Протоиерей Александр Зелененко
О человеческой жизни и различных аспектах жизни
Существует более ста определений понятия «жизнь», и многие из них противоречат друг другу.
C материалистической точки зрения, под словом «жизнь» понимают период биологического существования отдельно взятого организма от момента возникновения до его смерти.
«Жизнь — активная форма существования материи» [Большая советская энциклопедия].
«Жизнь есть способ существования белковых тел» [Фридрих Энгельс].
«Жизнь это — особое качественное состояние мира, возможно, необходимая ступень в развитии Вселенной». [Философский энциклопедический словарь]
Для православного мировоззрения важно правильное понимание, что есть человеческая жизнь.
От того, как воспринимает и понимает человек свою жизнь, ее цель, смысл и назначение, зависит отношение к ней и сама жизнь (ее направленность, характер, содержание и качество).
Откуда, из каких источников человек обретает понятие о жизни, от этого зависит ее восприятие: его точность, правильность и полнота.
Понимание смысла жизни, ее назначения и призвания уразумевается лишь во свете высшей цели жизни, а она в свою очередь определяется высшей жизненной ценностью, зависящей от того каков идеал.
Идеал, являясь высшей ценностью, указывает на цель. По степени близости к нему выстраивается вся иерархия ценностей.
Почему большая часть человечества живет более самоугодной или богопротивной, а не Богоугодной жизнью? Чаще безнравственной, не христианской, не благочестивой жизнью – не по вере, совести и заповедям, а по страсти, самости и злости; не в Евангельском, а в эгоистическом духе; не в реализации цели, смысла и назначения человека по Божьему Замыслу, а лишь способами жизни – как удобно, приятно, комфортно, легко, быстро и выгодно.
На этот вопрос ответил священномученик Владимир Богоявленский, митрополит Киевский: люди живут так по причине неведения, неверия и нерадения.
✦ Неведение (непросвещенность в слове Божием) порождает неверие, ибо «вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17).
✦ Неверие (в Бога и Богу) приводит к нерадению (бездействию) в деле спасения.
✦ Нерадение о спасении приводит к деятельному невежеству, удалению от пути спасения, саморазрушению и гибели.
Поясним как неведение порождает неверие.
Неведение – отсутствие Богопросвещенности, истинного и спасительного знания о вере, о Боге, о Церкви, о цели и смысле жизни, о деле спасения совершенного Христом-Спасителем; и совершающимся по благодати в лоне Церкви, как двуединый (синергийный) Богочеловеческий процесс.
Неверие – отсутствие истинной веры в Бога, лишает человека Богопознания, Богопочитания, Богоуподобления, Богоугодного характера церковной жизни и непременно замещается эгоцентризмом (гордоумием и гордонравием), кумиротворчеством или идолопоклонством. «Без Христа, наша жизнь пуста, бесцельна и бессмысленна» св. прав. Иоанн Кронштадтсткий.
Нерадение – отсутствие правильного, по вере и Заповедям Божиим устроения жизни и душеспасительной деятельности, что приводит к жизни бессмысленной, бесцельной, бесплодной, душевредной и пагубной. Ибо «все, что не по вере, грех» есть (Рим. 14:23).
Святитель Игнатий Брянчанинов еще в середина XIX века писал:
«Как посмотришь на наших соотечественников и особенно молодежь, то нельзя не пожалеть ее! Как она ветрена и легкомысленна! Как не думает ни о чем кроме удовольствий, растлевающих нравственность и здоровье, приготовляющих самую печальную будущность. Мне кажется, что всему этому причина:
а) неправильное воспитание, даваемое молодым людям
б) неправильный взгляд на себя и
в) неправильный взгляд на жизнь, непонимание ее смысла, цели и предназначения».
Поясним.
1) Неправильное воспитание происходит (как правило) от:
а) неправильного понимания, устроения жизни семьи и отношений в ней (т.к. воспитывает жизнь, жизнь семьи, ее дух, характер, направленность и качественное содержание (по принципу подобия: «подобное воспитывается подобным»);
б) отсутствия или недостаточности межпоколенной преемственной связи и передачи правильного воспитания;
в) непонимания его судьбоносной важности, ценности, и как результат – очень слабая мотивация на воспитательную деятельность;
г) незнания сущности процесса воспитания, необходимых для него условий, принципов и методов;
д) нежелания или не умения им заниматься самоотверженно и должным образом;
е) отсутствия условий, способностей, навыков (душевных и физических) сил или возможностей к осуществлению воспитания.
