота.

Отпусти мне грехи мои, слава моя, и остальное само приложится мне.

62. Господи, соделай меня воином жизни

Воины жизни, бейтесь крепко и не уставайте верить в победу. Победа тому дается, чье око неустанно на нее устремлено. Помышляющий о поражении теряет победу из вида и больше не обретает ее. Малая звезда, далекая от взгляда пристального, растет и приближается!

Жизнь есть победа, дети мои, и воины жизни - воины победы. Бдительно несите стражу свою, чтобы никакой враг не проник через стену в град ваш. Одного ли проп`устите - город сдадите. Одна лишь змея заползла в Рай, и Рай адом сделался.

Одна капля яда в крови, и врачи предрекают смерть!

Воины жизни, бейтесь крепко и не уставайте верить в победу!

Что вам пользы, если мир завоюете, а мир завоюет ваши души? Мир останется, а души ваши погибнут. Душа - птица пугливая, и, если мало, совсем мало пыли бросить в нее, она встрепенется и упорхнет.

Душа дороже мира, посему не за мир - за душу бейтесь. Душа - союзник, вернее мира: с душой союз заключайте. Душа богаче мира: в ней собирайте сокровища свои. Душа сильнее мира: из нее сделайте крепость себе. Душа здоровее мира: в ней здоровья ищите. Душа прекраснее мира: ее в невесты возьмите. Нива души плодороднее нив мирских: ее возделывайте.

Воины жизни, бейтесь крепко и не уставайте верить в победу!

Беса бесом не изгоните, ибо один из них останется в доме вашем.

Изгоняйте бесов именем Божиим. И бес бежит, а Бог останется.

Не уг`асите пламя пламенем, ибо только сильнее разгорится оно и сгорит дом ваш вместе с домом врага вашего. Водою огонь гас`ите и пог`асите.

Не поднимайте смерть против смерти, ибо умножите жатву нивы ее. Жизнь против смерти поднимите, и смерть растает, как тень от света солнечного.

Воины жизни, бейтесь крепко и не уставайте верить в победу!

Цель ваша она же суть и оружие ваше. Если за жизнь воюете, от жизни венца славы ожидайте.

Да не имеете ни двух целей, ни двух оружий. Если цель ваша - смерть, она же и оружие, если цель - жизнь, жизнь и оружие. Где бы ни смешались жизнь и смерть, за смертью победа останется.

Да не ожидаете награды с двух сторон, потому что одна из сторон - смерть.

Да не служите двум господам. Ибо одному из господ имя - смерть.

Всем ради жизни жертвуйте и всего от жизни ожидайте. И жизнь даст вам все.

Завоевавший жизнь, воистину, богатейший из городов завоевал. И обрящет он в граде том сокровищ больше, чем оком охватить сумеет, сердцем пожелать и во сне увидеть.

Воины жизни, бейтесь крепко и не уставайте верить в победу!

63. Господи, от гордости избави мя

Господи, кто в мир грех принес, так что занемог мир и стал добычей смерти?

Чрез врата ума грех в мир вошел. Чрез ум капля яда просочилась в сердце и душу.

Утративший святость и девственность не троичный уже - единичный, отпадает ум от Святой Троицы и становится четвертым, имя которому - небытие. И помышляет о земном, не о Божественном.

Отделившийся от девства души и святости сердца, становится он тенью Сына Божия, изнанкой Мудрости. Тьмою ложится тень на ум и сердце. И когда все трое погружаются во тьму и тлен, образуется несвятая троичность, тень Святой Троичности, так же как небытие - призрачная тень бытия.

Чем вначале согрешил ум человеческий, Господи, каким грехом принес он страдание и муку всему роду человеческому?

Первый грех ума - самообольщение, второй - гордость. Чувства приковали человека к ложному, и ложное ум принял за истинное.

Самообман месяца отражение в озере за настоящий месяц принимает и спешит поймать отражение.

Самообман веревку за змею принимает и бежит от нее.

Самообман пса видит отражение пса в воде и заставляет лаять на отражение.

Самообольщение о полноте тленной жизни мирской заставляет ум придавать значение миру ложному и заслоняет от него мир истинный.

Воистину, самообольщение ума есть первый грех. И первый грех сей вступает в брак с гордостью, от которой рождаются все грехи и все зло, причиняющие муки и страдания.

Господи мой, как вслед за самообольщением рождается гордость?

Первооткрыватели прежде неведомого всегда исполняются гордостью.

