Протоиерей Александр Зелененко

Для новоначального человека Православие – это его выбор, его новый путь, новая жизнь, новые отношения и состояния. Часто он напоминает человека в лесу, в лабиринте или в чужом городе, где человек не может сразу сориентироваться и вынужден у встречных людей спрашивать правильно-ли он идёт к намеченной цели; как пройти туда-то и туда-то…

Чаще всего к вере приходит человек, получивший более отрицательного опыта, чем положительного, находящийся в кризисном состоянии, изуродованный грехом, отягощенный множеством неверных представлений, привычек, комплексов, болезненных состояний и психотравм.

Если допускались те или иные крайности, броски, метания – они не пройдут в один миг.

В результате всего этого – болезни и уклонения различного рода.

а) ревность не по разуму – «с места – в карьер», на марафон – как на стометровку, вплоть до одержимости, «живьем на небо», принцип выстрела из пушки – с откатом назад.

✦ Новоначальный молится за двоих (о всех и о вся в мире),
✦ трудится за троих,
✦ постится за четверых,
✦ готов помогать всем, кому только можно
✦ и спасать всех и вся… - дух одержания.

б) Теплохладность, аморфность, инфантильность, «дух болота», равнодушия, безразличия – дух уныния.

Причины – своеумие, своенравие, боязнь фанатизма, ложный стыд.

в) Дух учительства, благовестничества – сильное, неудержимое желание, страсть всех обращать, учить, удивлять (собой в т.ч.) и спасать (всех, кроме себя). В результате – запущен дом, хозяйство, дети…

Когда в семье появляется христианин, все его близкие становятся мучениками...

г) Склонность к чувственному восприятию, повышенной эмоциональности с всплесками импульсивности, вплоть до экзальтации (напоминает радения у пятидесятников).

д) Дух фарисейства – гордости, «Я не таков, как прочие человецы…»

е) Дух критиканства, осуждения, обиды, ожесточения, озлобления, памятозлобия.

ж) Дух лукавства – уклонение от истинной духовной жизни, от руководства; духовная слепота, глухота, темнота (дремучесть); самоцен – я верую по-своему, как могу (понимаю), так и верую, от самодостаточности – до высокого самомнения и надмения.

Виды и формы веры

✦ Вера самоугодного характера - бездеятельная или храмовая, воскресного дня;

✦ бытовая, домовая (кухонная) – бесовская;

✦ и истинно православная вера; вера богоугодного характера.

О подмененном содержании духовной жизни

Вместо самоуглубления – человек обращен вовне, без видения собственных грехов, без углубления богопознания. Вместо этого – интерес к тому, кто как живет, как себя ведет, особенно священник и члены его семьи...

Об опережении духовно-практического опыта
информационно-теоретическим рассудочным знанием

Когда человек многого и бессистемно начитался, (о молитве, о посте, о великих подвижниках, их подвигах…) информационно напитался о том, чего в его опыте еще нет, а лишь в воображении и фантазиях и возомнил себя всё и вся знающим.

Т. е. вычитанные и услышанные знания он вообразил своими, имеющимися в его опыте. На самом деле, пока они не его, а чужие, не пропущенные через собственный сердечный опыт. Ему кажется, что он уже многое знает, многим владеет, мнит себя одним из тех подвижников веры и благочестия, и до Царства Небесного ему уже осталось 3 ступеньки…

Всё это приводит к самообольщению и прелести.

Несколько стадий неправды в нас

Человек может быть так побежден неправдою дел и жизни, что:

1) Невольно не видит (и не осознает) ее в себе – дух неправды закрывает, зашоривает (отвлекая внимание, видение и сознание человека на свое делание) душевное зрение.

2) Видит неправду, но и палец о палец не ударяет для того, чтобы изгнать ее из себя через покаяние и исправление, что возможно только при замене в нас внутреннего духа тьмы на дух света и правды. В силу иных жизненных задач, на которые уходят силы, человек делается пассивным, обессиленным.

3) Живет с неправдой, будучи равнодушным к ней, пассивным по отношению к ней, принимая ее как свое родное, неизменное (я такой, я себя таким знаю и принимаю - смирение перед неправдою). Должна же быть непримиримость к ней!

4) Оправдывает неправду в себе – рассуждает рационально, схемами, тем самым накапливая ее в себе. Отсюда – мировоззренческие деформации, основанные на иллюзорных представлениях, когда человек запутался и добро превратил в зло, и наоборот.

5) Даже сознательно культивирует неправду в себе, имея иллюзию правильного делания, самооправданием утверждается и укореняется в ней.

6) Активно доказывает, выдает ее за правду, пропагандирует, культивирует ее и насаждает ее в других.

7) Прямо борется, воюет своею неправдою с правдой – не на жизнь, а на смерть.

Наблюдение дает аналогичный расклад, если за основу брать личность Иисуса Христа.

Отношение к правде Божией – Христу – других евангельских персонажей.

Пример: иудейское общество, дошедшее до такой духовной слепоты, что убивая Бога, думали, что служат Богу, вменив себе это в заслугу.

Искореняя же неправду и неправедные действия в себе, нужно идти следующими ступенями – слыша волю Божию, благословленные Богом дела ИСПОЛНЯТЬ:
✦ из страха (подобно рабу);
✦ из долга христианского перед Богом (подобно наемнику в винограднике);
✦ из чувства веры, преданности и любви.

О поиске воли Божией и своеволии

Примеры ищущих своего:
✦ вместо самоотречения - самоутверждение;
✦ вместо обожения – самообожание;
✦ вместо совершенствования – само-(самости)совершенствование;
✦ вместо надежды – самонадеяние;
✦ вместо веры – самоуверенность;
✦ вместо творения правды – самооправдание;
✦ вместо поиска спасения – поиск земного счастья;
✦ вместо преданности – предательство;
✦ вместо поиска церковного уклада – поиск бытового уюта;
✦ вместо духовного преуспеяния – поиск материального и земного преуспеяния;
✦ вместо духовной радости от целомудрия – поиск плотской сладости...

Составил протоиерей Александр Зелененко для слушателей взрослых групп Воскресной школы Спасо-Парголовского храма.