2) Неправильный взгляд на себя происходит от отсутствия:
а) Богопознания, т.к. истинное знание о человеке мы обретаем через Иисуса Христа, Который есть наш Первообраз - идеальный Человек.
Христос воспринял падшую человеческую природу, будучи непричастен греху, показал тем самым человеку, каков он первозданный в его падшей природе. В Нем и через Него открывается подлинная суть человека, его первозданная Богоподобная природа, степень поврежденности и расстроенности ее грехом; замысел Бога о нем, назначение, цель и смысл человеческой жизни. Это знание дается нам в Священном Писании и Церковном Предании.
б) Понимания важности самопознания, для покаяния, воздержания, исправления и Богоуподобления в добродетели.
в) Расположения и желания, мотивации и решимости жить Богоугодной жизнью в реализации цели, смысла и своего назначения, согласно замыслу Творца.
3) Нехристианский взгляд на жизнь, ее смысл, цель, назначение и препровождение . Чаще всего это взгляд атеистический (в котором нет места Богу), псевдонаучный (с множеством гипотез), языческо-мифический (заимствованный из мифов др. Греции, Шумер, Египта и т.п.) или индивидуалистический (кто во что горазд, сколько голов, столько и мнений).
Когда мы задавали вопрос о понятии «что есть человеческая жизнь» в разных аудиториях, ответы были довольно однообразными: «жизнь – есть борьба, игра, случай, путешествие, школа, театр, поиск земного счастья, время самореализации и т.п.». Все эти ответы поверхностны и неудовлетворительны. Где же искать правильный ответ?
Никто не знает более точно и полно о человеке (его назначении, призвании, цели и смысле жизни), как его Творец и Создатель.
Есть различные и очень отличные друг от друга человеческие представления о жизни, а есть Божественное Откровение о ней!
Для христианина жизнь – есть превеликий и бесценный дар! Дар Божией благости, премудрости, милости и любви; длящийся во времени, с непрестанным и промыслительным Участием Бога в нас;
✦ с множеством Откровений, чудесных явлений, потрясений, испытаний и вразумлений, порой болезней скорбей и страданий;
✦ для нашего уверения, ответственного отношения ко всему происходящему,
✦ нашего покаяния в грехах, исправления, благодатного преображения жизни с принесением Богоугодного плода и
✦ правосудным ответом-воздаянием от Него в день частного и Страшного Суда;
✦ которым определиться наша загробная участь: для творивших добро (живших Богоугодно) – благая, а для делавших зло (нераскаянных грешников) – плохая участь: «и пойдут они в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25: 29).
Опираясь на Божественное Откровение – Священное Писание (слово Божественной Истины) и Предание Церкви, (главный источник истинного знания и высший авторитет), мы много ценного узнаем о нас самих и нашей жизни.
Бог — источник и полнота всякой жизни.
Он — Бог живой: об этом свидетельствует прежде всего Его имя, данное Им Себе Самому (Исх. 3:14)
От Бога исходит вся тварная жизнь, и Он же управляет человеческою жизнью.
Жизнь тела и души есть благо (Быт. 2:7; Деян. 17:25; Иов. 10:12, 33: 4; Пс. 26:1, 65:9, 103:29). Мы должны ценить и беречь ее. Езекия молился об избавлении его от смерти (2 Цар. 20:2); Иаир — о жизни дочери (Мф. 9:18); сотник в Капернауме — об исцелении слуги (Мф. 8:5); и молитва их услышана…
Но нужно остерегаться, чтобы забота о земной жизни не помешала нам взирать на Бога и жизнь вечную в Его Небесном Царстве, приуготовленном от сложения мира для всех любящих Его.
Христианин должен быть готовым жертвовать:
✦ земным и временным для вечного и Небесного: (см. Мф. 6:25, 10:39; Лк. 8:14, 17:33; Ин. 12:25);
✦ видимым для невидимого;
✦ человеческим ради Божественного,
помня какою ценою это обретено Спасителем, отдавшим Свою Жизнь за жизнь мира (см. Ин. 10:15. Мф. 20:28).
У древних израильтян, которым еще не было открыто упование вечной жизни за гробом, долгая земная жизнь считалась наградой за праведность и ознаменованием Божией милости (Исх. 20:12; Пс. 90:16; Притч. 3:2, 4:4, 19:16).
