Протоиерей Александр Зелененко
Вот и наступил Великий пост. Перед нами встает вопрос: как провести его с наибольшей пользой? Как не погубить дней святой четыредесятницы? Как подготовиться к встрече светлого Христова Воскресения?
Чтобы оценить и по достоинству использовать время поста, следует уяснить его значение. По учению святых отцов, пост – это хранение мира, чистоты, гармонии, согласия ума и сердца. Истинный пост есть злых (помыслов, чувств, слов и дел) отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания (наговора), лжи и клятвопреступления.
Мера воздержания должна быть у нас во всем: в еде, питье, во сне, в чувствах, мыслях, делах, словах, в вещах, в желаниях. Где нет воздержания, там нет гармонии, там – хаос и беспорядок.
Воздержание – это не цель, а средство единения всех душевных сил в себе и единения с Богом. В видимом воздержании плоти нет совершенства, ибо оно направлено на духовное – невидимое – для стяжания духовно-нравственной сердечной чистоты. Целостная чистота достигается через воздержание:
✦очей – не прельщаться богатством, внешней красотой, худым и тленным;
✦слуха – не услаждаться звуками, льстивыми или красивыми словами, музыкой;
✦языка – не говорить много; не говорить пустого, ложного, скверного, хульного;
✦чрева– не услаждаться вкусными яствами, или большим количеством пищи;
✦сердца – не потакать греховным помыслам, желаниям, влечениям, чувствам, не услаждаться образами и представлениями.
Невоздержанность – есть начало всех зол и страстей. Вот почему наложен был пост-воздержание даже в раю Адаму и Еве (не вкушать плодов с древа познания добра и зла). Еще больше необходим он нам, так как мы значительно дальше теперь отстоим от Бога, чем наши прародители.
Сколько благ и духовных радостей принесет нам пост, если мы будем следовать святоотеческим наставлениям и указаниям Церкви. Богу не нужны наши моления, пощения и жертвоприношения, если мы не исполнимся первого и главного перед постом устроения – примирения и всепрощения.
Чтобы лучше растрогать нашу душу и вызвать слезы сердечного сокрушения и покаяния, святая Церковь предлагает в назидание нам на первой седмице поста Великий покаяный канон преподобного Андрея Критского.
Очень далеки мы от целомудрия и сердечной чистоты и ни в чем так не нуждаемся, как в покаянии и сокрушении. Без этого сокрушения нельзя и думать об очищении сердца от страстей. Без очищения же сердца нам невозможно озариться «лучами святых заповедей Христовых, светлостью любви», достичь того, к чему нас зовет Церковь с первого же дня первой седмицы Великого поста.
Итак, началом духовной жизни является сердечное сокрушение, обличение себя в грехах и связанное с этим покаяние. Возможны ли, самообличение и покаяние в грехах без слез? Нет, невозможны! И если не имеем слез таких, то будем просить о них: «Тучи ми подаждь, Христе, слез, в поста красный день: яко да восплачу, и отмыю скверну от сластей, и явлюся Тебе очищен» (стихира вечерни чистого понедельника).
Смотрите, сколько светлого, разумного, утешительного и для всех нас доступного в этих словах. Если бы мы благодатно восприняли и запечатлели в своем уме и сердце мудрые и спасительные наставления нашей Церкви и святых отцов о посте, то и сами не могли бы удержаться от того, чтобы не начать поститься, и уподобились бы мудрым девам, своевременно заготовляющим елей в сосудах своих для встречи Жениха – Господа нашего Иисуса Христа. К такой встрече с воскресшим Спасителем в дни Святой Пасхи и будет готовить нас Церковь в наступающую святую Четыредесятницу.
Не следует забывать и того, что пост есть Заповедь Божия и древнее церковное установление. Для церковного же человека требование Церкви есть закон, Церковь жива и свята действующим в ней Святым Духом. Жив и голос её пастырей: их советы, наставления и указания. Всякий верующий человек может по вопросу поста получить индивидуальные указания от своего пастыря.
Наконец, всем нам полезно помнить и грозные прещения древнего 69-го Апостольского правила: «если кто из членов причта или клира не постится в Святую Четыредесятницу перед Пасхой, или же в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя, да будет низвержен (из сана). Аще же мирянин, да будет отлучен (от Церкви). Такие грозные прещения и для священнослужителей, и для мирян, если они без достаточной причины не выполняют пост. Извержение из священного сана несет с собой духовную смерть для священнослужителя. Отлучение мирянина от Церкви – духовное угасание и неизбежную смерть, ибо вне Церкви – нет спасения.
По нашим грехам, наверное, все мы достойны указанных наказаний и лица духовные, и лица светские. Только бесконечная милость Божия держит нас всех на своих местах, терпеливо ожидая нашего покаяния. Так используем же предстоящие дни Великого поста для истинного покаяния и примирения с Богом и со своими ближними!
Этот пост, поэтому и назван Святой Церковью Великим, что велик по значимости, нашей ответственности и требует в предстоящее время великих усилий над собой по очищению душ и сердец наших от греховной скверны. Великие усилия и труды дадут и великую радость единения с Господом с первых же дней поста и особенно на Пасху. Ибо, по слову апостольскому: «мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает во век» (1 Ин. 2:17). Помолимся Господу, чтобы Он благостию Своею, ввел нас в пречестные дни сии, к очищению душой и телом, к воздержанию от страстей в надежде воскресения и жизни вечной. Аминь.