«Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». (Лк. 19:1-10)

Что произошло с Закхеем?

Человек пресытившийся грехами, разочаровавшийся и уставший, вдруг ощутил призывающую благодать Божию и начал искать Бога. Его мучила совесть – он жаждал успокоения. Ему стало безразлично, что станет с его должностью, мнением других о нём, как это скажется на его репутации, как начальника мытарей. Как мальчишка, залез Закхей на дерево. Так велико было его желание во встрече с Господом!

Есть ли в нас такое желание встретить Христа?

Что для нас важнее – мнение людей или мнение Бога о нас?

Бог ищет и ждет каждого человека! Он знает, кто ищет Его и особо нуждается в Нем.

Закхей хотел только увидеть Господа, а Христос познал его и узрел, что Закхей готов вернуться в Отчий дом. Господь узнал блудного сына, назвал его по имени, и Сам возжелал прийти в дом его. И произошла встреча…

И когда Господь вошел в дом грешной души Закхея и озарил её Своим светом, тот мгновенно ощутил свое недостоинство, осознал свою вину перед Богом и людьми, и тотчас захотел всё исправить. «Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» - воскликнул он перед Иисусом и перед народом (фактически, выполнив свое обещание, он разорился в материальном мире, но обрел сокровище духовное).

В обете Закхея заключается сознание греха, покаяние и исправление, соединенные с величайшим самоотвержением.

Господь принял покаяние Закхея и утвердил его в сыновнем достоинстве: «ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама» (Лк. 19:9). Покаявшийся грешник вошел в семью верующих и спасающихся. И, наконец-то обрел житие по имени, ибо «Закхей» значит «благость», «милость».

Встреча со Христом полностью переменила жизнь Закхея. Церковное предание сообщает, что Закхей стал Христовым Учеником и пошел за апостолом Петром, став апостолом от 70. Он стал первым епископом Кесарии Палестинской, где верно служил Евангелию и мирно скончался.

У кого-то из современников Иисуса было желание прикоснуться к Нему, как у кровоточивой; у кого-то желание поговорить с Ним, у кого-то — пригласить в свой дом, у кого-то — омыть слезами Его ноги. А у Закхея — только видеть. Именно с этого и начался его путь спасения.

Этому законному человеческому желанию – видеть Господа – отвечают святые иконы. Многие люди, взирая на иконы, ощущали себя увиденными Господом и начинали новую жизнь во Христе.

«Наша Церковь – Церковь погибающих, но кающихся» /Преп. Ефрем Сирин. Для того, чтобы положить начало спасению, необходимо осознать себя последним грешником, но не только осознать, а и переменить всю свою жизнь, как это произошло с Закхеем. «Просите - и получите, ищите - и найдете, стучите - и вам откроют. Каждый, кто просит, получает, и кто ищет, находит, и кто стучит - тому откроют» (Мф. 7: 7-8).

Смыслы Евангелия о Закхее

Закхей – это очень ёмкий, собирательный образ, совокупно содержащий и отражающий в себе все последующие события и образы 3-х подготовительных недель к Великому посту (да и во время поста и в течении всей нашей жизни его образ и пример будет для нас важен и поучителен).

У всех людей образ встречи со Христом различен, как различны и плоды этих встреч, - это вся последующая жизнь человека – от уверения и познавания Бога до самой смерти, после которой человек даст Ему отчёт о своей жизни – какой она была – богоугодной, самоугодной или богопротивной.

Закхей – это образ человеческого желания: желания увидеть, услышать, соприкоснуться, узнать и встретиться со Христом. Желания такой силы, что она помогла ему преодолеть все внешние и внутренние препятствия на пути к этой желанной цели – встретить Господа, угодить Ему и быть с Ним всегда неразлучно до вечности и в вечности. И ап. Павел говорит Коринфяном: «ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1Кор. 2:2).

Какие внешние препятствия преодолел Закхей, чтобы увидеть Христа?

