Протоиерей Александр Зелененко
«Слушающий вас, Меня слушает, отвергающий вас, Меня отвергается…» (Лк. 10:16)
1 стадия. Отношения мирянина еще не как с духовником, а просто как с приходским священником-исповедующим, который, выслушав исповедующегося, прочитал разрешительную молитву, благословил, но не сказал ничего по исповеди или об исправлении (или сказал – «идите, причащайтесь»).
2 стадия. Священник-советующий. Не только прочитал разрешительную молитву, но и дал определенные советы для исправления, правильного устроения духовной жизни, для примирения или совершенствования.
Если мирянин этим советам не следует, а оставляет их в вольном обращении (хочу – последую, а хочу – нет), то в данном случае о духовнических отношениях говорить преждевременно.
3 стадия. Духовник-наставник. Дает регулярно исповедующемуся и обращающемуся к нему мирянину необходимые наставления – как исправить тот или иной грех, греховную привычку, пристрастие, страсть и т.д. Где мирянин уже познал опытно, что, когда он не следовал даваемым духовником наставлениям, он попадал в еще более затруднительные ситуации и духовно-тупиковые обстоятельства, придя к выводу, что пренебрегать наставлениями духовника не следует.
4 стадия. Когда священник становится духовным отцом или руководителем (как детоводительствуюий отец; духовный отец – это тот, кто духовно породил словом благовестия, силой личного примера пробудил веру и руководил на жизненном пути. Он будет ответствовать перед Богом. Услышавшие через него слово Божественной Истины, «глаголы вечной жизни», пошли за ним, как прежде ученики за Христом).
Отца от детей много что отличает: возраст, особенно духовный, опытность, искусность, рассудительность, предвидение, сила, покровительствующая любовь, забота, серьезность, ответственность и власть.
5 стадия. Окормление у духовного старца, которому открыта воля Божия о вас, и всё, что он говорит или советует, должно воспринимать как из уст Божиих, слова и советы Божии, не следовать которым нельзя, иначе будут от Господа суровые вразумления и наказания.
Здесь можно привести сравнительный пример. Духовную жизнь можно уподобить восхождению человека на высокую гору – «гору совершенств», предположим, Синайскую гору, куда некогда для богообщения взошел пророк Моисей.
1. Желая предпринять восхождение на гору, мы встречаем местного жителя, некоего бедуина, который одобряет наше намерение на восхождение молча кивком головы, или словесно поощрив нас; как делает и исповедующий в храме священник-исповедник, благословив исповедовавшегося человека на причастие.
2. Затем у склона-подошвы мы встречаем опытного человека, дающего нам, по его мнению, ряд ценных советов к восхождению (образ священника-советчика):
- идите поздно вечером, а не в палящий зной;
- возьмите с собой фонари, чтобы в темноте не спотыкаться;
- попросите местных проводников вас сопровождать;
- для пожилых и немощных можно попросить у бедуинов верблюда.
К этим советам вы вправе прислушиваться или нет…
3. Затем вы отправляетесь с опытным путеводителем, который инструктирует и руководствует вас на всем пути до вершины; пренебрегать его руководством чревато (образ духовного отца).
4. Вот вы поднялись на гору, а теперь самое ответственное дело: открыть храм и там, в неизвестном месте сориентироваться и все необходимое для литургии найти и совершить ее богоугодно, не нарушая чина… Все это вам рассказывает и показывает многоопытный старец, поставленный для этого здесь. А потом он говорит, что в эту ночь был заморозок и на вершине гололёд, идите на спуск не здесь, с северной стороны, а там, где солнечная сторона, там обледенения уже нет и путь безопасней (это образ старца).