Духовный мир постигается духовным деланием*, а не только разговорами или чтением.
Преп. Марк Подвижник: «Божественное Писание читай делами».
В Евангелии раскрыты все тайны души человеческой, указан путь в царст¬вие Божие, указаны награды и наказания, раскрыты многие тайны загробной жизни, но постигаются они не чтением, и даже не молитвой, а исполнением заповедей.
*Под духовным деланием понимается постоянный внимательно-трезвенный, внутри себя труд человека в преодоление действия страстей, склоняющих человека на путь греха.
Не¬достаток делания, нарушение заповедей, восполняются покаянием, испове¬дью, причащением Святых Христовых Тайн.
Что же такое духовное делание? Почему оно так необходимо для нас?
Преп. Илия Экдик: «Делание тела есть пост и бдение, делание уст – псалмопение. Но молитва лучше псалмопения, и молчание драгоценнее слова. Рук делание есть то, что ими безропотно делается; а ног то, что ими по первому мановению исполняется. Делание души есть воздержание с простотою и простота воздержно действующая; а ума – молитва в созерцании, и в молитве созерцание Бога».
О жизни деятельной и умозрительной
Преп. Серафим Саровский: «Человек состоит из души и тела, а потому и путь жизни его должен состоять из действий телесных и душевных – из деяния и умосозерцания.
Путь деятельной жизни составляют: пост, воздержание, бдение, коленопреклонение, молитва и прочие телесные подвиги, составляющие тесный путь и прискорбный, который, по слову Божию, вводит в живот вечный (Мф.7:14).
Путь умосозерцательной жизни состоит в возвышении ума ко Господу Богу, в сердечном внимании, умной молитве и созерцании чрез таковые упражнения вещей духовных.
Всякому желающему проходить жизнь духовную должно начинать с деятельной жизни, а потом уже приходить и в умосозерцательную, ибо без деятельной жизни в умосозерцательную прийти невозможно.
Деятельная жизнь служит к очищению нас от греховных страстей и возводит нас на степень деятельного совершенства, а тем самым пролагает нам путь к умосозерцательной жизни».
Преп. Иоанн Кассиан Римлянин: Духовное делание – это «стяжание чистоты сердечной».
Шестая заповедь Блаженств «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ясно показывает нам путь Богопознания.
Бог не открывается нечистому сердцу. Нравственное состояние личности есть непременное условие Богопознания.
Преподобный Максим Исповедник: «С деянием соединяющий ведение, и с ведением деяние есть престол Божий и подножие ног Его».
Евагрий Понтийский: «Духовное делание ведет человека к глубокому единению с Богом».
Преп. Исаак Сирин: В духовной жизни мы должны постоянно «стремится привести в благоустройство делами покаяния и богоугодной жизни наше сердце, и Господь Сам придёт, если место в сердце будет чисто и нескверно».
Преп. Ефрем Сирин называл сердце «Божией обителью».
Согласно святоотеческому учению, дело очищения сердца должно быть постоянным духовным подвигом.
В духовной жизни мы или подымаемся, или падаем. Мы не можем сохранять себя постоянно в духовном равновесии, если не будем двигаться вперёд.
Наше духовное состояние можно сравнить с градусником, температурная шкала которого понижается или повышается в зависимости от действия тепла.
Прот. Александр Мень: «Мы видим Бога сердцем. Что мы сможем увидеть, если будем смотреть в закопчённую подзорную трубу? Значит, необходима промывка. Чистое сердце — это христоподобное сердце, которое любит».
Свт. Николай (Велимирович): «Сердце — средоточие души. Из сердца исходят помыслы, в сердце таятся желания и все страсти. Именно поэтому был дан совет: Сын мой! Больше всего хранимого храни сердце своё, потому что из него источники жизни (Прит. 4: 20, 23). Чистое сердце — это зеркало, в которое любит смотреться Господь». «Чистое сердце человеческое есть обитель Его величайшей радости». «Из сердца как из главного святилища Духа Святого разольются духовные живоносные струи по всему человеку, телесному и духовному. Последствием сего будет то, что у верующего тело станет орудием духа человеческого, а дух человеческий — орудием Духа Святого».
Свт. Феофан Затворник: «Главная цель всей жизни христиан, всех трудов и подвигов – очищение сердца от страстей».
«Когда сердце ваше затеплится теплотою Божией, с того времени начнётся собственно внутренняя ваша переделка. Огонек тот всё в вас пережжёт и переплавит, всё одухотворять начнет, пока совсем одухотворит. Огонек не покажется, пока страсти в силе. Страсти то же, что сырость в дровах».
Прот. Павел Флоренский: «Сердце — это очаг духовной жизни, одухотвориться —значит «уцеломудрить» своё сердце. Очищение сердца даёт общение с Богом, а общение с Богом выпрямляет и устрояет всю личность подвижника».
Митр. Иерофей (Влахос)
Три этапа духовной жизни
(ступени духовного совершенствования и исцеления человека):
✦ очищение сердца (делание);
✦ просвещение ума (созерцание);
✦ обожение.
«Не существует ни делания, независимого от созерцания, ни созерцания, независимого от делания. Ибо через очищение человек идет к созерцанию Бога, а когда прекращается созерцание, снова начинается делание».
О взаимосвязи делания и созерцания
Преп. Максим Исповедник: «Созерцание без делания ничем не отличается от фантазии. Но делание, не одушевленное созерцанием, бесплодно и неподвижно, как истукан».
В.Н. Лосский: «Нет богословия вне опыта: нужно меняться, становиться новым человеком. Нельзя быть богословом и не идти путем соединения с Богом».
Преп. Симеон Новый Богослов: «Не соединившийся с Духом Святым через очищение себя от всего страстного, созерцания Бога и Боговедения сподобиться не может».
Свт. Григорий Палама: «Делание всегда приводит к созерцанию». Дух Святой полностью преображает человека. «Не просто соединяет человека с Богом, но и срастворяет Свою благодать со всем человеческим существом».
Где можно совершать духовное делание?
Духовное делание можно совершать везде — и в пустыни, и посреди мирской суеты.
Преп. Антоний Великий, основоположник монашеского делания, был послан Промыслом Божиим в Александрию к кожевнику, который имел превосходящее его делание.
Преп. Макарий Великий был направлен учиться у двух женщин-мирянок.
Св. прав. Иоанн Кронштадтский посреди суетного мира обрел молитву и дар чудотворения выше, чем у монахов Афона.
«Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:8). Все зависит от человека, от его веры и от того, как он проходит свой путь, а не от времени, места, звания или сана.
Духовное делание и нравственное совершенствование
Путь духовного делания есть путь нравственного совершенствования, ибо нравственность в Православном Предании – не отвлеченное понятие и не внешний образ жизни, это – подвижничество.
Нравственное совершенствование и духовное делание, по учению Святых Отцов, есть дорога, которая ведёт нас к очищению сердца.
Благодаря духовному деланию душа христианина сподобляется глубокого единения с Богом. Человек ещё на этой земле, становится причастником Небесного Царствия.