Но вообще человеческая жизнь коротка, вследствие греха, исполнена труда и горести (Пс. 89:5, 38:6, 102:15; Быт. 47:9; Иов. 8:9, 14:1; Иак. 4:14).
Задача жизни не в наслаждении ею, но в служении Богу через людей. (Лк. 16:19; 1 Петр. 4:2; 2 Кор. 5:15; Рим. 12:1; Тит. 2:12).«Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.» (Мф. 25:40).
Бог определил для нас другую жизнь, лучшую, чем та, которая дается путем естественного деторождения. Он желает сделать нас участниками Его вечного бытия, ибо — «возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:23).
Жизнь вечная является нашим уделом по вере в Иисуса Христа, Жизнедателя, дарующаго ее в Боге (Ин. 3:16, 36, 5:24; 2 Тим. 1:10; Ин. 4:10, 5:12, 6:40, 51; Ин. 11; Рим. 1:17).
Это жизнь внутреннего общения с Богом, даруемая сердцу Животворящим Духом. Божиим, действующим через Слово Божие (Ин. 17:3; Рим. 8:2; Ин. 6:63; 1 Петр. 1:23; Иак. 1:18).
Она обнаруживает свое присутствие тем, что мы учимся жить жизнью, угодною Богу, а Христос становится в нас живою действующею благодатной силой (Рим. 6:4, 14:8; 2 Кор. 4:10, 5:17; Гал. 2:20; Филип. 1:21; Еф. 2:5; 1 Петр. 2:5).
Христианская жизнь состоит в следовании за Христом и уподоблении Ему в добродетели.
Характером и качеством своей земной жизни мы отвечаем Богу.
Этот ответ может быть:
✦ богоугодным,
✦ самоугодным (при эгоистическом характере жизни) или
✦ богопротивным (при атеистически-безбожном и греховном характере жизни).
Различные аспекты жизни
1. Жизнь как Богодарованная ценность (талант), за который предстоит дать ответ Богу – о ее употреблении: кому и чему была посвящена и на что направлена наша жизнь.
2. Человеческая жизнь как превеликий дар Божией благости и любви, призванный свободно и сознательно быть посвященным Богу и благу ближних.
3. Жизнь как непрестанный, ответственный, судьбоносный выбор.
4. Жизнь как временный период и школа подготовки к жизни вечной.
5. Жизнь как – время реализации многообразных возможностей и желаний…
6. Жизнь как наша проявка мыслей, чувств, желаний, отношений.
7. Жизнь как двуединый богочеловеческий таинственный процесс.
8. Жизнь как явление под надзором Господа – «под всевидящим, недремлющим оком».
9. Жизнь как время реализации определенных Богом человеку - цели, смысла, назначения и призвания своего (а не время поиска способов жизни…).
10. Жизнь как ответ Богу за все Его милости, благодеяния и дары.
11. Жизнь как время стяжания благодати, Богоуподобления и обожения до единения с Ним.
12. Жизнь как подвиг самоотвержения, крестоношения и богоуподобления – необходимые для спасения (а не поиск земного счастья).
13. Земная жизнь человека – время восстановления благодатного союза, (завета или связи человека с Богом) через верность, любовь, богообщение и богоуподобление, богоединение и прославление Его.
14. Земная жизнь человека – как восхождение на гору совершенств по лестнице добродетелей, каковой являются евангельские блаженства.
15. Земная жизнь человека – как восхождение от качества отношений человеческих (всех уровней любви человеческой), к любви богочеловеческой.
16. Земная жизнь человека – это время личностного самоопределения: кто я, откуда я и зачем я… Это время многих потенциальных возможностей личностного самоопределения человека.
17. Земная жизнь человека принадлежит Небесной, достижимой по благодати, через благочестивую церковную жизнь.
Земная жизнь – это время для подготовки к жизни вечной, для восхождения на гору совершенств по лестнице добродетелей, для стяжания благодати, благодарности и любви.
Это время подвига и крестоношения, время реализации не способов жизни, не своих возможностей, самоугодных желаний и удовольствий, но цели, смысла, назначения и призвания, определенных человеку от Бога.
Если же человек не отвечает для себя самого на главные вопросы жизни (цели, смысла, назначения и призвания своего), не зная их, то он и не может жить в их реализации, потому живет способами жизни – как выгодно, легко, удобно, комфортно и престижно.