Обманувшийся ум открывает нечто новое и неведомое. Ах, если бы знал он, что открывает гроб свой! Самообольщение подменяет мир истинный ложным, представляя его открытием нового. Каким губительным помрачением станет для него открытие сие! Открывая мир ложный, самообольщение закрывает мир истинный и представляет его нереальным.

Господи мой, Единый Сущий, спаси ум мой от грехов сих адских.

Истина моя, спаси меня от злосчастного обольщения ума моего.

Властителю и Дародавче всего, что имею и что есмь, избави мя от гордости - погибели глупцов и безумцев.

64. Господи, сердце свое приношу Тебе, Дародавцу

Как прекрасен истинный Сын Божий! Тот, Который не от тени, а от света. Тот, Который от Троицы истинной, а не от ложной.

Как покоится мудрость Его на блаженном девстве и всесильном свете, словно купол храма на стенах мраморных!

Господства, Силы и Власти не сводят с Него очей своих. Начала, Архангелы и Ангелы служат Ему.

Словно потоки молока и меда, в земле обетованной текущие, так течет мудрость из уст Его.

Где сокровище ваше, там и сердце ваше. Не спрашиваю, что имеете, спрашиваю: кто вы? Если вы чада света и ни в одном из членов тела вашего не затаилась тьма, тогда имение ваше - Отец света.

Блаженны вы, если все имение ваше в Отце светов. Глаголю вам: и бытие ваше будет в бытии Его. Вы, имеющее на земле имения огромные, берегитесь, чтобы не стать вам имением имения вашего.

Берегитесь, чтобы то, чем от начала вы были, не обратилось в то, чем стали вчера. Ибо станете рабами тьмы и свет забудет вас.

Имения земные и сродники - враги ваши. Они вас к миру привязывают и врата небесные закрывают.

Не погребайте сердца ваши под имениями земными, ибо истлеет оно под ними. Подарите сердца свои Богу, в дар Дародавцу, и станет имение ваше рабом кротким, а не грозным хозяином.

Не отдавайте сердца своего сродникам, ибо поглотят его и алчущими останутся.

Но предайте его Духу Святому: Он так насытит сродников ваших, что вовек алкать не будут. И станут они вам сродниками не только по плоти и крови, но в Духе Святом. А Дух Святый не имеет иного родства, кроме вечного.

Выбирай, душа моя окаянная, что хочешь: быть или иметь? Если бытие выбираешь, имение твое будет не меньше имения Божия. Если выберешь имение, бытие твое будет как отражение месяца на глади озерной.

Сыне Божий, помози душе моей, да не обманется, да погибели не изберет.

65. Господи, Сыне Божий, Богородицею помилуй нас, грешных

Мати Божия Пречистая, откуда д!ухи нечистые исходят?

От жены нечистой; от брака ее скверного с сыном собственным. Ум нечистый оскверняет душу - матерь свою, и духи нечистые поселяются в душе нечистой, главная же их твердыня - сердце.

Из твердыни своей духи злые со страстью нечистой нападают на родителей своих и множатся в умах и душах.

Сколько же духов нечистых, Мати Божия?

Несть им числа, во много раз превосходят они числом своим духов чистых. Ибо пред ними они бессильны, словно тень. И в легионы соединяются против одного духа чистого, против одного духа девственного.

Наипаче они множатся среди тлена и гнили, с наибольшим же ожесточением на девство нападают, на девственное в душе и теле, уме и сердце мужей и жен.

Сколько в сердце желаний греховных, наслаждений ядовитых, страха и ненависти к небесному, столько же в нем и духов нечистых.

Сколько в уме иллюзий о мире, в представлениях ли и понятиях, в мечтах или словах, столько же в нем и духов нечистых.

И каждый дух нечистый сеет семя свое в уме. И каждый дух нечистый сеет семя свое в сердце. И все они, захватив ум и сердце, сеют семя свое нечистое на ниве воли. А поработив душу, главной твердыней своей ее делают и множатся в ней, словно тени при свете солнечном.

Один от другого множатся, без порядка и закона - враги заклятые закона и порядка! И мерят силы свои лукавством и количеством и празднуют победу не по доблести. И дробятся, как песчинки, и несть им числа.

Не из любви друг к другу множатся - множатся из себялюбия сатанинского. И блаженства не чувствуют они от существования своего: борьба за превосходство и права свои поглощает все время их. Горе человеку, ставшему полем их битвы!

Что за плоды приносит человеку действие духов нечистых, Мати Божия?

