Общение – это важнейшая характеристика человеческого бытия, ибо личность развивается через общение с другими личностями и окружающим миром. Первозданный человек сразу начал реализовывать себя в общении с Богом, ангелами, женой, животными и всем тварным миром.
Однако в аскетической традиции мы встречаем советы по ограничению общения и даже призыв к безмолвию.
Как это понимать? Нет ли здесь противоречия?
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо кратко раскрыть смысл общения в жизни человека.
Общение человека происходит на разных уровнях.
1. Информационно-коммуникативный уровень - когда в результате общения люди обмениваются некоторыми сведениями, не содержащими ничего личного (рабочая информация, новости, прогноз погоды, результаты спортивных соревнований и т.д.). в этом случае личности не раскрываются друг перед другом, и прямого межличностного общения не происходит. Однако в этой ситуации возможно неявное, но весьма сильное воздействие на личность другого человека через особым образом подобранную информацию со стороны того, кто ею обладает. Использование человеческого общения в таких целях является манипуляцией человеческой личности через информационное воздействие. Современные СМИ давно стали таким орудием манипуляции общественным сознанием и, соответственно, важнейшим средством управления обществом.
2. Личный уровень – это общение двух и более личностей, во время которого раскрывается уникальность каждого из них, и они образуют глубокие межличностные связи. Хорошо об этом говорит преподобный Марк Подвижник: «Общение бывает двух родов: одно происходит от злобы, а другое от любви. Через общение мы воспринимаем друг друга».
Минимальные условия для Богоугодного личного общения – доверие, максимальное – любовь. В таком общении люди познают друг друга, и между ними образуются внутренние связи, сохраняемые и после завершения диалога, особенно если личное общение освятилось любовью.
Прообразом такого общения в любви является любовь Господа к человеку: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Однако и в отрицательном плане личное общение образует крепкие внутренние связи. Возненавидев кого-либо, мы становимся зависимыми от этого человека. Всякий, обижающий ближнего, соразмерно с обидой принимает на себя искушение обижаемого им. Эта зависимость не прекращается пока человек не простит своего ближнего от всего сердца.
Взаимная любовь позволяет в общении проникнуть за грань телесной оболочки и увидеть человека как неповторимую личность, увидеть его внутреннее содержание.
3. Духовный уровень – это общение личностей, соединенных в Боге через сопричастность единой Божественной благодати. В этом случае происходит самое глубокое межличностное единение и взаимообогащение внутренним духовным сокровищем.
Для духовного общения не являются препятствием расстояние, время, физическая смерть и другие рамки тварного бытия. Так, во время Куликовской битвы преп. Сергий Радонежский, молясь в храме, видел своим духовным взором и общий ход битвы, и погибавших русских воинов.
Духовному общению церковь учит своих чад через молитву. Именно в чистой молитве происходит духовное общение с Богом, ангелами, святыми, с живущими и усопшими людьми. По мысли святых отцов, именно такой способ общения ожидает человека в будущей жизни, поэтому очень важно первые уроки усвоить уже сейчас. Особая любовь верующих во Христе по-разному называется в Священном Писании: «общение веры (Флм. 1:6), утешение во Христе, общение духа (Флп. 2:1).
Духовное общение возрождает первозданное единство человеческого рода.
Что препятствует человеческом общению?
Основные причины следующие.
Гордость. Гордый ценит себя выше и более других, поэтому не видит смысла в общении с теми, кто, как ему кажется, по своему положению ниже или недостоин его.
Ненависть. Это состояние парализует возможность общения до такой степени, что не позволяет произнести ни одного доброго слова в адрес ненавистного лица, тем более препятствует личному диалогу.
Страх. Общение раскрывает личности и в определенном смысле делает их уязвимыми, взаимозаменяемыми, как говорит пророк Давид: «с преподобным преподобным будешь, и с мужем неповинным неповинен будешь, и со избранным избран будешь, и со строптивым развратишься» (Пс. 17:26-27). Часто люди боятся изменений и подсознательно защищают свою внутреннюю неприкосновенность через замкнутость. Страх парализует общение. Человек думает, что так он лучше сохранит себя, не замечая, как превращается в застойное болото.
Стыд. Поскольку общение раскрывает внутреннее содержание личности, а у каждого человека есть много греховного в душе, то страх бесчестия и позора сковывает общение, делает людей неискренними и заставляет переводить разговор на информационный уровень.
Лицемерие. В общение люди нередко пытаются изобразить из себя то, что они есть на самом деле. Стремятся произвести впечатление, создать иллюзию в сознании другого о себе. Рано или поздно эти миражи рушатся, что приводит к разрыву человеческих отношений.