Он обошел и превзошел толпу, её ажиотаж вокруг Христа; имея препятствием маленький рост, он залез на дерево, чтобы сверху рассмотреть Христа.

Какие внутренние препятствия преодолел Закхей, чтобы увидеть Христа?

Он преодолел в себе:
✦ маловерие и сомнения в отношении Христа;
✦ стеснение, стыд и страх, что его не поймут и надсмеются; что его осудят, что он потеряет свой авторитет – начальника мытарей;
✦ фарисейскую гордость;
✦ себялюбие, своеволие, непочтение, непослушание, самоуверенность, самонадеяние, независимость, самоуправство, своенравие (характерные для блудного сына);
✦ мнимую праведность, своекорыстие, собственнические интересы, уязвленное самолюбие, непримиримость, обиду, негодование, укорение и осуждение… (то что было характерно для старшего сына);
✦ отсутствие страха Божия, страха греха и наказания, по причине неведения путей Промысла Божия, твердой памяти Его судеб и судов (совести, Исповеди, частного и Страшного суда).

Евангельские символы

Евангелие – это зеркало, всё в нём написано для нас и о нас.

Иерусалим означает духовный мир, Небесное Царство, а Иерихон – нашу земную жизнь в скорбях и грехах. Мытарь – это каждый из нас, ибо все мы богаты страстями, грехами и пороками. Толпа народа – это наши суетные заботы, грехи, страсти, привычки. Они как стена между нами и Богом. (Под «толпой» можно понимать и мнимых «праведников», которые своими широкими спинами закрывают Христа от ищущего Его грешника.)

Мы «малы ростом», потому что, называясь христианами, духовно не возрастаем, и поэтому не можем видеть Христа, будучи подавлены своими грехами. Чтобы увидеть Христа, нужно «залезть на дерево»: подняться духом своим над землей в молитве.

Мы можем только лишь соприкоснуться с духовным миром через молитву, но, чтобы Господь вошел в сердце наше, для этого необходимо смириться (сойти с дерева) и покаяться. Покаяние открывает для Господа двери дома – человеческое сердце. И когда Господь входит сердце, человек приносит плоды истинного покаяния: полностью изменяет свою жизнь.

И тогда Господь вводит нас в духовную семью Авраама – семью верующих и спасающихся. Ведь для того Господь и стал Сыном Человеческим, чтобы мы, грешники, стали сынами Божиими по благодати.

Что такое Великий пост?
- это путь к Пасхе, к встрече Христа пострадавшего, распятого и воскресшего, а затем и последование за Ним через всю земную жизнь чтобы обрести с Ним жизнь вечную. «Кто Мне служит, Мне да последует, и где Я, там и слуга Мой будет; и кто Мне служит, того почтит Отец Мой» (Ин.12: 26).

Как Великий пост есть путь к Пасхе, так и вся наша земная жизнь (по изгнании из рая наших прародителей, ибо в Адаме все мы согрешили и лишились райского блаженства), есть путь к Пасхе вечной жизни в Царствии Небесном, чтобы пребыть в вечном Богообщении, превыше которого нет и не будет ничего для человека.

Недостаточно слышать о Христе, думать или читать о Нём, важно уверовать, познать и возлюбить Его всем сердцем; и последовать за Ним при всех трудностях, испытаниях, лишениях, преодолевая их.

Искру желания встречи в Закхее, Христос не только увидел, но и усилил её до пламени веры, надежды, любви – покаяния и изменения своей греховной жизни.

Если человек делает один шаг навстречу Богу, то Бог делает в ответ 10 шагов (это явствует из притчи «О блудном сыне», когда Отец с опережением бежит навстречу Своему заблудшему сыну). Христос для того пришёл в сей мир, чтобы взыскать и спасти погибшего (Лк. 19:10).

Составил протоиерей Александр Зелененко для слушателей взрослых групп Воскресной школы Спасо-Парголовского храма.