Приносит оно болезни человеку внутреннему, а вслед за ним и внешнему. Грех - семя болезни. Семя греха растет буйно, словно сорняк.

Все болезни человеческие - плод греха. И слепота, и глухота, и немота, и всякая болезнь. Странно сказать, и смерть - болезнь, следствие той же причины, от того же червя гниение.

Мати Божия Пречистая и Пресветлая, освободи нас от духов нечистых, омый нас от всякого греха, исцели от болезней милостью сына Твоего и силой Духа Святаго.

Из гноища зловонного на коленях вопием к Тебе: сиянием Твоим попали тлен и разложение, удушающие нас, Мати Божия!

66. Господи, приими молитвы за нас, грешных

К вам молюсь, огненные Серафимы: кто первым ощутил присутствие Сына Девы в мире?

Бесы ощутили первыми присутствие Его и страхом исполнились. За страхом следует раболепие, за раболепием - дерзость. Поистине, злодеи и преступники трепещут при появлении судьи и узна`ют его первыми.

Праведнику неизвестен судья, ибо не помышляет о нем и его не ожидает. Грех не заставляет его озираться и чутко вздрагивать в страхе от появления его.

К вам молюсь, Херувимы: откройте, как ощутили бесы присутствие Сына Девы в мире?

Как тьма свет ощущает. Что к свету наиболее чувствительно, если не тьма? Камни, и цветы, и животные спят на рассвете и не чувствуют приближения дня, тьма же чувствует близость пожирателя своего и в тревоге к бегству готовится.

Так и бесы прежде всех земнородных, которые были чище бесов, узнали о приближении Сына Девы.

К вам молюсь, Престолы: откройте, как одолел бесов Сын Девы?

Только над земным являют бесы силу свою. Небо взирает на них, как на зло, заведомо побежденное. Когда хозяин приходит на ниву свою, воры, завидев его, бегут к ограде и ищут лазейку, чтобы выскочить.

К вам молюсь, Силы и Господства: каковы четыре победы, Сыном Девы в мире одержанные?

Четыре победы эти в сокрушении четырех зол, одно из другого истекающих, словно река мутная из мутного источника.

Первая победа - над бесами, от которых приходит грех.

Вторая победа - над грехом, от которого происходит болезнь.

Третья победа - над болезнями, которые производят смерть.

Четвертая - над смертью.

К вам молюсь, Власти и Начала: откройте, какая из побед Его наибольшая?

Ни одна не больше другой и не меньше. Но первая есть первая, а последняя - последняя. Второй не могло быть без первой, третьей без первой и второй, четвертой без первых трех.

Все четыре единую четырехкратную победу составляют, озарившую восток, запад, север и юг, весь мир существующий.

К вам молюсь, Архангелы и Ангелы: откройте, кто может стяжать благодать победы Сына Девы?

Тот, кто может познать ее, да познает, да ощутит и да воспримет.

Тот, кто познает, да поклоняется Ему день и ночь.

Тот, кто ощутит, да восплачет от радости, что ощутил ее, и возрыдает от стыда, что ощутил так поздно.

Тот, кто стяжает, да похоронит в себе сына жены и сам станет сыном девы.

К вам молюсь и вам кланяюсь, сонмы мучеников святых и святителей, познавших и стяжавших благодать побед Его. Со всеми Силами Небесными молитесь Ему за нас грешных, стоящих на поле брани.

67. Господи, усынови рабов Своих

Пресвятая Богородица, земля нам мачеха и как мачеха на нас смотрит. Смотрит на нас как на пасынков, как на пришельцев и подкидышей, пока не сделает нас рабами своими.

День и ночь на нее гнем спины, она же платит нам своим худым имением - грехами, болезнями и смертью. Кто лишь ее хлебом питается, не узнать тому сытости. И чем больше ест, тем больше алчет. И чем усердне е пляшет под дудку ее, тем все большая печаль давит сердце его.

Словно зверь, в западню угодивший, роет землю все глубже, пытаясь спастись, и, от спасения удаляясь, думает, что все ближе к
нему.

Таковы, воистину, и чада земные, излишне уповающие на труды земные и по трудам своим судящие о близости спасения.

К чему всё глубже в прах себя зарываете? Чада человеческие, спасение ваше осталось за спинами вашими.

Говорите: вот немного еще осталось нам копать и выйдем к свету. Меня послушайте: насколько углубитесь в землю, настолько дальше от света будете.

