Откуда приходят к нам мысли?
Ангел помогает, а бес подстрекает. /Русская пословица/.
Св. праведный Иоанн Кронштадтский: "В обыкновенном нашем положении все светлые мысли от ангела-хранителя и от Духа Божия; тогда как, напротив, нечистые, темные от нашего поврежденного существа и от диавола".
"Ежедневно я бываю в руце двух существ: Одного, имущего державу жизни - Бога моего, и другого, имущаго державу смерти - диавола (Евр. 2: 14), врага Бога моего и моего собственного: попеременно я бываю рабом то Того, то этого".
"Как диавол есть при каждом человеке, так и добрый Ангел также есть при каждом человеке. Как присутствие при себе того мы ясно чувствуем, так и присутствие этого, хотя, по самолюбию, мы привыкли все добрые мысли, чувства, расположения, намерения приписывать себе, а не Ангелу-хранителю".
"Все хорошие мысли мои от Бога, потому что они приходят мне в голову только при обращении души моей к Богу, вне этого состояния мысли плотские, греховные. Так и быть должно: свет от Света".
Преподобный Петр Дамаскин: "Все помыслы бывают трех устроений человеческого, демонского и ангельского. Человеческий помысл связан с каким-либо воспоминанием. Демонский же помысел бывает сложный из мыслей и страстей. Ангельский же помысл есть бесстрастное ведение вещей, т. е. истинное знание, охраняющее ум и сохраняющее его от крайностей".
Святитель Феодор, епископ Едесский: "Ангелы, будучи служителями любви и мира, радуются о нашем покаянии и преуспеянии в добродетели, почему стараются наполнять нас духовными созерцаниями и содействуют нам во всяком добре. Напротив, бесы, слуги гнева и злобы, радуются, когда умаляется добродетель, и весь труд свой обращают на то, чтоб увлекать души наши в срамные мечтания".
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): "Всё, что есть в нас доброго, чистого, светлого: всякая хорошая мысль, всякое доброе движение сердца, наша молитва, покаяние, добрые дела всё это в нас рождается и совершается по внушению незримого нашего Ангела Хранителя. Действуя через нашу совесть и наше сердце, это он (наш Ангел) удерживает нас от греха и соблазна, это он помогает нам бороться с искушениями, это он внушает нам страх пред тяжким грехопадением".
Как враг воздействует на ум?
"Не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю" (Рим. 7: 15).
Священник Александр Ельчанинов: "Вот ступени, по которым грех входит в нас, - образ, внимание, интерес, влечение, страсть".
Святитель Игнатий (Брянчанинов): "Начало зол ложная мысль! Источник самообольщения и бесовской прелести ложная мысль! Причина разнообразного вреда и погибели ложная мысль! При посредстве лжи, диавол поразил вечною смертью человечество в самом корне его, в праотцах. Прелесть действует первоначально на образ мыслей, будучи принята и, извратив образ мыслей, она немедленно сообщается сердцу, извращает сердечные ощущения; овладев сущностью человека, она разливается на всю деятельность его, отравляет самое тело, как неразрывно связанное Творцом с душою.
Демонам предоставлено пребывать на земле со времени их окончательного падения до кончины мира: всякий легко может представить себе, какую опытность в творении зла стяжали они в такое продолжительное время при их способностях и при постоянной злонамеренности, нисколько не растворенной никаким благим стремлением или увлечением.
Бесы искушают помыслами, мысленными мечтаниями, воспоминанием о нужнейших предметах, размышлениями, на первый взгляд, духовными, возбуждением заботливости, различных опасений и другими проявлениями неверия".
Святитель Феодор, епископ Едесский: "Обычай есть у всегда воюющих против нас бесов, посильным для нас и удобоисполнимым добродетелям полагать преграды, а к непосильным и преждевременным сильное влагать стремление".
Преподобный Макарий Великий: "Как змий, говоривший с Евою, проник в ее душу вследствие ее послушания, так и ныне чрез послушание человеческое входит в человека грех, который вне его; потому что грех имеет власть и свободу входить в сердце, так как помыслы не вне человека, но внутри из сердца".
Преподобный Марк Подвижник: "Диавол не имеет власти приводить в движение наши помыслы, иначе бы он не пощадил нас, наводя понудительно всякую злую мысль, и не попуская помышлять ничего благого; но он имеет только власть внушать превратное в помысле только первой мысли, чтобы искушать наше внутреннее расположение, куда оно клонится, к его ли совету, или к заповеди Божией, поелику они друг другу противятся".
