Акилина Библская, Финикийская (+293), мученица, уроженка финикийского города Библа, пострадала при императоре Диоклетиане (284 - 305).
26 (13) июня Святая Церковь вспоминает мученицу Акилину, святую, приуготованную к подвигу христианским воспитанием, которое она получила от своих родителей, живших в третьем столетии в финикийском городе Библосе. Достойный плод принесли внушения христианские, которыми поспешили боголюбивые люди прежде всего напитать душу своего ребенка с самого раннего возраста. И благо им, что не пренебрегли они этим святым делом, не откладывая его до неизвестных будущих дней.
Они скончались, но десятилетняя сирота успела воспринять в свою душу веру Христову, залог жизни вечной, залог соединения с родителями в вечном Царствии Божием. Она весьма любила молиться Богу. Между тем в это время – конец III века – происходили жестокие гонения на христиан. Однажды, услыхав разговор Акилины с ее подругами о Христе, один язычник, находившийся на службе у римского правителя, донес на Акилину. Ей тогда было двенадцать лет.
Правитель Волусиан, призвав к себе Акилину, потребовал от нее принести жертву богам, грозя ей мучениями, если она не исполнит его волю. Она решительно отказалась. Вразумленная свыше, с недетским разумом, святая опровергала поклонение идолам. «Где же твой Бог, Акилина, что же Он не идет избавить тебя?» – спрашивал правитель молодую исповедницу в то время, когда она была уже предана истязаниям. «Мой Бог со мной, Христос Избавитель, это Он посылает мне терпение, и чем больше ты будешь мучить меня, тем более Он даст мне сил и терпения».
С недетской твердостью святая продолжала переносить страшные мучения, среди которых, наконец, в изнеможении упала на землю. Полагая, что она умерла, ее вынесли за город. Ночью чудесно исцеленная от ран Акилина стала благодарить Бога и молила Его, чтобы он послал ей скорый конец. Встав, она пошла в город и утром явилась в дом правителя.
Объяснив это чудо волшебством, которое вообще приписывалось христианам, правитель велел предать Акилину смерти. Но не успели довести мученицу до места казни, как она среди молитвы мирно предала свою душу Богу.
Христиане с честью погребли тело святой мученицы Акилины в г. Библосе. От гроба святой отроковицы исцелялись многие больные. Позднее святые мощи (или их часть) были перенесены в Константинополь, где память святой мученицы Акилины стала торжественно праздноваться в храме ее имени. Последний в 532 году, в царствование Юстиниана, сгорел, но был восстановлен.
Далеко не каждый родитель, наверное, даже из глубоко верующих семей, желал бы такого окончания жизни своим детям. Но это лишь свидетельствует о том, что к земному мы привязаны гораздо больше, чем к небесному. Потому что мученический венец, венец страданий за Христа – одна из высочайших степеней или ступеней на лестнице добродетелей. И далеко не каждый человек сподобляется воспринять от Бога эту величайшую награду.
Но, даже не говоря о мученичестве за Христа, насколько наше усердие по воспитанию детей способно вообще передать им нашу слабенькую, еле тепленькую веру? Серьезная проблема. Как воспитать веру в верующих семьях, когда современные родители – верующие только в первом, максимум во втором поколении? И сами родители не знают, как нужно говорить, делать, каким быть примером для детей, потому что с детства, как говорят, «нас никто этому не учил».
В основном современные родители – это люди, приобщившиеся к вере, к Богу уже в достаточно взрослом, осознанном, зрелом возрасте. А как приучить ребенка к молитве перед сном, как научить ребенка любить Священное Писание, стоять на службе, благоговейно приступать к таинствам: к Исповеди, к Причастию? Мы понимаем, что это важно, это необходимо, но воспоминаний детства нет, нет модели поведения, как воспитывается вера. И очень часто мы, к сожалению, детям передаем некую форму поведения.
То есть ребенок в верующей семье знает наизусть молитвы, знает, как вести себя в храме, знает, как сложить руки перед Причастием – но насколько это знание, это формальное поведение выражает то состояние, которое находится внутри? Насколько вера для человека ценна, значима, насколько человек готов претерпеть за свою веру не какие-то мучения, а хотя бы элементарные неудобства?
Как воспитывать детей? С одной стороны, мы знаем, что огонечек передается от огонечка: пример родителей исключительно важен в воспитании – когда родители не демонстрируют, не изображают, а искренне пытаются молиться, искренне любят духовную литературу, находят время, чтобы с детьми обсудить то, что их волнует, о чем они переживают.
Конечно, «вера от слышания, а слышание – от слова Божия», – говорит Священное Писание. И, наверное, это немаловажно, потому что порой нам кажется, что детей достаточно просто привести в храм, и они будут здесь слышать, смотреть, общаться с благочестивыми прихожанами, с детишками из верующих семей, с батюшками – и как бы само собой все нарастет.
Но, как опыт показывает, далеко не всегда просто привести ребенка в церковь уже благо: пока ребенок за ручку ходит с папой, с мамой, он их слушается. Но как только он становится подростком, куда-то все уходит. Для ребенка и храм не храм, и родители не авторитет – подросток: друзья, улица. Конечно, мы надеемся, что зерна, посеянные в детстве, может быть, и взойдут добрыми плодами; а может быть, и нет.
Поэтому очень важно, кроме создания атмосферы образов, детям все-таки говорить: «вера от слышания», важно обсуждать, важно, чтобы в распорядке дня или недели было время, допустим, в воскресенье, для евангельских чтений, когда вся семья собирается и читает очень простой, понятный, популярный отрывок из Священного Писания, и затем вместе с детьми обсуждает. Конечно, все это заранее готовится, и тема для обсуждений. Потому что само по себе слово Божие является и источником Божественной благодати, и личным обращением Бога к душе того же ребенка.
Об этом надо думать и молиться, потому что детки – это действительно наше будущее, не только нашей семьи, но и нашей страны. И если мы не сможем передать им самое дорогое, самое важное – нашу веру, то очень много неприятностей и от собственных детей в собственной семье и в их жизни, конечно, будет, если мы не сможем передать нашим детям самое драгоценное, что приобрели в жизни... Потому что, как не пытаются нас стереотипами заглушить, что главное – здоровье, главное – уровень жизни, все-таки главное – это наши отношения с Богом. Главное – вера, верность, главное – насколько человек сориентирован на вечную жизнь.
И деткам это необходимо передать. Передать не только теоретические формальные знания, но передать живую веру. Это великий труд, великий подвиг. Но именно для этого Господь и дает нам детей, чтобы мы, служа им, совершали спасение своих душ. Помоги нам в этом Господь.