Говорите: вот еще завтра и еще один день, закончим мы некоторые дела свои, и царство добра будет построено. Меня послушайте: все здания ваши из праха земного падут на головы вам, а завтра вновь мучительно руины копать будете, чтобы спасти свои головы.

Отцы ваши тем же себя утешали и умерли среди развалин и дел незаконченных.

Лествица нужна вам, не что иное, как лествица. Чтобы подняться из ямы, в которую упали. Чтобы бежать из холодных объятий мачехи.

Дева есть лествица. Держит Она свечу небесную, чтобы указать вам путь из тьмы. Прозорлива Она и знает то, что вами забыто. Отверглась Она земли и сдружилась с небом. Не имеющая в себе тьмы, облечена Она во свет. Сквозь Нее небо смотрит на вас. Сквозь Нее вы небо увидеть можете. Осторожна Она к советам вашим; в Ее разуме правда, в Ее утробе мудрость небесная, огонь священный в сердце Ее.

Из Нее исходят Лекарь и лекарство. От Ее чресел исходят и Путь, и Указующий. Она мать, а не мачеха, и не обещает сыну своему больше того, что может дать. Ее обещание - даяние Ее. Даяние же мачехи в одних обещаниях.

Мачеха нам земля, о Богородица, и смотрит на нас как мачеха.

Вуалью черной сокрыла Тебя от глаз наших, чтобы, не видя Тебя, мы думали, что Ты мертва. Потому род человеческий веками льнет к мачехе и целует руку ее жесткую.

Мати Божия, блесни ликом Своим, и убежит мачеха, и рабы станут чадами.

68. Господи Небесный, приими душу мою как рабу Свою

Индус проклинает карму. Мусульманин проклинает кисмет. Христианин проклинает грех. Все проклинают проклятие свое, ибо, воистину, всякое проклятие суть несвобода.

Все проклинают несвободу свою, проклятие несвободы - единственное благословенное проклятие.

Все восстают против пепла, засасывающего, подобно трясине, и празднующего победу свою. Но не любят игроки играющего с тем, кто его слабее, и предвкушающего победу свою над ним.

Не проклинает индус неволю - проклинает порабощение тому, что ниже его. Не проклинает мусульманин неволю - проклинает порабощение тому, что ниже его. И христианин не проклинает неволю, проклинает порабощение тому, что его ниже. Ни один не восстает против господина как господина, но противится господству того, что ниже его.

Мир господина ищет и в поиске его попадает под пяту рабов и, получая от них в пищу тлен, бунтом пытается доказать достоинство свое.

И держал я совет с собою, вопрошая: разве невозможно сбросить с плеч своих несвободу свою - гору превысокую, древнюю, как мир, и, как мир, тяжкую, разве невозможно сбросить ее с плеч своих?

Разве невозможно малой капле воды отыскать путь из-под горы к свету белому? Разве невозможно пламени в недрах горных проложить себе путь и к вершине вырваться, где ждет его солнце?

И вновь держал я совет с собою, вопрошая: разве невозможно стать проклятием проклятию? Разве невозможно погонщику верблюдов спасти себя и животных своих от самума*, возвратившись с пути, не имеющего оазисов?

Разве невозможно сыну войти в имение отца своего с властью отца?

Разве невозможно исполняющему закон стать законодателем?

И снова советовался я с собою, вопрошая: разве невозможно покинуть тебе ниву греха, где семя единое дает жатву стократную?

Разве невозможно нашедшему ниву лучшую худшую оставить?

Разве невозможно тому, кто узнал злодея в своем спутнике, назад повернуть и бежать от него?

Вседержитель Небесный, приими душу мою к Себе в рабыни. Се, свобода моя единственная, да Тому служу, Кто меня выше.

69. Господи, претвори заботы мои в моления

Рабы ленивые! Вот что говорит Господь живота и Победитель смерти: можете ли рост свой увеличить хотя бы на локоть? Можете ли хоть один волос свой белым или черным сделать? Если и сего не можете, что же о большем печетесь?

Хозяин, рабов нанимающий, дает им ниву, и орудия, и пищу. Кольми же паче Отец ваш Небесный рабов Своих одаривает!

Рабы ленивые, Господь вам дает силу служить, так что не вы служите, но Господь через вас служит.

Если бы могли вы одну-единственную службу без Бога сослужить, были бы боги и Бога бы не было. Если бы могли, отняв жизнь одну-
0единственную, воскресить умершего без присутствия Божия, были бы вы боги и Бога бы не было.

Когда завершите службу свою, Господь завершил службу Свою, вы же рабы ленивые.

