Протоиерей Александр Зелененко

Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, и Тобою с нами!

Существует немало исторических документов, из которых можно узнать, какой была при жизни Пресвятая Дева Мария. О внешнем облике Девы Марии сохранились известия в исторических описаниях свт. Епифания Кипрского, свт. Дионисия Ареопагита, свт. Григория Неокесарийского, церковного историка Никифора Каллиста и других писателей.

Вот как они описывали внешний облик Пресвятой Богородицы:

Церковный историк Никифор Каллист пишет: Она была роста умеренного, немного выше среднего; цвет Её лица был как цвет зерна пшеничного; волосы у Нее были светло-русые и несколько златовидные; глаза ясные, взгляд проницательный, со зрачками как бы цвета маслины; брови немного наклоненные и довольно черные; нос продолговатый; уста подобные цвету розы, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; руки и пальцы длинные. В Ней во всем была простота и совершенное смирение.

Все современники, удостоившиеся счастья видеть Пресвятую Богородицу во время земной Ее жизни, удостоверяют, что Ее внешность была запечатлена дивною красотою. Святой Дионисий Ареопагит, чрез три года после его обращения св. апостолом Павлом из язычества в христианство, сподобился видеть Пресвятую Деву Марию в Иерусалиме, когда Она была уже в преклонных летах; описывая это свидание св. Павлу, Дионисий так выражается, что его ум и сердце изнемогли при созерцании величия Ее божественной красоты и что он готов был Ей поклоняться, как Богу, если бы не ведал, что Бог есть един.

Одежда Ее была всегда скромная, чужда роскоши; поступь была величественная и твердая; взгляд серьезный и приятный; речь кроткая, льющаяся прямо из незлобивого сердца; обращение безыскусное и простое. Вся красота Ее божественной души отпечатлевалась на Ее лице, но эта красота наружности была только прозрачным покрывалом, сквозь которое светились все добродетели непорочной красоты ума и души. В каждом деле Она исполнена кроткого величия и целомудрия. Она была славнейшая и прекраснейшая из всех земных жен, потому что Она Пресвятая Дева не только плотью, но и духом, потому что, в Её лице сосредоточены все сокровища благодати.

Повторим слова святых отцов о Ней: «Поистине в Святой Деве изумляет нас не только непорочная и чистая лепота телесная, но особенно совершенство Ее души.

Святитель Григорий Неокесарийский так описывает нравственные качества Пресвятой Девы Марии: «У нее ум, Богом управляемый и к Единому Богу направленный; Ее желание устремлено только к единому достойному желания и любви; ненависть Она имела только к греху. Она была смиренна сердцем, богомудренна в беседе; на слова не скора, говорила мало и только необходимое, к чтению была прилежна, всегда трудолюбива, ко всем почтительна, поставляя не человека, но Бога своим судьею.

К бедным и страждущим Она была милостива и никому не отказывала в помощи. Имела безусловное смирение и преданность воле Божией; непрестанная молитва, благодушное терпение тяжелых испытаний, сердечная теплота к людям, постоянно проявлявшиеся в Ней от младенчества до Успения. Эти качества поставили Ее выше всех святых людей, выше даже сил небесных: все предстоят со страхом и трепетом пред престолом Господа, как слабые творения пред всесильным Творцом, а Пресвятая Богородица предстоит пред Ним с материнским дерзновением, ибо многое может молитва Матери к Ее Сыну и Богу нашему!»

Все самое лучшее соединилось в Пречистой Деве, чтоб указать нам, грешным, где надо нам искать помощи и заступления в бедах. Она была увенчана всеми благодатными дарами Духа Святого. Ей одной Церковь вопиет: «Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице…»

Прошло более 20 столетий с тех пор, как торжественная песнь ангелов огласила землю во славу родившегося Спасителя мира, и с тех пор эта благодатная весть переходит из рода в род, из века в век и будет до самого окончания мира вызывать благодарственные хвалы Спасителю мира и Его Преблагословенной Матери Марии. И нам ли, православным, не ублажать и не почитать Пречистой Богородицы? Под небесами нет имени выше имени Господа Иисуса Христа, от Которого мы приняли Божественную благодать и спасение, — как же нам не ублажать Той, от Которой наш Спаситель родился на земле, был воспитан Ею и повиновался Ей? Она — основание нашей главной надежды; в Ее величии — сила нашего молитвенного упования. Воздавать почитание Пресвятой Богородице составляет непременную обязанность каждого последователя Христова; Она — живой храм Господа нашего; Ее попечению Он поручил весь род христианский.

