Кирилл Скифопольский

В начале декабря, лежа на одре в своей небольшой башне, старец призвал к себе отцов Лавры и поставил им вместо себя игуменом некоего Мелита, родом виритянина. Он завещал нерушимо сохранять правила, введенные им в своих монастырях, вручил Мелиту эти правила, записанные на бумаге, потом четыре дня пребывал без всякой пищи, никого к себе не допуская. В субботу вечером приобщился Святых Тайн и, наконец, сказав: «В руце Твои предложу дух мой...» (Пс. 30, 6), - предал Богу душу.

Так отец наш Савва подвигом добрым... подвизался, течение совершил, веру сохранил и украсился венцом... правды... (2 Тим. 4, 7-8).

Смерть настигла его в пятый день декабря, десятого индиктиона, в 6024 году от сотворения мира, то есть от того события, когда время стало измеряться движением солнца, а от воплощения и плотского рождения Бога Слова от Девы - в 532 году.

Смерть преподобного Саввы совершилась в те времена, которые прежде их наступления описаны нашими святыми отцами: Ипполитом, писателем древним и близким к апостолам, Епифанием, епископом Кипрским, и Героном, философом и исповедником. Исчисление времени жизни святого следующее: в Палестину он пришел восемнадцати лет, в киновии жил семнадцать лет, в пустыне и в Великой Лавре провел пятьдесят девять лет, умер на девяносто четвертом году, во второй год после консульства Лампадия и Ореста и в шестой год настоящего богохранимого царствования Юстиниана.

Когда слух о его смерти разнесся по всей стране, собралось бесчисленное множество монахов и мирян. Прибыл и Святейший патриарх Петр с епископами и со знаменитыми мужами Святого Города. Честные мощи святого Саввы Освященного положены в Великой Лавре, между двумя церквами, на том месте, где некогда преподобный видел огненный столп.

Но не умер этот святой, а спит, потому что он провел жизнь свою неукоризненно, Писание же говорит: «..Души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их» (Прем. 3, 1). Действительно, тело его до настоящего дня сохранилось во гробе в целости и нетлении. Это я видел своими глазами в прошедший индиктион. Когда открыли драгоценный гроб, чтобы положить в него останки блаженного Кассиана, то я сошел в него, чтобы поклониться мощам божественного старца, и увидел, что они были целы и нетленны. Удивившись этому, я прославил Бога, который прославил раба Своего и почтил его нетлением прежде общего и всемирного Воскресения. Что касается его духа, то он получил великий доступ к Богу.

В Святом Городе был один мастер серебряных дел, родом из Дамаска, по имени Ромул, первый из диаконов, служащих при святой Гефсимании. Ромул рассказывал следующее: «Во время кончины блаженного Саввы обокрали мою мастерскую, и пропало почти сто литр серебра. Я тотчас пошел в храм святого мученика Феодора, в продолжение пяти дней возжигал в нем свечу, и день и ночь пребывал в слезах при решетке алтаря. Около полуночи пятого дня я заснул и увидел святого мученика Христова Феодора. Он спросил: «Какую нужду имеешь ты во мне, что так тужишь и плачешь?» Я ответил ему, что лишился своего и чужого серебра, молился, но не получил никакой пользы. Святой сказал мне: «Меня здесь не было. Нам повеление было идти и встретить святую душу аввы Саввы и отвести ее в место упокоения. Теперь ты пойди в такое-то место и найдешь там твое серебро». В самом деле, мы нашли серебро там, где указано было в видении».

Два брата по плоти, родом из селения Вурия, имея веру к святому Савве, усердно принимали и угощали всех приходивших из его монастырей по каким-нибудь делам. Они и в остальном жили богоугодно. Но, по действию сатаны, во время сбора винограда оба впали в столь сильную болезнь, что домашние не надеялись на их выздоровление. Сокрушаясь о потере винограда, братья вспомнили о святом Савве и молились ему о помощи. Святой явился каждому из них особо и сказал: «Я молил Бога о вашем здравии, и Бог услышал мою молитву. Во имя Иисуса Христа, Истинного Бога, встаньте и пойдите на свою работу». Они тотчас исцелились, рассказали об этом чуде домашним и пошли работать. С того времени ежегодно, в день этого чудотворения, они устраивают всему селению большой праздник.

Некая жена из нашего города Скифополя, по имени Генара, решила сделать две церковные завесы: одну - для Кастеллийского, другую - для Пещерного монастырей. Когда она все приготовила для работы, женщины, согласившиеся было ткать, отказались от своего обещания. Генара опечалилась, но тут явился ей во сне блаженный Савва и сказал: «Поутру призови ткачих, они придут и исполнят свое дело. Не печалься, твое приношение будет угодно». В ту же ночь святой явился и ткачихам и укорил их за то, что работа отложена. С наступлением утра все они, собравшись вместе, рассказали друг другу о видениях и закончили дело с благодарением.

Однажды эконом Великой Лавры нанял сарацинских верблюдов для перевозки от Мертвого моря зерна, купленного в Макерунте. Когда верблюды с грузом пришли в Лавру, один из них, потеряв равновесие на дороге, которая ведет вверх к гостинице, упал вместе с грузом с утеса в ров, высотой почти в десять раз больше человеческого роста. Хозяин верблюда, хотя и был сарацин, закричал: «Авва Савва, твоими молитвами помоги моему верблюду». И пока верблюд падал вниз, сарацин продолжал кричать: «Авва Савва, помоги!» Вдруг он увидел некоего старца, сидящего на падающем верблюде. Но, когда сбежал вниз и приблизился к верблюду, старца не было, верблюда же своего он нашел невредимым и, подняв его вместе с грузом, привел к гостинице другой, ровной дорогой. Пораженный этим чудом, сарацин потом ежегодно приходил в Лавру поклониться гробу старца и приносил эконому третью часть своих доходов в благодарность авве Савве.

В те времена был устроен большой водоем под башней святого отца нашего Саввы, в пещере, где находится потайной ход, ведущий вверх от нерукотворной церкви к упомянутой башне. А в высокой скале, расположенной над пещерой, монахи устроили другое вместилище, из которого вода, очищаясь, должна была стекать в нижний водоем. Все это устройство сделал некий мастер Мамант, родом из Вифлеема. Когда он со своим учеником, отроком Авксентием, был занят работой, внезапно налетела буря, вода начала собираться в водоем, и тот от скопления воды разрушился. Мамант, человек сильный, успел избежать опасности. Отрок же мощным потоком воды и камней был снесен с утеса вниз, в то место между двух церквей, где ныне покоятся честные мощи святого отца нашего Саввы. Высота этого утеса почти равняется десяти оргиям. Когда дождь перестал, отрока нашли под упавшими камнями перед созданной Богом церковью совершенно невредимым. Я сам был очевидцем этого чуда. В те дни я пришел из Новой Лавры в Великую, с тем, чтобы получить в ней место и построить себе келлию.