Преподобный Иоанн Лествичник: "Прилог есть простое слово или образ какого-нибудь предмета, вновь являющийся уму и вносимый в сердце; а сочетание есть собеседование с явившимся образом, по страсти или бесстрастно; сосложение же есть согласие души с представившимся помыслом, соединенное с услаждением. Из всех сих первое безгрешно; второе же не совсем без греха; а третье судится по устроению подвизающегося".
Преподобный Петр Дамаскин: "Когда же страстный помысл долго остается в сердце, то образуется так называемая страсть, которая, привычкою к себе, произвольно увлекает душу и свойственно передает ее исполнению на деле. Такая страсть несомненно подлежит во всех или соразмерному покаянию, или будущей муке".
Преподобный Силуан Афонский: "Как люди входят в дом и выходят из него, так и помыслы от бесов приходят и снова могут уйти, если ты их не принимаешь. Если помысл тебе говорит - укради, и ты послушаешься его, то тем самым ты дал над собою власть бесу. Если помысл тебе говорит - ешь много, досыта, и ты будешь есть много, то опять бес взял власть над тобою. И так если будет владеть тобой помысл всякой страсти, то ты станешь жилищем бесов. Но если воспримешь должное покаяние, то они затрепещут и вынуждены будут отойти".
Преподобный Иоанн Дамаскин: "Они не имеют ни власти, ни силы против кого-нибудь, если не получают позволения от Бога в целях домостроительства, как случилось с Иовом и как написано в Евангелии о свиньях. И хотя им позволено искушать человека, но они не могут никого принудить; так как от нас зависит выдержать или не выдержать их нападение".
Преподобный Варсонофий Великий: "Когда кто-либо бывает празден, то занимается приходящими ему помыслами. Когда же занят делом, то не имеет времени принимать их. Итак с раннего времени держи жернов в своей власти, и будешь молоть пшеницу твою - хлеба в пищу. Если же соперник твой упредит тебя, то вместо пшеницы будешь молоть им (жерновом) плевелы".
Архимандрит Феофан Новозерский: "Когда враг сделает прилог, и мы немедленно обратимся к Богу, помолимся, тогда враг скоро оставит нас; а когда примем его совет, он сейчас покажет и что сказать, и как сделать, поможет и в дело произвесть совет его, совсем овладеет нами, сделает пленниками".
Св. праведный Иоанн Кронштадтский: "Враг, где больше предусматривает духовной пользы от какого-либо духовного подвига или телесного и вместе духовного, там большую противопоставляет адскую силу - воспрепятствовать подвигу тому".
"Если ты сделал какое-либо важное дело, то он шепчет: ну, теперь можно сделать себе послабление... Хоть немного и согрешишь, грех твой загладит сделанное тобою дело, оно сделает к тебе Бога милостивым. И такими хитрыми представлениями доводит иногда неопытных до грехов".
"Как диавол склоняет человека ко всяким грехам? Он заседает в сердце и оттоле требует удовлетворения всем похотям плоти, похоти очей и гордости житейской (1 Ин. 2: 16). Так, у сластолюбивого и пьяницы он сидит в сердце и требует вкусной пищи и вина; у пристрастного к дорогим и нарядным одеждам, к богатой домашней обстановке - сидит в сердце и требует нарядов и блестящей домашней обстановки; у любящего общественные удовольствия - он сидит в сердце и возбуждает тоску сердечную; словом, он всячески на всех действует; он в ворах жаждет прибыли, в убийцах - крови человеческой, в лжецах - лжи, в неверах он богохульствует; благочестивых запинает сомнениями, ко всем приспособляясь, во всех действует сообразно с греховными привычками, расположениями и страстями каждого, чтобы как-нибудь кого поглотить (Ср.: 1 Пет. 5: 8)".
"Характер диавольских нападений - хитрость, быстрота, изворотливость: не победил одним изворотом - сейчас же изворачивается и употребляет другой, противоположный, и это делает быстро, стремительно, чтобы мы не могли опомниться и силою рассуждения о качестве дела отразить приражение зла".
"Враг поражает сердца вялостью, а ум тупостью во время молитвы; так он поражает сердце вялостью, холодностью и бездействием сердечным тогда, когда нужно сделать добро, например, сострадать страждущему, помочь находящемуся в беде, утешить печального, научить невежду, наставить на путь истины заблуждающегося и порочного".
"Дьявол сидит в наших сердцах еще необыкновенно сильной раздражительностью; мы становимся иногда так больны самолюбием, что не терпим ни малейшего противоречия, препятствия вещественного или духовного, не терпим ни одного слова грубого".