С духовной точки зрения все указанные причины суть проявление гордости. Поэтому для восстановления полноценного Богоугодного общения между людьми необходимо прежде всего побеждать эту страсть.
Семья
Семья – это благословленный Богом союз мужа и жены, позволяющий им посредством любви и совместной Богоугодной жизни преодолеть ограниченность отдельных человеческих ипостасей, создать единство по образу Христовой Церкви, преобразиться и достигнуть вечного спасения.
Семья – прообраз Пресвятой Троицы
В Боге три единосущные Божественные ипостаси вечно пребывает в единстве взаимной любви, и каждое лицо в полноте обладает Божественной природой. Это единство ни в коей мере не ограничивает ипостасное бытие каждого Божественного лица.
Нечто подобное мы видим и в человеческой семье, если рассмотреть ее в идеальном состоянии.
Все члены семьи единосущны между собой, но их природное единство не только не уничтожает личностного различия членов семьи, но становится плодотворной средой для их личного развития через совершенствование в любви.
Семья — это школа любви, не пройдя которую трудно возрасти до любви к Богу: «кто говорит я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит?» (1 Ин. 4:20).
По мысли апостола Павла и позднейших отцов Церкви, служение мужа, жены и детей в семье имеют прямую аналогию с ипостасными особенностями бытия Божественных лиц. Как Бог Отец есть глава Христа, так муж – глава жены.
«Как Христос есть сияние славы и образ бытия Бога Отца, так и жена слава мужа. Первые люди созданы по образу Святой Троицы: беспричинный и нерожденный Адам есть образ и изображение беспричинного Бога Отца, рожденный сын Адама предначертает рожденного Сына, а исшедшая Ева обозначает исшедшую ипостась Святого Духа», пишет святой Анастасий Синаит.
Человек может жить лишь в общении с Богом. В браке всегда есть как минимум три лица – муж, жена и соединяющий их Бог.
Семья – малая церковь
Семья является средой для преображения человека. Здесь он рождается, возрастает, учится общению с другими личностями, постигает любовь и все добродетели, вступает в общение с Богом.
В этом плане семья и церковь тождественны по предназначению, ибо служат преображению и совершенствованию человека.
В райский период человеческой истории семья и церковь были едины. После грехопадения семейная жизнь стала недостаточной для спасения, поэтому потребовалось создание новой семьи – церкви. Но и после ее создания очень многие свойства и явления могут равно наблюдаться и в семье, и в церкви.
Семья, живущая по образу церкви, должна иметь главной целью жизнь в Боге. Семейная жизнь очищает своих членов от греховных навыков, укрепляет в добродетели, соединяет всех в единое целое через любовь.
Как церковь иерархична по своей природе, так и в семье изначально установлен Богом определенный порядок, смысл и предназначение для служения всех членов.
Муж – глава семьи. Он прообразует священника, предстоятеля перед Богом, несет ответственность за семью как целое и за каждое в отдельности. Жена – помощница мужа во всех Богоугодных делах, прообразует дьяконский чин. Дети – алтарники, а семейная жизнь – священнодействие.
Конечно, это идеализированный образ, но насколько он искажается в реальности, настолько семья утрачивает Божие благословение и возможности для Богоугодной жизни.
Церковь рождает чад Богу, и для нормальной семьи естественным и Богоугодным условием существования является деторождение.
Воспитывая детей, родители рождают чад Богу, и через это спасаются все члены семьи.
Семья и развод
Брак заключается на земле и во времени, но его последствия имеют бесконечную перспективу. Во-первых, потому что человек – существо бессмертное, а во-вторых – потому что все, благословленные Богом, уже не может исчезнуть в небытии.
В идеале богоугодный брак должен быть моногамным (ибо первозданная семье состояла из одного мужа и одной семьи) и нерасторжимым (по образу вечного единства Христа и церкви).
Разводы и повторные браки допускаются в силу человеческой немощи, ибо уединенная жизнь требует немалых сил и особого склада характера, а это удел немногих.
В качестве возражений против вечной перспективы брака приводят цитату из Священного Писания: «чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят и умереть уже не могут, ибо они равны ангелам и суть сыны Божии будучи сынами воскресения» (Лк. 20: 34-36).
Семейные отношения людей на земле отразятся на их загробной участи. Как именно будут осуществляться отношения между людьми в будущем, Священное Писание и Предание нам не открывает.
Монашество
Монашество основано на добродетели девства и исторически возникло в древней церкви из чина девственников и девственниц, которые для более полного единения с Богом стали стремиться к уединенной жизни.
Девство в формальном плане – это воздержание от любых искушений блудной страсти, в том числе и от супружеской близости.