Сказал я ногам своим: не своей силой вы ходите, и рукам: не своей силой созидаете, нервам сказал: не своей силой чувствуете, и сказал уму своему: не своей силой мыслишь.

Вся осторожность моя не может жизнь мне сохранить и в одной-единственной ночи непроглядной. И весь труд жизни моей не даст мне и одного дневного пропитания.

И хлебу сказал я: не ты питаешь меня, но Тот, Который соделал тебя питающим. И воде сказал: не ты поишь меня, но Тот, Который с тобою в меня входит незримо. И сказал свету: не ты светишь мне, но Тот, у Кого заимствуешь.

Чада земные, все вы рабы ленивые.

Стихии природные, все вы рабы ленивые. И вы, светила небесные, все вы рабы ленивые. Всуе служение ваше, если не служит Некто, Кто вас сильнее.

Ложны обещания ваши, если не исполнит их Некто, Кто вас щедрее.

Все заботы ваши словно терние, что сами на пути своем сеете. Не вызовут они ни капли дождевой, но сделают засуху засушливей. Не прибавляют они жизни, но множат немощи.

Рабы ленивые, в молитвы обратите заботы свои, как лед обращается в воду бегущую, и пожнете жатву нежданную. Молитесь Господину жатвы и тогда познаете, сколь заботы ваши были напрасны и погибельны.

Что пользы свирели беспокоиться о том, запоет ли? Не произведет забота ее ни звука единого, пока играющий не приложит ее к устам своим.

Почитайте себя ничем, не ищите прав себе - и все вам приложится.

И когда исполнять станете и познаете, будете уже не рабами ленивыми, а вестниками и сынами Отца и облечет вас Отец в злато и порфиру славы Своей.

70. Господи, помоги мне заново родиться

Троице Единосущная, помоги мне родиться заново. Напрасно мучаюсь, стараясь очиститься в русле, полном грязи, по которому течет река жизни моей. Не защититься мне от потоков мутных, стекающих из долины в реку мою.

Возведи меня на гору высокую и вновь соделай меня источником чистым. Даю обет Тебе: побегу по камням горным и не помутнею впредь. Отразишь Ты лице Свое во мне и узнаешь его. Ангелы Твои станут спускаться в меня и нечистот`ы не почувствуют.

Ни одна ива не бросит тени на воду мою, и ни одна змея не отважится плыть по водоворотам моим ледяным.

Помоги мне только начать сначала.. Даю обет Тебе - соткать новую ризу из нитей новых. Довольно я намучился, латая одежды ветхие новыми заплатами. Отрывались заплаты, рассып!алось старье, и нагота нечистая ударяла стыдом по лицу.

Рикши мудрые у подножия гор Гималайских рассуждают о новых рождениях; говорят, их число превышает число песчинок морских. Но к чему рождения эти, если подобны они вратам, ведущим из темницы в темницу?

Об одном рождении молю Тебя - о рождении от Духа. Рожден я от воды и крещен водою и влачусь по земле мутным потоком.

Се, рождение от воды лишь прообраз рождения от Духа. И крещение водой - прообраз крещения огненного.

Водой закаляются воины - Духом победители созидаются.

Не попусти, Господи, воину Твоему до конца жизни биться и закончить битву свою поражением.

Да родится во мне победитель, который не усомнится ни на миг, что рожден для победы.

Вода рождает войско поражения, Дух рождает войско победы.

Троице Единосущная, помоги мне родиться заново. Да явится во мне человек, каков он в замысле Твоем от начала времен,- силою Твоей препоясанный, мудростью Твоей увенчанный, чистотою Твоей осиянный.

Чтобы входила Ты чрез очи мои, а не мир.

Чтобы Тебя лишь сердце мое жаждало.

Чтобы от Тебя только душа моя во чреве имела.

Не оставь меня, Троице Пресвятая, да не умру я ветхим человеком, да не изорвусь, как платье ветхое, тщетно латанное да так и не залатанное.

Мир ветхость внес в душу мою. По всей душе печатей своих наставил, чтобы болела от них она, чтоб умерла, страхами переполнившись.

Когда родится вновь душа моя в костях моих, тогда и кости обретут силу и молодость. И одна лишь печать в душе моей будет - печать Духа Святаго. Всуе мир будет трудиться заклеймить меня, словно овцу: не найдет он места для клейма своего. Ибо Твоей печатью новорожденный отмечен будет, Твоей жизнью исполнен, Троице Единосущная Животворящая.