"Когда дьявол в нашем сердце, тогда необыкновенная, убивающая тяжесть и огонь в груди и сердце; душа чрезвычайно стесняется и помрачается; все ее раздражает, ко всякому доброму делу чувствует отвращение; слова и поступки других в отношении к себе криво толкует и видит в них злоумышление против себя, против своей чести, и потому чувствует к ним глубокую, убийственную ненависть, ярится и порывается к мщению".
Преподобный Варсонофий Оптинский: "В большинстве случаев у молодых бывают блудные помыслы, а у старых помыслы гнева, воспоминания старых обид".
Игумен Никон (Воробьев): "Бесы прекрасно изучили свойства человеческие физические и психические, они имеют доступ к телу и нервам, к мозгу человека; они действуют и на душевные качества и проявления, всегда действуя во зло и к погибели человека. Так как явные страсти человек видит, также и вред от них, то бесы стараются все перепутать, придать особое значение переживаниям человека, усиливают одно, ослабляют другое, чтобы ввести человека в заблуждение, придать страсти особые глубокие значения, красивую внешность и прочее, и прочее. Неисчислимы их хитрости, лукавство, ложь, всевозможные приемы для обольщения и погубления человека".
Святитель Феофан, Затворник Вышенский: "У всякого есть как Ангел Хранитель, так и враг-искуситель. Есть воистину. Враг непрестанно подсовывает то мысли, то желания по роду своему. Не стань внимать себе и блюстись - пропадёшь. Он затуманит и закружит голову. У всякого особый враг: у иного похотный, у иного корыстный, у иного гордостный - с разными оттенками. Есть враг около не затем, чтобы ему покорствовать, а чтобы с ним бороться и борьбою вырабатывать в себе противоположное добро: вместо похотности - целомудрие, вместо гордости - смирение...
Что испытываете нападки, и особенно когда поговеть решаетесь, это вражья уловка. Он силится сам или отклонить от говения, или испортить его. Но когда сопротивлялись и не уступали, то это знак победы, а не поражения, и не только не мешает приступлению к Таинствам, напротив, служит лучшим украшением сего дела Божия, то есть причащения.
Враг не тотчас худо внушает. Первый его прием есть всевать помыслы, кажущиеся добрыми, и увлекать на дела, по видимости добрые, или на дела добрые с целью недоброю себя показать. Лица, не очень разборчивые на помыслы и дела и не задумывающиеся над ними, лишь бы они не были явно худы, поддаются на эту уловку, и он начинает их гонять от помысла к помыслу и от дела к делу, всё будто добрым, но или неуместным, или неблаговременным, или ненужным, или не в своей мере делаемым. Цель его тут та, чтоб испортить вкус духовный в различении истинного добра от мнимого, приучить к принятию своих внушений и породить высокое о себе мечтание: сколько наделано! Между тем как всё то есть пустоделие и суета.
Когда кто, умудрясь, не дает хода помыслам и позывам на добро, кажущимся добрыми, а тотчас, или по собственному рассуждению, или по указанию опытнейших, отсекает их, как бы они не казались красными, и действует в сем роде с такой решительностью, что не предвидится возможности уловить его сим приемом, тогда враг бросает эту уловку и начинает действовать со вне, через людей, ему подручных. Тут пойдут льстивые похвалы, клеветы, осуждения, притеснения и всякого рода неприятности. Вот это и вам надо знать и ждать, и смотреть в оба. Отвратить это не в нашей власти, но в нашей власти перехитрить врага. Главное переносить всё, не нарушая любви и мира.
Как понять, во благо ли мысль?
Авва Евагрий Понтийский: "После помыслов от сопротивных душа смущена, то есть тотчас возбуждается страстями - яростью, похотью и так далее; гордыней или высокомерием, или тщеславием. Но после помыслов от ангелов на долгое время приобретает душа неизреченный мир, тишину и великое смирение".
Преподобный Макарий Великий: "Что от благодати, в том есть радость, есть мир, есть любовь, есть истина. Сама же истина побуждает человека искать истины. Всякий же вид греха исполнен смятения; нет в нем любви и радости пред Богом".
Преподобный Марк Подвижник: "Когда заметишь, что помысл обещает тебе человеческую славу, знай наверно, что он готовит тебе пристыжение".
Праведный Иоанн Кронштадтский: "Ложные мысли в вере тотчас сами себя обличают, убивают сердечную жизнь - знак, что они происходят от лжеца, мечтателя, имущего державу смерти - дьявола.
Господь входит в душу миром (мир вам) (Лк. 24: 36), дьявол тяжелым, убивающим душу смущением.