О силе Её ходатайства: христиане с первых времен знали силу ходатайства Пресвятой Богородицы, постоянно призывали Ее в молитвах, просили Ее помощи, всегда прославляли Ее величие и благодарили за многие благодеяния. Если память праведных бывает прославляема Церковью по всей земле, то кто же не воздаст хвалы той Сокровищнице правды и святости, Которая была живым кивотом Бога Слова? Отцы Церкви не находят слов, чтобы достойно прославить Богоматерь. Но как молчать, когда сердце преисполнено живой любви и благодарности к Милостивой Царице неба и земли?

Христиане знают силу ходатайства Богоматери и призывают Ее на помощь во всех бедах и напастях и предают Ее защите себя, своих ближних и все, что имеют: они веруют, что Спаситель мира ни в чем не может отказать Своей Преблагословенной Матери, когда Она ходатайствует пред престолом Его о людях. И как Ей не заботиться о судьбе каждого из нас, когда ради всех нас возлюбленный Ее Сын претерпел все мучительные страдания, когда Ей Самой, как мечом, пронзила душу скорбь, претерпленная Ею для нашего спасения? Ей ли не заботиться о благе тех, ради которых Ее Сын и Бог перенес мучительную и позорную смерть? Ей ли не любить тех, кто кровью Ее Сына куплен для Царства Небесного?

Если и у нас, бедных грешников, нет в сердце чувства благороднее и честнее, по силе преданности и самоотвержения, как чувство, связывающее многогрешную мать с сыном, таким же много согрешающим; если из всех воспоминаний, дорогих сердцу, ни одно не может сравниться с воспоминаниями сына о любившей его матери, охранявшей его в годы детства, о ее самоотверженной любви, и за гробом не покидающей его при молитвенном соединении, — то, что же сказать о Пресвятой Богородице, воплощенной Любви и Чистоте? Что сказать о Ее Сыне — Божественной Правде и Бесконечном Милосердии?

Сын Божий вознесся на небо, сидит одесную Бога Отца и не перестает внимать Божественной Матери Своей, а Она, взятая своим Сыном и Богом на небо, не перестает любить Сына и Его великое дело спасения рода человеческого.

В Ней не угасает чистая и всех объемлющая любовь, которая указана людям как прибежище во всех скорбях и невзгодах жизни. Она испила чашу скорби, пронзившую Ее сердце, — Ей ли не понять нашу скорбь, когда мы будем искать в Ней успокоения, утешения и помощи?

Спаситель, умирая на Кресте, в лице возлюбленного ученика своего, ко всем людям обратился с указанием: «Се Мати Твоя!» В тяжких скорбях, когда сердце готово разорваться, обратимся к Матери всех скорбящих и, как малые дети с сознанием своего бессилия, будем вопиять к Ней: «Пресвятая Богородице, помоги нам! Погибаем! Поспеши нам на помощь. Тебя призываем, помоги, вразуми, укажи путь к царству небесному! Подай нам силу, чтобы добрыми делами, честными мыслями, верою, добросовестным исполнением наших обязанностей могли мы приобрести право на Твое Материнское заступничество!»

У кого достанет силы выразить все чудеса Ее заступничества? Кто избавил бы нас от бед, если бы не Ее предстательство? И от каких врагов не спасает Она? Каких печалей не утоляет? Даже гнев Божий, праведно на нас движимый, силою Ее ходатайства отвращает от нас! Пред Ее чудотворными иконами, во все времена проливаются потоки слез скорбящих, обремененных и беспомощных: уходил ли кто от Нее неутешенным? Все упование на Тя возлагаем Мати Божия, сохрани нас под кровом Твоим!