В духовном плане – это одна из самых возвышенных и труднодостижимых добродетелей, если понимать под ней не только внешнее воздержание, но и внутреннюю чистоту от плотских помыслов.
В Ветхом завете не существовало добродетели девства. Если даже некоторые из древних праведников устремлялись к ней, то для окружающих они выглядели маргиналами, становились изгоями.
Новый завет раскрыл глубину этой добродетели множеством примеров и ясным учением. Высочайший пример девственной жизни явлен нам в лице Господа Иисуса Христа, Пресвятой Девы Марии, святого Иоанна Крестители, апостолов Иоанна Богослова и Павла и многих других святых. Рождение Христианства и явление миру добродетели девства происходит одновременно.
Девство ради Бога в полном виде могут вместить не все. «Не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так, и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы которые сделали сами себя скопцами для царства небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19:10-12). Спасение вполне возможно и в семейной жизни. Но борьба за внутреннюю чистоту ума и сердца предстоит всем Христианам при выборе любого жизненного пути.
Девство – основа целомудрия человека.
Целомудрие – это целостное мудрование, целостное видение, целостное восприятие бытия, которое приходит, когда в человеке произойдет внутреннее восстановление единства природы и личности.
Принципы монашества
Слова «монах» происходит от греческого μόνος, которое имеет два значения: количественное – «один», и качественное – «единый». Оба эти значения обретаются в данном понятии: это и человек, живущий один, то есть уединенно, и человек, который восстанавливает свое единство, целостность через единение с Богом. Монашество – это особый тип жизни, возникающий, когда человек всецело посвящает себя общению с Богом.
«Монашество – это безраздельная любовь человеческой души к Божеству, это непрестанное искание Божественного света» (архимандрит Рафаил (Карелин)).
Избрание монашества должно происходить не по прихоти человеческой, но по воли Божией, когда у человека есть жажда Бога и благословение свыше.
В святоотеческой традиции обычно указывают три причины для принятия монашества:
• страх будущего наказания за содеянные грехи,
• стремление к духовному воздаянию за добродетели и
• любовь к Богу.
Эти причины не равнозначны и производят различное действие: «отрекшийся от мира из страха подобен фимиаму, который сперва благоухает, а после оканчивается дымом. Оставивший мир ради воздаяния подобен мельничному жернову, который всегда одинаково движется; а исшедший из мира по любви к Богу в самом начале приобретает огонь, который вскоре возжет сильный пожар» (Преподобный Иоанн Лествичник).
Каждый монах для восхождения к Богу принимает три обета:
• послушание (для очищения от эгоизма и приобретения смирения),
• нестяжание (чтобы освободиться от соблазнов суетного мира) и
• целомудрие (для всецелого единения с Богом).
Молитва и стяжание добродетелей становятся его основным занятием.
Монах отличается от мирского человека именно своей всецело устремленностью к Богу. Он остается человеком, но его земной аспект жизни предельно минимизируется, а повседневные занятия служат высшей цели – Богообщению. В этом плане монашеская жизнь называется в церкви равноангельской.
Вот как описывает суть монашества преподобный Иоанн Лествичник: «Монах есть тот, кто, будучи обличен в вещественное и бренное тело, подражает жизни и состоянию бесплотных.
Монах есть тот, кто держится одних только Божиих словес и заповедей во всяком времени, и месте, и деле.
Монах есть всегдашнее понуждение естества и неослабное хранение чувств.
Монах есть тот, у кого тело очищенное, чистые уста и ум просвещенный.
Монах есть тот, кто, скорбя и болезнуя душою, всегда памятует и размышляет о смерти, и во сне, и в бдении. Отречение от мира есть произвольная ненависть к веществу, похваляемому мирскими, и отвержение естества для получения тех благ, которые превыше естества».
С древних времен существует три типа монашеской жизни: «все житие монашества содержится в трех главных устроениях и образах подвига:
• или в подвижническом уединении и отшельничестве;
• или в том, чтобы безмолвствовать с одним, и, много, с двумя,
• или, наконец, в том, чтобы терпеливо пребывать в общежитии» (преподобный Иоанн Лествичник).
Монашество короткий, но крутой и опасный путь на небо. Многие, кто вступил на него с рвением не по разуму или самочинно, сорвались. Те монахи, которые взошли к Богу, вошли в сердце церкви, стали звездами на духовном небосводе. Они не только спасли свои души, но своей жизни вдохновили и оживотворили этот грешный мир, так что монашество не есть жизнь только для себя. Оно имеет вселенское значение. Монахи – это Христианская соль, без которой наш мир давно бы уже протух и сгнил.