Разумей: если ты от какого-либо движения сердечного испытываешь тотчас смущение, стеснение духа, то это уже не свыше, а с противоположной стороны от злого духа".
Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн: "Если примечаем в помысле хотя малейшее смущение, не должно делать по его внушению".
Святитель Игнатий (Брянчанинов): "Есть действие от крови, кажущееся для неопытных действием благим, духовным, а оно не благое и не духовное, оно из падшего естества нашего и познается по тому, что порывисто, горячо нарушает мир в себе и ближних. Действие духовное рождается из мира и рождает мир.
Ощущение смущения служит всегда верным признаком приближения падших духов, хотя бы производимое ими действие имело вид праведности.
Святая истина извещается сердцу тишиною, спокойствием, ясностью, миром, расположением к покаянию, к углублению в себя, к безнадежию на себя, к утешительной надежде на Бога. Ложь, хотя бы и облеклась в личину добра, познается по производимому ею смущению, мраку, неопределительности, переменчивости, развлечению, мечтательности..."
Как бороться со злыми помыслами?
«Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2 Кор. 10: 4-5).
«Учись доброму, так худое на ум не пойдет». Русская пословица.
Св. праведный Иоанн Кронштадтский: «Не давай и на одно мгновение останавливаться в сердце своем какому-либо греховному (страстному) движению. За мгновение придется заплатить многими часами мучений».
Св. праведный Алексий Мечев: «Нападут мысли, гони их: А я вам не сочувствую, Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим, - вот и всё».
Святитель Феофан, Затворник Вышенский: «Посмотрите, от чего случилось падение. Вдруг падение редко бывает, обыкновенно же оно смала начинается: с помыслов, лёгких сочувствий и медления в помыслах, большего и большего, до вожделений греха, и после которого грехопадение не замедляет. Главное тут - не оставлять никогда следа не только сочувствия, произведенного помыслом, но и самого помысла, чтоб в душе оставалось отвращение и омерзение грехом.
Толпа искусительных помыслов становится безотвязнее, если позволить им сколько-нибудь замедлить в душе, а тем более если войти с ними еще и в переговоры. Но если их с первого раза оттолкнуть сильным напряжением воли, отвержением и обращением к Богу, то они тотчас удалятся и оставят атмосферу души чистою.
Поставьте себе законом всякий раз, как приключится беда, то есть нападение вражие в виде худого помысла или чувства, не довольствоваться одним отражением и несогласием, но присоединять к сему молитву до образования в душе противоположных чувств и мыслей. И всегда этим завершайте свою брань с грехом. Это похоже на вынутие занозы.
Относительно недобрых помыслов известно ведь, что коль скоро замечен такой помысл и отвернут решительно, то, как он ни будь худ, это не вменяется тому, кто его испытывает. Держите сие в мысли и будьте покойны.
Поставьте себе законом с Господом всегда быть умом в сердце, и блуждать мыслям не позволять, а как только уйдут, ворочать их назад и заставлять сидеть дома, в клети сердца, и беседовать с сладчайшим Господом. Поставив такой закон, нудьте себя верно исполнить его - браните себя за нарушения, штрафы на себя налагайте и Господа молите, чтобы помог вам в сем наиважнейшем деле».
Старец Паисий Святогорец: «Помысл, подобно вору, приходит к тебе и ты открываешь ему дверь, вводишь в дом, заводишь с ним беседу, а потом он тебя грабит. Разве можно заводить разговоры с врагом? С ним не только избегают бесед, но и дверь запирают накрепко, чтобы он не вошел».
Преподобный Антоний Оптинский: «Вы привыкли разговаривать сами с собою и думаете переспорить помыслы, но они отражаются молитвою Иисусовою и молчанием в мысли своей».
Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Славословием Бога прогоняются помыслы неверия, малодушия, ропота, хулы, отчаяния, вводятся помыслы святые, божественные».
Преподобный Марк Подвижник: «Если хочешь, чтоб тебе не стужали злые помыслы, имей душевное уничижение и телесную скорбь, и это не отчасти, но во всякое время, во всяком месте, и во всяком деле».
Игумен Никон (Воробьев): «Только бодрствованием, удерживанием своих внешних чувств (зрения, слуха, осязания) и непрестанным, по возможности, призыванием имени Божия можно побороть все вражии вылазки, не допустить себя до большого греха».
Преподобный Амвросий Оптинский: «Когда нападут помыслы и не в силах бороться, тогда сказать: Господи, Ты видишь немощь мою, я не в силах бороться, помоги мне!»